Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 25 июля 2014 г. N 28
Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2014 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 25 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Шагжитарова А.М. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 28, возбужденное 18.06.2014 г. по признакам нарушения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 7а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии "_", установила:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление ИП Чухно Л. П. (вх. N 1783э от 15.04.2014 г.), в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области по отказу в предоставлении государственной услуги юридическим лицам по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке.
Заявитель сообщает следующее.
Из Федеральной антимонопольной службы России был получен ответ о признании неправомерными действий должностных лиц Роспотребнадзора, которые отказали заказчикам заявителя в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по проектам на основе экспертных заключений заявителя.
Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области отказано тресту "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по экспертным заключениям NN 57; 58 от 08.11.2013 г. по результатам экспертизы проектов "Нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Северному и Кыштовскому районам", выданных ИП Чухно Л.П., как аккредитованным экспертом.
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области отказало в выдаче указанного санитарно-эпидемиологического заключения по тем основаниям, что в соответствии с п. 13 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. N 775) на территории Новосибирской области участвует в санитарно-эпидемиологических экспертизах только ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области"; другие аккредитованные эксперты и экспертные организации не могут участвовать в выдаче экспертных заключений. Кроме этого, свидетельство об аккредитации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" N53-АК 01.03.2010 года полученное ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области", как экспертной организацией привлекаемой органами госконтроля при проведении мероприятий по контролю, Роспотребнадзора по Новосибирской области принимается как соответствующее законодательству, а аналогичное свидетельство заявителя не принимается, в связи с чем тресту "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" дважды отказано в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области нарушает антимонопольное законодательство, а действия (бездействия) должностных лиц ведут к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, что подтверждено письмом Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России).
Руководствуясь ст. 39, п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Новосибирским УФАС России в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области возбуждено дело N 28 (Приказ от 18.06.2014 г. N 165) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области представило объяснения (вх. N 7344 от 10.07.2014 г.), в которых сообщает следующее:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.
Управление является уполномоченным территориальным органом Роспотребнадзора по подготовке и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 694.
Управление при предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений руководствуется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологического благополучия населения", Федеральным законом от 27.01.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства РФ от 06.05.2011N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определения размера платы за их оказание", Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (далее - Административный регламент), приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (далее Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224), в части не противоречащей Административному регламенту (письмо Роспотребнадзора от 02.07.2013 N 01/7446-13-31 "О приказе Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224").
Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений определен Административным регламентом.
Согласно п. 18 Административного регламента для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):
- заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении N 3 к Регламенту;
- результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений является государственной услугой, а санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок являются необходимыми и обязательными услугами для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
Порядок проведения санитарно - эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно - эпидемиологических и гигиенических требований устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно - правовому регулированию в сфере санитарно эпидемиологического благополучия населения, согласно ч. 3 ст. 42 Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и регламентируется Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. N 224, в части не противоречащей Административному регламенту (письмо Роспотребнадзора от 02.07.2013 г. N 01/7446-13-31 "О приказе Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224").
В соответствии с п. 2 приложения N 1 Приказа Роспотребнадзора от 19.07. 2007 N 224 экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии (не соответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы техническим регламентам, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.
Пунктом 13 Административного регламента определено, что в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений участвуют организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организацией, обеспечивающей деятельность Управления в части проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз в целях предоставления государственных услуг является Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" (аттестат аккредитации ГСЭН.RU.ЦОА.075 от 19.01.2011 г., зарегистрирован в Едином реестре: N РОСС RU.0001.510117 от 19.01.2011 г., выданный Центральным органом по аккредитации лабораторий Федеральной службой Роспотребнадзора, со сроком действия до 19.01.2016 г., свидетельство об аккредитации от 01.03.2010 г. N 53-АК, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Сканированные копии аттестата аккредитации, свидетельства об аккредитации с приложением области аккредитации, размещены на официальном сайте ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" (www.cgnso.ru).
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения, подведомственным Роспотребнадзору в соответствии с приказом Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 N 27 "Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки" согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N ЗЗ-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В соответствии с п. 1 Устава Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области", утвержденного Приказом Роспотребнадзора N 312 от 31.03.2011 (далее - Устав), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" (далее Бюджетное учреждение) является некоммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области.
Данное Бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления, в том числе проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок в целях оказания государственных услуг согласно п. 11, 14.1 Устава.
Сканированная копия Устава размещена на официальном сайте ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" (www.cgnso.ru).
