Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя управления Попов К.Ю.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8867/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения посредством использования подвижной радиотелефонной связи рекламы "Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230", содержащей признаки нарушения п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства по содействию перевозчикам Ульяновской области "Такси нашего города" (далее - НП "Такси нашего города"), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 5, оф. 16, - представитель не явился, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - индивидуального предпринимателя Азанова Павла Тимофеевича (далее - ИП Азанов П.Т.), зарегистрированного по адресу: 432030, г. Ульяновск, б-р Архитекторов, д. 7, кв. 10, - Азанов П.Т. (паспорт), установила:
По факту распространения сообщения рекламного характера "Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230", полученного, в том числе, на номера мобильных телефонов членов НП "Такси нашего города", Ульяновским УФАС России определением от 30.07.2012 возбуждено дело N 8867/05-2012 по признакам нарушения п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "Такси нашего города", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП Азанов П.Т. Рассмотрение дела назначено на 29.08.2012.
Представитель НП "Такси нашего города" на рассмотрение дела 29.08.2012 не явился. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела.
В письменных пояснениях ИП Азанова П.Т. (исх. N 27 от 14.08.2012, вх. N 7065 от 14.08.2012), а также представителем предпринимателя на заседании Комиссии 29.08.2012 сообщено, что ИП Азанов П.Т. не занимается перевозкой пассажиров. Основным видом деятельности предпринимателя является оказание информационных услуг. В частности, ИП Азанов П.Т. осуществляет приём заявок на поездки и передачу их контрагентам (перевозчикам) посредством программного обеспечения, установленного на мобильные телефоны перевозчиков. За указанные услуги предприниматель получает фиксированную плату от контрагентов через платежную систему "Kiwi". ИП Азанов П.Т. рекламные мероприятия с рассылкой SMS-сообщений не осуществлял, соответствующих договоров на их проведение ни с кем не заключал. Более того, у ИП Азанова П.Т. отсутствует техническая возможность рассылать SMS-сообщения, поскольку предоставление информационных услуг предпринимателем осуществляется посредством использования услуг местной телефонной связи.
Определением от 29.08.2012 срок рассмотрения дела N 8867/05-2012 продлен до 28.09.2012. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу рассмотрение дела отложено и назначено на 25.09.2012.
Представитель НП "Такси нашего города" на рассмотрение дела 25.09.2012 не явился. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно данным официального сайта Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru НП "Такси нашего города" (ИНН 7325995802, ОГРН 1117300001598) расположено по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 5, оф. 16 (что также указано в обращении партнерства). Учитывая то обстоятельство, что процессуальные документы в ходе рассмотрения дела N 8867/05-2012 направлялись НП "Такси нашего города" по адресу регистрации партнерства, исходя из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (по аналогии права), Комиссия приходит к мнению, что в данном случае нельзя признать извещение о месте и времени рассмотрения дела стороны по делу ненадлежащим из-за неполучения НП "Такси нашего города" процессуальных документов, направленных в его адрес. Таким образом, НП "Такси нашего города" признается извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и в соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, отсутствие представителя партнерства в данном случае не является препятствием для рассмотрения дела.
ИП Азанов П.Т. на заседании Комиссии 25.09.2012 поддержал ранее изложенные доводы, дополнительно пояснив, что единственной SMS-рассылкой, которую осуществляет ИП Азанов П.Т., является рассылка обратившему по телефонному номеру, в частности "230-230", с целью заказать такси клиенту SMS-сообщений относительно поступившего от него заказа (время прибытия такси, регистрационный номер автомобиля, на котором клиента доставят до места следования и т.п.)
Исследовав материалы дела N 8867/05-2012, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу услуг "Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230", распространённую посредством использования подвижной радиотелефонной связи, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России от гр. <С_> который не дал письменного согласия на использование своих персональных данных, и от НП "Такси нашего города" поступили обращения (вх. N 93/ог от 28.05.2012 и вх. N 4656 от 29.05.2012 соответственно) с жалобой на получение без согласия абонентов на номера сотовой связи закрытого акционерного общества "НСС" (далее - ЗАО "НСС") и открытого акционерного общества "Вымпелком" (далее - ОАО "ВымпелКом") SMS-сообщений рекламного характера следующего содержания: "Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230". Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как "Ul info".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, рассылаемая посредством SMS-сообщений неопределенному кругу лиц о номере по вызову такси "230-230", является рекламой, объектом рекламирования которой выступает служба по приему заявок на поездки по номеру "230-230".
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно ч. 7 ст. 5 указанного закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Однако, в заявлении НП "Такси нашего города" представители четырех перевозчиков г. Ульяновска сообщают, что ни один из членов партнерства не принимал решения о переходе на единый номер "230-230", следовательно, рассылаемая посредством SMS-сообщений рекламная информация является ненадлежащей, вводящей потребителей (в частности, пользующихся услугами, оказываемыми непосредственно организациями, являющимися членами НП "Такси нашего города") рекламы в заблуждение.
Согласно 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Как усматривается из полученных Ульяновским УФАС России заявлений, ни один абонент не давал согласия на получение по мобильному телефону рекламы от третьих лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 и ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель, а за нарушение ст. 18 - рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ульяновским УФАС России в адрес ОАО "ВымпелКом" направлен запрос (исх. N 4042-05 от 30.05.2012) относительно сведений о лице, с мобильного номера которого было отправлено рассматриваемое рекламное сообщение. Из полученного ответа (вх. N 5097 от 14.06.2012) следует, что отправка SMS-сообщений от "Ul info" осуществлялась с номера +46701363202, принадлежащего к номерной емкости Швеции (42 Telekom AВ). Установить данные о лице, осуществившем указанную рассылку, не представляется возможным, поскольку направление SMS-сообщения было осуществлено не от партнеров ОАО "ВымпелКом", а иным лицом.
Аналогичный запрос был направлен Ульяновским УФАС России и в адрес ЗАО "НСС" (исх. N 4353-05 от 15.06.2012), согласно ответу которого (вх. N 5316 от 22.06.2012) рассматриваемое рекламное сообщение поступало на номера абонентов общества через SMS-центр, не принадлежащий ЗАО "НСС". Номер указанного центра - +46731234200 - принадлежит оператору Швеции (42 Telekom AВ).
Телефонный номер "230-230", упоминаемый в рассматриваемом рекламном сообщении и принадлежащий открытому акционерному обществу "Ростелеком", зарегистрирован на общество с ограниченной ответственностью "Офис 365", которое передало номер в пользование ИП Азанову П.Т. по договору об оказании информационных услуг N Оф-01/12 от 03.04.2012.
ИП Азанов П.Т. осуществляет деятельность по приему заявок на поездки и передаче их контрагентам, с которыми предпринимателем заключены соответствующие договоры на предоставление информационных услуг (предоставление заявок). Услуг по перевозке пассажиров ИП Азанов П.Т. не осуществляет и не проводит соответствующих рекламных кампаний посредством SMS-рассылок.
Ульяновское УФАС России не располагает прямыми доказательствами рассылки непосредственно ИП Азановым П.Т. либо иным лицом SMS-сообщений "Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230".
Учитывая изложенное, рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы в ходе рассмотрения дела N 8867/05-2012 Комиссией не установлены.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230", распространенную посредством использования подвижной радиотелефонной связи, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 и части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы носило разовый характер.
Решение изготовлено в полном объеме 08.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. Попов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7028-05 (опубликовано 10 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016