Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 7 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе:<_>
в присутствии представителей:
ООО "ВИКАМЕД" (далее - Заявитель) - <_>
Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Ивановская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) - <_>
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) - <_> установила:
25 марта 2015 года в Ивановское УФАС России поступила жалоба ООО "ВИКАМЕД" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Ивановская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку набора одноразовых стерильных медицинских изделий согласно документации о закупке (извещение N 0133200001715000282).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
код ОКПД, указанный в извещении об осуществлении закупки не соответствует объекту закупки, а также поставляемому товару;
в разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе установлено техническое описание товара, который не имеет эквивалента и производится единственным производителем.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения положений ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в части установления в аукционной документации не предусмотренных данным законом требований, влекущих за собой ограничение количества участников определения поставщика.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителя Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что Заказчик с доводами жалобы не согласен, так как нарушений при проведении указанного электронного аукциона допущено не было.
Из аукционной документации и извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме следует, что Заказчик закупает набор одноразовых стерильных медицинских изделий для обеспечения операционного блока. Все перечисленные в спецификации одноразовые изделия медицинского назначения имеют прямую технологическую и функциональную взаимосвязь, закупаются для нужд одного отделения с целью их использования в операционной при проведении хирургических операций и манипуляций, а также при подготовке материалов и инструментов, необходимых при проведении хирургических операций. Кроме того, использование закупаемых товаров в едином технологическом процессе преследует цель предотвращения внутрибольничной инфекции и исключение риска инфицирования медицинского персонала и пациентов при проведении подготовительных и хирургических манипуляциях. Следовательно, все перечисленные в лоте товары правомерно отнесены Заказчиком к одному общему коду ОКПД 24.42.24.149 - изделия специальные одноразовые, стерильные хирургические изделия из нетканых материалов прочие. Каждый участник закупки имеет возможность закупить товар, указанный в аукционной документации, в полном объеме. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников процедуры закупки. Каких-либо специальных разрешений (лицензий) на поставку товаров, входящих в объект закупки, при этом не требуется.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" сообщила, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 2 заявки, что так же свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Довод Заявителя о том, что товары с указанными в разделе III "Спецификация" документации характеристиками представлены на рынке единственным производителем, по мнению представителя Заказчика, так же несостоятелен и опровергается следующими доказательствами: коммерческими предложениями, представленными тремя компаниями по запросу Заказчика в рамках данной закупки, а также проведенным анализом рынка коммерческих предложений, в ходе которого был установлен факт соответствия изделий медицинского назначения нескольких производителей.
Представитель Уполномоченного органа доводы изложенные Заказчиком поддержал, просил признать жалобу ООО "ВИКАМЕД" необоснованной, и пояснил, что установление заказчиком подобных требований обусловлено потребностями лечебного учреждения. Для больницы является важным одновременное поступление товара, входящего в объект закупки. Деление товара на самостоятельные аукционы приведет к несвоевременному поступлению одних изделий медицинского назначения и других, что отрицательным образом отразится на деятельности учреждения (заказчика), а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию экстренной медицинской помощи. В связи с этим изделия медицинского назначения сформированы таким образом, чтобы объект закупки максимально соответствовал потребностям заказчика.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
25.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133200001715000282 о проведении электронного аукциона на поставку набора одноразовых стерильных медицинских изделий в ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" согласно документации о закупке.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчик самостоятельно принимает решение по формированию предмета торгов, включая условия контракта, в соответствии с потребностями Заказчика, спецификой его деятельности и с учетом необходимости обеспечения наиболее эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с указанными выше нормами Закона о контрактной системе, а так же Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.) Заказчиком был сформирован предмет закупки в соответствии со своими потребностями.
Согласно извещению о проведении указанного электронного аукциона объектом закупки является "Поставка набора одноразовых стерильных медицинских изделий согласно документации о закупке", а код ОКПД указан как: 24.42.24.149 "Изделия специальные одноразовые, стерильные хирургические изделия из нетканых материалов прочие".
Таким образом, перечень изделий, соответствующих данной группе товаров, не является исчерпывающим, и применим для рассматриваемой закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений данного закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что формирование Заказчиком подобным образом объекта закупки с указанием кода ОКПД 24.42.24.149 ущемляет права и нарушает равенство сторон участников закупки или создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Кроме этого, Заявитель в жалобе не поясняет, каким образом действия Заказчика, по включению в объект закупки товаров, которые не могут быть отнесены к обозначенному выше коду ОКДП учитывая, что закупаемые изделия связаны и с предметом торгов и кодом ОКПД, а так же обусловлены потребностями лечебного учреждения ("для больницы является важным одновременное поступление товара, входящего в объект закупки, деление товара на самостоятельные аукционы приведет к несвоевременному поступлению одних изделий медицинского назначения и других, что отрицательным образом отразится на деятельности учреждения (заказчика), а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию экстренной медицинской помощи"), нарушают его права и законные интересы, и ограничивают право Заявителя на участие в данном аукционе в электронной форме.
Комиссия полагает, что отсутствие у отдельного потенциального участника закупки возможности выполнить условия аукциона в электронной форме не свидетельствует о нарушении Заказчиком в рамках осуществления закупки требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не может являться основанием для признания действий Заказчика нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы о несоответствии документации об аукционе в электронной форме требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с включением Заказчиком в объект закупки товаров, которые не относятся к указанному коду ОКПД, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, в ходе заседания Комиссии не нашел своего подтверждения.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Реализуя названные положения законодательства в разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе, заказчиком установлены требования (техническое описание) к предмету закупки - набор одноразовых стерильных медицинских изделий, в том числе к позициям с 1 по 19 и с 70 по 85.
Из указанного в разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе описания товара, ограничение по поставке товаров не следует, поскольку указание на товарные знаки, полезные модели, патенты и иные объекты интеллектуальных прав, свидетельствующих о лицах обладающих исключительными правами на закупаемые товары, отсутствует.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что раздел III "Спецификация" документации об электронном аукционе состоит из 85 позиций. При описании товаров в большинстве случаев заказчиком применялись диапазоны показателей, в связи с чем, участниками может быть предложен товар эквивалентный требуемому.
Как указал в своей жалобе Заявитель, и пояснил на заседании комиссии представитель заявителя, указанные в разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе по позициям с 1 по 19 и с 70 по 85 товары соответствуют товарам конкретного производителя: компания ПАУЛЬ ХАРТМАНН, Германия. В качестве подтверждения указанного довода представителем заявителя были представлены скриншоты поисковой системы Yandex, интернет-сайтов www.medmag24.ru, www.okapia.ru, www.risnet.ru, а также переписки с менеджером по тендерным продажам ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" на интернет-сайте mail.ru.
По мнению Комиссии Ивановского УФАС России данные скриншоты не подтверждают довод заявителя об ограничении числа участников закупок по причине указания в документации об электронном аукционе требуемых к поставке товаров, представленных на рынке единственным производителем, а также их нельзя принять как надлежащие доказательства, поскольку они не являются документом, подтверждающим анализ всех мировых производителей товаров, содержащихся в обозначенных выше позициях документации рассматриваемого аукциона.
Также представитель заявителя пояснил, что ООО "ВИКАМЕД" не является производителем медицинских изделий, указанных в позициях с 1 по 19 и с 70 по 85 раздела III "Спецификация". Однако необходимо отметить, что в рассматриваемом случае электронный аукцион проводится не на производство необходимых Заказчику медицинских изделий, а на их поставку.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "ВИКАМЕД" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Ивановская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку набора одноразовых стерильных медицинских изделий согласно документации о закупке (извещение N 0133200001715000282) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 7 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016