В приложении N 2 к Административному Регламенту приведен перечень организаций, оказывающих необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений - федеральные бюджетные учреждения науки - научно-исследовательские институты и центры, федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, в том числе Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области".
Чухно Л.П. аккредитована в качестве эксперта, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организации, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" (свидетельство об аккредитации в сфере государственного контроля санитарно-эпидемиологического благополучия населения N РОСС RU.0001.420З66 от 22.02.2013 г.) и может быть привлечена органом государственного контроля в рамках контрольно - надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", для рассмотрения документов юридического лица, обследования используемых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, отбора образцов продукции, обследования объектов окружающей среды, объектов производственной среды и проведения их исследований, испытаний, а также проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленными муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Учитывая, что область аккредитации эксперта Чухно Л.П. позволяет принимать участие, исключительно, в надзорных мероприятиях, результаты санитарно - эпидемиологической экспертизы, оформленные ИП Чухно Л.П., не могли служить основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, в связи с чем, Управлением было отказано по заявлениям N 1921, 1923 от 25.11.2013 г. ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании экспертных заключений N 57, 58 от 08.11.2013 г., оформленных ИП Чухно Л.П. (уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги 01/24324 от 11.12.2013, 01/24478 от 12.12.2013).
Вместе с тем, порядок аккредитации экспертов и экспертных организации на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в целях установления соответствия (несоответствия) требованиям санитарного законодательства Правительством Российской Федерации не установлен.
Аккредитация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия документов требованиям санитарного законодательства осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", который вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, то есть 29.06.2014.
При этом, свидетельства об аккредитации, полученные экспертом Чухно Л.П. (РОСС RU.0001.420366 и РОСС RU.0001.421442), выданы ей на основании Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 N 689, изданным в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, указанные свидетельства об аккредитации эксперта Чухно Л.П. дают право ей привлекаться органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля только к проведению мероприятий по контролю в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294. (Приложение копия письма от 25.04.2014 N 921Ж-2014 Нефтьюганской межрайонной прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югра).
Отказ Управления в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" на основании результатов санитарно- эпидемиологической экспертизы эксперта - ИП Чухно Л.П., явился основанием для проведении проверки Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) по обращению Чухно Л.П., а также Прокуратурой Новосибирской области.
Согласно письму ФАС России от 31.03.2014 г. N АД/11757/14, по результатам рассмотрения обращения ИП Чухно Л.П., ФАС России установлены нарушения антимонопольного законодательства при принятии, реализации пункта 13 Административного регламента в совокупности с приложением N 2 к Административному регламенту.
ФАС России было предписано Роспотребнадзору о необходимости приведения Административного регламента в соответствии с антимонопольным законодательством и направлении, в течение 1 месяца с момента получения письма, разъяснений территориальным органам Роспотребнадзора, в части соблюдения антимонопольного законодательства, при применении пункта 13 и приложения N 2 Административного регламента.
13.05.2014 Роспотребнадзором в адрес территориальных органов было направлено письмо от 16.04.2014 N 01/4З61-14-З2 "О деятельности органов и организаций Роспотребнадзора по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений" (вх. N 7442 от 13.05.2014).
В соответствии с вышеуказанным письмом, при предоставлении Роспотребнадзором и его территориальными органами государственной услуги по выдаче, на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений, следует руководствоваться ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологического благополучии населения": санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертным организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью, 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологического благополучии населения", а именно: санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
С 29.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", которым определен порядок и разграничены работы по аккредитации (пунктами 2, 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена аккредитация:
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю;
- экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Исходя из изложенного, в случае, если эксперт или экспертная организация аккредитована в установленном порядке, то такие эксперты и экспертные организации могут оказывать заинтересованным лицам необходимые и обязательные услуги для предоставления Роспотребнадзором и его территориальными органами государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области действовало в соответствии с действующим законодательством, в материалах дела отсутствуют сведения о нарушениях антимонопольного законодательства в действиях Управления, в том числе части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
ИП Чухно Л.П. имеет свидетельства об аккредитации от 20.12.2013 N РОСС RU.0001.421442 и от 22.02.2013 N РОСС RU.0001.420366 в сфере государственного контроля санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере обеспечения защиты прав потребителей и потребительского рынка, выданные Федеральной службой по аккредитации. На основании указанных свидетельств ИП Чухно Л.П. осуществляет предпринимательскую деятельность по проведению экспертиз на предмет соответствия объектов санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании подготовленных экспертных заключений ИП Чухно, трест "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" (заказчик услуг ИП Чухно Л.П.), обратился в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области с просьбой о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектов "Нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Северному и Кыштовскому районам", однако, Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, согласно письмам от 11.12.2013 N 01/24324, от 12.12.2013 N 01/24478 отказало тресту в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании подготовленных экспертных заключений ИП Чухно, мотивируя это тем, что в соответствии с пунктом 13 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 N 775 в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений участвуют федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, в частности ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области".
