Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 7 апреля 2015 г. N 05-06-229/2014
резолютивная часть решения оглашена "25" марта 2015 года
решение в полном объеме изготовлено "07" апреля 2015 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Демкин А.В. - руководитель Управления;
Члены комиссии:
Точиев Б.Б. - заместитель руководителя Управления
Тимиргалиев В.А. - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
Першина И.А. - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
в отсутствии представителя заявителя Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;
в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО "Строймонтаж" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;
в присутствии представителей ответчика по делу от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района УФАС России Собковской С.В., Бойко В.Ю.,
рассмотрев материалы дела N05-06-229/2014 по признакам нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (Гагарина ул., д.214, г.Ханты-Мансийск, 628002) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступили материалы из Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Ханты-Мансийского района при предоставлении земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - ООО "Строймонтаж" - общество).
По результатам анализа документов, представленных заявителем, а также истребованных в ходе рассмотрения заявления Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N05-06-229/2014 по признакам нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом от 29.09.2014 N1143.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика по делу, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Распоряжением главы Ханты-Мансийского района от 26.03.2007 N159-р "О предоставлении земельного участка в аренду", Департаментом был передан в аренду ООО "Строймонтаж" земельный участок по договору аренды из земель несельскохозяйственного назначения N11 от 26.03.2007. Указанный земельный участок принадлежит администрации Ханты-Мансийского района на праве собственности, расположен по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Заводская, 11 и имеет площадь 2280 кв.м.
На земельном участке был расположен незавершенный строительством объект - кузня общей площадью 112,4 кв.м., который Департамент также передал в аренду ООО "Строймонтаж" на основании договора аренды нежилого помещения N07/22/07-а от 08.08.2007.
Решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 27.12.2007 г. распоряжение главы Ханты-Мансийского района от 26.03.2007 N159-р "О предоставлении земельного участка в аренду" признано нарушающим часть 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции, как принятое без предварительного согласия антимонопольного органа.
Предписанием N118 от 27.12.2007 года, администрации Ханты-Мансийского района предписано в срок до 20.01.2008 г. направить в Ханты-Мансийское УФАС России ходатайство о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ООО "Строймонтаж" в виде предоставления земельного участка площадью 2280 кв.м., расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Заводская, 11.
15.02.2008 года, на основании заключения Ханты-Мансийского УФАС России (N02/НС-415 от 15.02.2008) удовлетворено ходатайство Администрации Ханты-Мансийского района о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ООО "Строймонтаж", путем передачи в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 0,2280 га, находящегося в собственности района (свидетельство о государственной регистрации права от 05.10.2006 N86-72-13/007/2006-468), расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Заводская, 11, с кадастровым номером 86:12:0103025:0008 для эксплуатации склада (под производственную базу).
Дополнительным соглашением от 26.02.2010 г. Департаментом в договор аренды земельного участка от 26.03.2007 N11 внесены изменения, наделившие арендатора правом строительства на земельном участке объектов недвижимости, как капитальных так и не капитальных, с возможностью последующего выкупа.
При этом условие договора аренды земельного участка от 26.03.2007 N11 о необходимости письменного согласия с арендодателем строительства на арендованном земельном участке было исключено.
В части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции (действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения от 26.02.2010 г.) содержится исчерпывающий перечень целей, в которых могут быть предоставлены муниципальные преференции на основании правовых актов органов местного самоуправления.
Частью 2 названной статьи установлен запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.
Статьей 21 Закона о защите конкуренции к последствиям нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции отнесена выдача антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, или органу местного самоуправления предписания о принятии мер по возврату имущества, при условии, что преференция была предоставлена путем его передачи, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию.
Таким образом, внесенные изменения в договор аренды земельного участка от 26.03.2007 N11 фактически поменяли цель предоставления и использования земельного участка, что в силу статьи 21 Закона о защите конкуренции является основанием для выдачи предписания Департаменту о возврате имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу статьи 15 Закона о защите конкуренции установление публичными органами преференций в нарушение установленного порядка является одним из видов нарушения ими общего запрета на принятие актов и совершение действий, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
С учетом изложенного, действия Департамента, путем внесения изменений в договор аренды земельного участка от 26.03.2007 N11, согласно которым изменилась цель предоставления и использование земельного участка, направлены на предоставление преимуществ ООО "Строймонтаж", что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как следует из документов, между Департаментом и ООО "Строймонтаж" подписано Соглашение от 03.02.2012 года, согласно которому договор аренды земельного участка от 26.03.2007 N11 расторгнут.
Таким образом, договорные отношения между Департаментом и ООО "Строймонтаж" по договору аренды земельного участка от 26.03.2007 N11 продолжались до 03.02.2012 года.
В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Учитывая, что с момента совершения Департаментом нарушения антимонопольного законодательства прошло более трех лет, то у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России имеются основания для прекращения рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39, статьями 40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 41.1, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Рассмотрение дела N05-06-229/2014 возбужденное в отношении Департамента имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с истечением трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 апреля 2015 г. N 05-06-229/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016