Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 17 марта 2015 г. N 1-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя
Управления - начальник отдела контроля за
рекламой и недобросовестной конкуренцией,
Члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля закупок для государственных
и муниципальных нужд
<_> специалист 1-го разряда
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 1-2015, возбужденное по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона "О рекламе" по заявлению ООО "ИФК "Титан" по факту распространения на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ рекламы службы заказа такси "Лидер", в присутствии
Заявителя, директора общества с ограниченной ответственностью "ИФК "Титан" (далее - ООО "ИФК "Титан") <_>
представителя общества с ограниченной ответственностью "Лидер Челябинск" (далее - ООО "Лидер Челябинск") <_> по доверенности от 05.03.2015,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>), надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела и не заявившей ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие,
<_> надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
Управления транспорта Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО ИФК "Титан" о принятии мер к владельцу такси "Лидер", который, по мнению заявителя, является нелегальным перевозчиком, при этом активно распространяет рекламу в сети Интернет и на дисконтных картах, которые раздаются в парфюмерном супермаркете "Золотое яблоко", гипермаркете "Молл", ТРК "Куба", в которой позиционирует себя как надежный перевозчик. К заявлению приложены скрин-шоты Интернет-сайта http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ и копия дисконтной карты.
Проверка Челябинского УФАС России показала, что размещением рекламных материалов на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru занималась ИП <_> а дисконтные карты "Лидер" распространялись в магазинах и торгово-развлекательных центрах по договорам, заключенным ООО "Лидер Челябинск" с ООО "Молл", ЗАО "Синема Парк", ООО "РК Компании" соответственно.
ИП <_> пояснила, что заключила договор с Титаевым А.А. на размещение рекламы "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере" на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru. Согласованный текст рекламы содержал сведения "Сроки проведения акции - с 15 марта 2014 года по 1 сентября 2019 года включительно. Информация об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения - на сайте Chel.rutaxi.ru". Однако обновление программного обеспечения на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru повлекло за собой последствия, когда текст о сроках проведения такого мероприятия, а также об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, стал недоступен для пользователей. Данная ошибка была устранена незамедлительно, после её обнаружения. ИП <_> представила скрин-шоты Интернет-сайта http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ об устранении нарушения рекламного законодательства.
<_> представил письменные объяснения, в которых указал, что является единственным учредителем ООО "Лидер Челябинск" и в целях продвижения услуг ООО "Лидер Челябинск" по собственной инициативе и за счет собственных средств заключил договор о размещении на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline рекламы акции под заголовком "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере". Считает, что рекламный материал был оформлен в полном соответствии с требованиями рекламного законодательства.
ООО "Лидер Челябинск" в объяснениях указало, что в рекламе и при осуществлении своей деятельности использует коммерческое обозначение "Диспетчерская служба Лидер". Пояснило, что распространяло дисконтные карты с рекламой диспетчерской службы, а не услуг такси. Считает, что ООО "Лидер Челябинск" не оказывает услуги такси, услуги перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом и услуги по договорам фрахтования, а является информационной службой, единственным видом деятельности которой является сбор, обработка данных (информации), формирования и обновление базы данных заявок на осуществление перевозок.
Относительно договора, представленного заявителем, ООО "Лидер Челябинск" указало, что договор заключен на организацию перевозки, а не на оказание услуг перевозки такси. Полагает, что услуги организации перевозки по данному договору не предоставлялись, так как после заключения договора оплата не поступила.
Управление транспорта Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по запросу Челябинского УФАС России представило сведения о том, что разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ООО "Лидер Челябинск" не выдавались.
Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав ООО ИФК "Титан" и ООО "Лидер Челябинск" Комиссия приходит к следующим выводам.
Требование заявителя о принятии мер к перевозчикам пассажиров и багажа легковым такси, осуществляющим деятельность без разрешения, не подлежит разрешению в рамках дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является реклама, указанная в заявлении ООО ИФК "Титан".
На Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ в октябре 2014 года размещалась реклама под заголовком "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере". В рекламе присутствуют сведения о службе заказа такси "Лидер", о розыгрыше призов с участием клиентов, совершивших поездку по акции "Призовая клубная карта", а также с участием клиентов, оформивших заявку через сайт "Лидера" или через мобильное приложение либо отправив СМС-сообщение.
Также на дисконтных картах размещалась реклама "_закажи такси еще быстрее 21-12-444_ *База данных такси_", "Размещайте заказ такси по номеру 211-2-444_", распространяемая в марте 2014 года в кинотеатре "Синема Парк" (г. Челябинск, ул. Артиллерийская, 136), в марте и июле 2014 года в Парфюмерном супермаркете "Золотое Яблоко" (г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 26), с июля по декабрь 2014 года в магазинах "Молния" г. Челябинска.
Реклама, размещенная на Интернет-сайте и на дисконтных картах, содержит сведения о службе заказа "Лидер", а не о перевозке такси "Лидер", о чем свидетельствуют присутствующая в ней информация "служба заказа такси "Лидер", "Лидер БД*такси", "закажи такси", "База данных такси".
Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных требований к рекламе службы заказа такси, следовательно, само по себе размещение рекламы службы заказа такси не противоречит законодательству о рекламе.
Вместе с тем, в рекламе должны быть соблюдены требования Федерального закона "О рекламе".
Указанный в рекламе "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере", размещенной на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/, розыгрыш призов с участием клиентов, совершивших поездку по акции "Призовая клубная карта", а также с участием клиентов, оформивших заявку через сайт "Лидера" или через мобильное приложение либо посредством отправки СМС-сообщения, является стимулирующим мероприятием, поскольку условием участия в нём является поездка на такси "Лидер".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере, размещенной на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ не указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, в связи с чем, реклама нарушает статью 9 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП <_> как лицо, разместившее на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru рекламу стимулирующего мероприятия службы заказа такси "Лидер".
Рекламодателем является <_> заключивший договор с <_> на размещение рекламы.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что ИП <_> прекратила размещение ненадлежащей рекламы и изменила содержание рекламы на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru, что подтверждается скрин-шотами страниц Интернет-сайта http://chelyabinsk.ru, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.
Комиссия также не усматривает оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <_>
Так, <_> предоставил ИП <_> макет рекламы "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере", в котором были указаны сроки проведения мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. ИП <_> приняла данный макет, согласовала его с <_> однако не обеспечила надлежащее техническое обеспечение своей деятельности и допустила размещение в октябре 2014 года на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru рекламы с нарушением требований статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу стимулирующего мероприятия службы заказа такси "Лидер" под заголовком "Кто улетит в Париж за поездку на "Лидере", размещенную на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru, в которой не указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <_>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 марта 2015 г. N 1-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016