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если физическое или юридическое лицо аккредитовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, имеет свидетельство аккредитации, подтверждающее его компетентность осуществлять деятельность в определенной области аккредитации, а именно, в области проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, то такие экспертные организации могут оказывать заинтересованным лицам необходимые и обязательные услуги для предоставления Роспотребнадзором и его территориальными органами указанной Государственной услуги.
Статьей 46 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ установлено, что система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя, в том числе федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора. В приложении N 2 к Административному Регламенту приведен перечень организаций, оказывающие необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений - федеральные бюджетные учреждения науки научно-исследовательские институты и центры, федеральные бюджетные учреждения с здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, в том числе Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области".
Организацией, обеспечивающей деятельность Управления в части проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз в целях предоставления государственных услуг является Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" (аттестат аккредитации N ГСЭН.RUЦОА.075 от 19.01.2011 г., зарегистрирован в Едином реестре: N РОСС RU.0001.510117 ОТ 19.01.2011 г., выданный Центральным органом по аккредитации лабораторий Федеральной службой Роспотребнадзора, со сроком действия до 19.01.2016 г., свидетельство об аккредитации от 01.03.2010 г. N 53-АК, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Данное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления, в том числе проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок и экспертиз в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области согласно п. 11, 14.1 Устава.
Также, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области", согласно пункту 15 Устава ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" от 2011 года), вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям. К указанным видам деятельности, (согласно пункту 15.20, части 2 Устава), в том числе относятся санитарно-эпидемиологические обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и экспертиз.
При этом должностные лица и специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" не являются лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2 статьи 4, а также статье 76 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Приказы Роспотребнадзора являются подзаконными нормативными актами и в них не могут приниматься нормы, противоречащие принятым Федеральным законам РФ. В случае, если имеются противоречия в Федеральном Законе и нормативно-правовом акте иного уровня, то действует Федеральный Закон.
В частности, статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", а также Административным Регламентом Роспотребнадзора не предусмотрено, что только федеральные бюджетные учреждения науки научно-исследовательские институты и центры, федеральные бюджетные учреждения с здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии могут оказывать услуги по выдаче санитарно- эпидемиологических заключений.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" наряду с иными субъектами хозяйственной деятельности в силу статьи 42 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", оказывая услуги по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обязано иметь соответствующее свидетельство об аккредитации, полученное в порядке, установленном Правительством РФ от 20.08.2009 N 689, поскольку, ФБУЗ не относится к органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Довод представителей Управления Роспотребнадзора по НСО о том, что Чухно Л.П. аккредитована в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ, которым не предусмотрен порядок оформления санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, не может быть учтен Комиссией, поскольку, до вступления Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28.12.2013 года N 412-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 установлены лишь "Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю". Правила (порядок) аккредитации экспертов и экспертных организаций, в целях реализации статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правительством РФ не были установлены.
Кроме того, Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и "Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" (которые утратили силу в связи с вступлением в законную силу Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28.12.2013 года N 412-ФЗ), определяют один и тот же порядок аккредитации для экспертов и экспертных организаций, таким образом, свидетельства об аккредитации, выданные экспертам и экспертным организациям до 01.07.2014 г. сохраняют силу до истечения их срока действия.
Кроме того, основанием отказа Управления Роспотребнадзора в выдаче тресту "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз" санитарно-эпидемиологических заключений по результатам экспертизы проектов "Нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Северному и Кыштовскому районам", выданных ИП Чухно Л.П., как аккредитованным экспертом, со ссылкой на п. 13 административного регламента, являлось то, что ИП Чухно Л.П. отсутствует в перечне организаций, оказывающих необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений. При этом решение о предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения может быть принято после предоставления результатов санитарно-эпидемиологических, оформленных организацией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приведенной в приложении N 2 административного регламента, таким образом, предполагаемое несоответствие области аккредитации эксперта Чухно Л.П. не могло служить основанием для отказа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.
ИП Чухно Л.П., равно как и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" аккредитовано в соответствии с единственным установленным Правительством РФ порядком аккредитации.
