Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 7046-05 (опубликовано 10 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Попов К.Ю.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8765/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенной в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, содержащей признаки нарушения ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79 - 74, - представитель не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Розалия" (далее - ООО "Розалия"), расположенного по адресу: 433645, Ульяновская обл., Цильнинский р-н, с. Средние Тимерсяны, ул. Ленина, д. 43, - <К_> (выписка из ЕГРЮЛ от 09.11.2011, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Русский дом" (далее - ООО "Русский дом"), расположенного по адресу: 432010, г. Ульяновск, пр. Сиреневый, д. 8, - <К_> (доверенность N 1 от 26.09.2012, паспорт), установила:
По заявлению НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 09.07.2012 по факту распространения рекламы доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенной в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, возбуждено дело N 8765/05-2012 по признакам нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО "Русский дом". Рассмотрение дела назначено на 09.08.2012.
На рассмотрение дела 09.08.2012 представитель НП "АКАУ" не явился, в материалах дела N 8765/05-2012 имеется ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства (исх. N 27 от 18.07.2012, вх. N 6067 от 18.07.2012).
В письменных пояснениях по делу ООО "Русский дом" (исх. N 2 от 07.08.2012, вх. N 6674 от 07.08.2012), а также директором общества на заседании Комиссии 09.08.2012 сообщено, что размещение рассматриваемой рекламы в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012 осуществлено на основании договора N 1 от 28.04.2012 на оказание информационных услуг, заключенного ООО "Русский дом" с ООО "Розалия". По мнению ООО "Русский дом", в действиях общества отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку вся информация о продавце товаров, указанных в рассматриваемой рекламе, содержится на Интернет-сайте ООО "Розалия", ссылку на который содержит реклама.
Определением от 09.08.2012 срок рассмотрения дела N 8765/05-2012 продлен до 10.09.2012 в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО "Розалия", а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 03.09.2012.
На рассмотрение дела 03.09.2012 представитель НП "АКАУ" не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ООО "Розалия" на рассмотрение дела 03.09.2012 не явился. Определение от 09.08.2012 о продлении срока рассмотрения дела N 8765/05-2012 направлено в адрес общества заказным письмом N 43206853752362, которое получено обществом 20.08.2012. Однако запрошенные определением от 09.08.2012 документы ООО "Розалия" в Ульяновское УФАС России не представлены.
Представитель ООО "Русский дом" на заседание Комиссии 03.09.2012 не явился, о месте и времени рассмотрения дела N 8765/05-2012 общество извещено надлежащим образом.
Срок рассмотрения дела N 8765/05-2012 определением от 03.09.2012 продлен до 09.10.2012, рассмотрение указанного дела отложено в связи с неявкой на рассмотрение дела лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела назначено на 27.09.2012.
На рассмотрение дела 27.09.2012 представитель НП "АКАУ" не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела.
Директором ООО "Розалия" на заседании Комиссии 27.09.2012, а также в письменных пояснениях общества (вх. N 8379 от 25.09.2012) сообщено, что информационная услуга, оказанная обществу ООО "Русский дом", является промежуточной рекламой сайта ООО "Розалия" в сети Интернет, на котором приведена полная информация об обществе, а также о продукции, им реализуемой. ОГРН общества не был указан в рассматриваемой рекламе по вине издателя - ООО "Русский дом", поскольку в силу специфики своей деятельности указанное общество должно знать все требования законодательства Российской Федерации о рекламе и, соответственно, должно было опубликовать рекламу в полном соответствии с законом. Реализация товаров ООО "Розалия" осуществляется исключительно по Интернету, где лицо, пожелавшее приобрести продукцию общества, предварительно ознакомившись с ней на Интернет-сайте ООО "Розалия", заполняет специальный бланк-заказ, после чего товар доставляется клиенту. Оплата осуществляется непосредственно при передаче товара.
Представителем ООО "Русский дом" на рассмотрении дела 27.09.2012 сообщено, что размещение рекламы ООО "Розалия" осуществлялось в соответствии с договором N 1 от 28.04.2012 на оказание информационных услуг. Макет рекламы составлялся со слов представителя ООО "Розалия", которым и был согласован по электронной почте, однако соответствующая переписка у ООО "Русский дом" не сохранилась.
Также в материалах дела N 8765/05-2012 имеется письмо автономной некоммерческой организации "Центр развития предпринимательства Цильнинского района Ульяновской области" (далее - АНО "Центр развития предпринимательства Цильнинского района Ульяновской области") (вх. N 8429 от 26.09.2012), осуществляющей сопровождение деятельности предпринимателей Цильнинского района. Согласно данному письму, по мнению указанной организации, в действиях ООО "Розалия" отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку реклама, размещенная в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, является рекламой сайта ООО "Розалия" в сети Интернет, где как раз-таки размещена полная информация об обществе, а также о продукции, им реализуемой. По мнению АНО "Центр развития предпринимательства Цильнинского района Ульяновской области", в данном случае ответственность должно нести лицо, оказывающее рекламные услуги.
