Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 8 октября 2012 г. N 23
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
26 сентября 2012 года, рассмотрев дело N 22 от 07.09.2012 г., возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" по факту распространения наружной рекламы пива на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1,
в присутствии:
лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Бачурина Дмитрия Сергеевича, установила:
На одной из внешних стен магазина "Василёк", обращенной в сторону проезжей части, прикреплен баннер, на котором изображены фирменные наименования следующих сортов пива: Барнаульское, Барнаульское живое, Чешское, Жигулевское, Goltschttiner, Besser, а также лимонада Грушевый и кваса Хлебная корочка.
На информационном поле баннера также изображена пивная кружка на фоне горного пейзажа, сопровождаемая надписью: "Пожалуй, лучшее пиво Алтая Барнаульского пивоваренного завода". В нижней части баннера расположена предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления пива.
В витринах магазина "Василёк" установлены информационные полотна. На одном из полотен изображена бутылка пива наименования Толстяк доброе, сопровождаемая следующим текстом: "Смотри на жизнь толще!". Рядом с бутылкой изображена пивная кружка с надписью: "Попробуй сам!". В нижней части информационного полотна расположена предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления пива.
На другом полотне изображена бутылка пива наименования Белый медведь, сопровождаемая предложением: "Поддается дрессировке!". В нижней части информационного полотна расположена предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления пива (акт фиксации распространения объектов наружной рекламы от 09.08.2012 г.).
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, распространяемая на внешних стенах и витринах магазина "Василек" вышеуказанная информация полностью соответствует определению понятия реклама, поскольку она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пиву, что способствует продвижению указанного товара на рынке.
Законом "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров, в том числе рекламы пива.
Согласно разъяснениям ФАС России от 20.07.2012 N ПС/22997 о рекламе алкогольной продукции, в связи с вступлением в законную силу с 23 июля 2012 г. изменений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", положения статьи 21 настоящего Федерального закона (реклама алкогольной продукции) распространяются на рекламу пива.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, распространение рекламы пива на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламного баннера, рекламных полотен) противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что реклама пива: "Барнаульское, Барнаульское живое, Чешское, Жигулевское, Goltschttiner, Besser", "Пожалуй, лучшее пиво Алтая Барнаульского пивоваренного завода", "Толстяк доброе. Смотри на жизнь толще!", "Попробуй сам!", "Белый медведь. Поддается дрессировке!", распространяемая на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1, является ненадлежащей, так как указанная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламного баннера, рекламных полотен), монтируемых на конструктивных элементах магазина "Василек" (стенах, окнах) что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В целях установления лица, осуществляющего хозяйственную деятельность в магазине "Василёк", УФАС по РА был направлен запрос в адрес Администрации г. Горно-Алтайска (исх. от 20.08.2012 N 1967/05).
23.08.2012 г. Администрацией г. Горно-Алтайска была предоставлена информация (вх. N 2079), согласно которой, в торговом павильоне "Василёк", расположенном по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, в районе дома N 116 осуществляет предпринимательскую деятельность ИПБОЮЛ Бачурин Дмитрий Сергеевич.
В процессе рассмотрения дела N 22 от 07.09.2012 г. ИПБОЮЛ Бачурин Дмитрий Сергеевич пояснил Комиссии, что в магазине "Василек" действительно реализуется пиво, так как основная доля выручки с продажи товара складывается от реализации пива. Вышеуказанные рекламные носители были представлены поставщиками пива и размещены на фасаде и окнах магазина "Василек" с его согласия. В настоящее время вышеуказанная реклама пива демонтирована со стен и витрин магазина.
Таким образом, Комиссией установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем ненадлежащей рекламы пива, распространяемой на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1, является ИПБОЮЛ Бачурин Дмитрий Сергеевич, так как он является продавцом рекламируемого товара и осуществляет торговую деятельность в помещении магазина "Василёк", на стенах и окнах которого распространена рассматриваемая ненадлежащая реклама пива.
Частью 7 статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" возложена на рекламораспространителя.
При таких обстоятельствах, Комиссия решила, что нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" при распространении рекламы пива на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1, допущено ИПБОЮЛ Бачуриным Дмитрием Сергеевичем.
При принятии решения Комиссией не приняты во внимание устные пояснения ИПБОЮЛ Бачурина Д.С. в части прекращения распространения наружной рекламы пива в магазине "Василек" так как ИПБОЮЛ Бачуриным Д.С. не представлены Комиссии документальные доказательства, свидетельствующие о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива: "Барнаульское, Барнаульское живое, Чешское, Жигулевское, Goltschttiner, Besser", "Пожалуй, лучшее пиво Алтая Барнаульского пивоваренного завода", "Толстяк доброе. Смотри на жизнь толще!", "Попробуй сам!", "Белый медведь. Поддается дрессировке!", распространяемую на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1, так как указанная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламного баннера, рекламных полотен), монтируемых на конструктивных элементах магазина "Василек" (стенах, окнах) что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе";
2. Выдать ИПБОЮЛ Бачурину Дмитрию Сергеевичу, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 26.09.2012 г., решение изготовлено в полном объеме 08.10.2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 22 от 07.09.2012 г.
08.10.2012 г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
на основании своего решения от 08.10.2012 г. по делу N 22 от 07.09.2012 г. о признании ненадлежащей рекламы пива: "Барнаульское, Барнаульское живое, Чешское, Жигулевское, Goltschttiner, Besser", "Пожалуй, лучшее пиво Алтая Барнаульского пивоваренного завода", "Толстяк доброе. Смотри на жизнь толще!", "Попробуй сам!", "Белый медведь. Поддается дрессировке!", распространяемой на внешних стенах и витринах магазина "Василек", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, 116/1, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Бачурину Дмитрию Сергеевичу, в срок со дня получения предписания прекратить нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", путем прекращения распространения наружной рекламы пива;
2. Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Бачурину Дмитрию Сергеевичу, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10.11.2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, УФАС по РА вправе в соответствии с пунктом 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 8 октября 2012 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016