Таким образом, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" и ИП Чухно Л.П., как аккредитованные лица, имеют равные права и обязанности на рынке предоставляемых ими услуг в установленных свидетельствами об аккредитации сферах.
ИП Чухно Л.П. также относится к субъектам, которые могут оказывать заинтересованным лицам необходимые и обязательные услуги для предоставления Роспотребнадзором и его территориальными органами указанной Государственной услуги. Таким образом, отказ Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой", является не обоснованным и приводит к созданию дискриминационных условий для ИП Чухно по сравнению с иными субъектами рынка оказания данных услуг, в частности государственными бюджетными учреждениями, входящими в систему Роспотребнадзора. При отсутствии единого порядка аккредитации, утвержденного Правительством РФ в соответствии со статьей 42 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органами власти, в частности, должны быть выработаны равные подходы ко всем субъектам, осуществляющим данные услуги, с целью обеспечения и создания равных условий их деятельности. В противном случае, указанное влечет создание дискриминационных условий деятельности для отдельных субъектов одного товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органами или организациями, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Создание преимущественных условий деятельности ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" в сфере оказания услуг по подготовке экспертных санитарно-эпидемиологических заключений создает дискриминационные условия в отношении осуществления данного вида деятельности для субъектов, не входящих в структуру Роспотребнадзора, в частности для ИП Чухно Л.П.
Таким образом, указанные действия Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области противоречат положениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и свидетельствуют об ограничении конкуренции в части совершения ограничивающих конкуренцию действий при предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, а именно необоснованном отказе в выдаче вышеуказанного заключения ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" на основании подготовленных экспертных заключений ИП Чухно Л.П., что привело к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности ИП Чухно Л.П. и созданию дискриминационных условий, что свидетельствует о введении ограничений в отношении осуществления данного вида деятельности (по подготовке экспертных санитарно-эпидемиологических заключений) для субъектов, не входящих в структуру Роспотребнадзора, а также ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - заказчиков услуг ИП Чухно Л.П. (в том числе потенциальных), поскольку для данных лиц созданы ограничения в выборе экспертных организаций.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 23, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области нарушившей части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения ограничивающих конкуренцию при предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, выразившихся в необоснованном отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" на основании экспертных заключений ИП Чухно Л.П., что привело к необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности ИП Чухно Л.П. и созданию дискриминационных условий деятельности для субъектов рынка оказания услуг по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, что свидетельствует о введении ограничений в отношении осуществления данного вида деятельности для субъектов, не входящих в структуру Роспотребнадзора, а также ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - заказчиков услуг ИП Чухно Л.П. (в числе потенциальных), поскольку для данных лиц созданы ограничения в выборе экспертных организаций.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, отозвать отказы от 11.12.2013 N 01/24324, от 12.12.2013 N 01/24478 в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по обращению ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" на основании подготовленных экспертных заключений ИП Чухно Л.П., не отказывать хозяйствующим субъектам - контрагентам Чухно Л. П. по договорам на оказание услуг по подготовке вышеуказанных экспертных заключений в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по основаниям того, что ИП Чухно Л.П. не является организацией, оказывающей необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 49
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
25 июля 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Шагжитарова А.М. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1-4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.07.2014 г. по делу N 28, возбужденному 18.06.2014 г., о нарушении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 7а) части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в совершении действий, ограничивающих конкуренцию при предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, связанных с необоснованным отказом в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" на основании экспертных заключений ИП Чухно Л.П., что привело к необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности ИП Чухно Л.П. и созданию дискриминационных условий деятельности для субъектов рынка оказания услуг по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, что свидетельствует о введении ограничений в отношении осуществления данного вида деятельности для субъектов, не входящих в структуру Роспотребнадзора, а также ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - заказчиков услуг ИП Чухно Л.П. (в том числе потенциальных), поскольку для данных лиц созданы ограничения в выборе экспертных организаций.
С целью исполнения настоящего предписания Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области необходимо отозвать отказы от 11.12.2013 N 01/24324, от 12.12.2013 N 01/24478 в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по обращению ОАО "Сургутнефтегаз" трест "Сургутнефтеспецстрой" на основании подготовленных экспертных заключений ИП Чухно Л.П.; не отказывать хозяйствующим субъектам - контрагентам Чухно Л. П. по договорам на оказание услуг по подготовке вышеуказанных экспертных заключений в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по основаниям того, что ИП Чухно Л.П. не является организацией, оказывающей необходимые и обязательные услуги для предоставления государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.
2. Об исполнении настоящего предписания Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 12.09.2014 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 июля 2014 г. N 28
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016