Исследовав материалы дела N 8765/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвовавших в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенную в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N 04 от 07.06.2012, вх. N 4980 от 08.06.2012). В частности, в обращении указано, что в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012 на странице 1 размещена, в том числе, реклама доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, нарушающая ст. 8 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N 407 от 09.07.2012).
К обращению приложен экземпляр газеты "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы приведены следующие надписи: "(8422) 95-44-45" (выполнена шрифтом красного цвета), рядом с которой выполнено изображение телефонного аппарата; "Розалия" (выполнено каллиграфическим шрифтом черного и лилового цветов), рядом с которой выполнен каллиграфический элемент, и "ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН www.розалия5.рф", выполненная шрифтом красного цвета. В середине рекламы в левой её части приведена надпись "САЖЕНЦЫ РОЗ от 60 руб. ДЕКОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЕ ДЕРЕВЬЯ", выполненная шрифтом красного цвета, а в правой части приведено изображение трёх роз красного цвета. Все надписи и изображения в верхней и средней частях рекламы выполнены на желтом фоне. В нижней части рекламы в красной полосе шрифтом белого цвета приведен текст: "От производителя. 100% гарантия. Доставка. Высокое качество Низкие цены.". Слева от указанного текста приведена вертикально ориентированная надпись "Сертифицировано.". Под красной полосой шрифтом черного цвета на желтом фоне выполнена надпись "Все права защищены. Товар сертифицирован.".
Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.
Деятельность Интернет-магазина "Розалия", речь о котором идет в рассматриваемой рекламе, осуществляет ООО "Розалия".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о реализации саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенная в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - Интернет-магазину "Розалия" и товарам, им реализуемым.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" под дистанционным способом продажи товара понимается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В рассматриваемой рекламе товаров (саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев), реализуемых дистанционным способом, отсутствуют сведения о продавце этих товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), что нарушает ст. 8 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия не может принять во внимание доводы ООО "Розалия" о том, что рассматриваемая реклама является рекламой Интернет-сайта общества и не является рекламой товаров, реализуемых дистанционным способом. Рассматриваемая реклама содержит не только ссылку на Интернет сайт "www.розалия5.рф", но также перечень товаров, реализуемых ООО "Розалия", а именно, саженцы роз, декоративные культуры и плодово-ягодные деревья, а также характеристики, эти товары сопровождающие, - гарантия, высокое качество, доставка и др.
Кроме того, из пояснений директора ООО "Розалия" следует, что ознакомиться с ассортиментом продукции ООО "Розалия", а также приобрести её (продукцию) можно только посредством использования сети Интернет, т.е. без непосредственного ознакомления потребителя с товаром. Данный способ реализации товаров действующее законодательство Российской Федерации определяет как дистанционный.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8 указанного закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 8765/05-2012 установлено, что распространение рекламы доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012 осуществлялось на основании договора N 1 от 28.04.2012 на оказание информационных услуг, заключенного между ООО "Русский дом" (исполнитель) и ООО "Розалия" (заказчик). Согласно п. 1.1 исполнитель принимает на себя обязательство оказать по заявке заказчика услуги по подготовке, размещению и публикации рекламного модуля. Макет рассматриваемой рекламы был составлен со слов заказчика, что подтверждается пояснениями ООО "Розалия" и ООО "Русский дом". По результатам выполненным работ сторонами подписан акт N 00000004 от 31.05.2012, что свидетельствует о том, что заказчик (ООО "Розалия") претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО "Розалия", а рекламораспространителем - ООО "Русский дом".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 8 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенную в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Розалия" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Русский дом" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 09.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. Попов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартова
ПРЕДПИСАНИЕ N 32
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
27.09.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Попов К.Ю.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
на основании своего решения от 27.09.2012 по делу N 8765/05-2012 о признании рекламы доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенной в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Розалия", расположенному по адресу: 433645, Ульяновская обл., Цильнинский р-н, с. Средние Тимерсяны, ул. Ленина, д. 43, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, в которой отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), в соответствие с требованиями статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Розалия", расположенному по адресу: 433645, Ульяновская обл., Цильнинский р-н, с. Средние Тимерсяны, ул. Ленина, д. 43, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02 ноября 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. Попов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартова
ПРЕДПИСАНИЕ N 33
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
27.09.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Попов К.Ю.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
на основании своего решения от 27.09.2012 по делу N 8765/05-2012 о признании рекламы доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, размещенной в газете "Мой район Заволжье" N 1 (1) от 30.05.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Русский дом", расположенному по адресу: 432010, г. Ульяновск, пр. Сиреневый, д. 8, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу доставки саженцев роз, декоративных культур и плодово-ягодных деревьев, в которой отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), в соответствие с требованиями статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Русский дом", расположенному по адресу: 432010, г. Ульяновск, пр. Сиреневый, д. 8, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02 ноября 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. Попов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7046-05 (опубликовано 10 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016