Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 2 апреля 2015 г. N 48-11114-15/7
Резолютивная часть решения оглашена
02.04.2015 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: _ (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр информационной безопасности" (далее - ООО "РЦИБ", Заявитель) на действия Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажиравтотранс" (далее - МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", Заказчик) при проведении на действия МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений по определению поставщика на заключение договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости транспортных средств в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта (Извещение N 31502119935) (далее - Запрос предложений, Закупка),
в присутствии _
Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил, извещен,
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила:
25.03.2015 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "РЦИБ" на действия МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" при проведении Запроса предложений (Извещение N 31502119935).
Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлено неправомерные требования к участникам закупки, а именно наличие опыта на территории Поволжского Федерального округа не менее 3 лет, что должно подтверждаться не менее чем двадцатью заключенными договорами с приложением акта выполненных работ; наличие не менее 10 аттестованных штатных сотрудников в сфере обеспечения транспортной безопасности при выполнении работ по оценке уязвимости.
Заказчиком во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. 2611/7 от 30.03.2015 г.) представлены письменные возражения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 12.03.2015 г. на сайте для размещения информации в сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.gov.ru, в разделе "Реестр закупок", было размещено извещение N 31502119935 о проведении Запроса предложений (далее - Извещение).
В соответствии с Извещением предметом Запроса предложений является оказание услуг по проведению оценки уязвимости транспортных средств в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.
Заказчиком выступило Муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажиравтотранс".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении субъектов, указанных в данной статье Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.
В соответствии частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а так же иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.
Комиссией установлено, что во исполнение вышеуказанных положений Закона о закупках Заказчиком 11.03.2015 г. на сайте http://zakupki.gov.ru размещена действующая редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажиравтотранс" (далее - Положение).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определить их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пунктам 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В силу части 6 статьи 3 настоящего Закона не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Поскольку заказчик вправе устанавливать в аукционной документации требования к претендентам, которые определены положением о закупках, то только установление организатором аукциона в этой документации квалификационных требований, не соответствующих положению о закупках, является нарушением части 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 6.3 Положения установлено, что по усмотрению предприятия для претендентов могут быть установлены следующие квалификационные требования:
- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг являющихся предметом размещения заказа;
- наличие квалифицированного и опытного персонала, способного оказать услуги, выполнить работы, поставить товары в объеме, предусмотренном документацией о закупке.
- иные требования могут быть указаны в документации о закупке.
Таким образом, исходя из пункта 1 статьи 1 Закона о закупках, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям, поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" является крупнейшим пассажирским перевозчиком в городском округе Самара, участвует в выполнении мобилизационных заданий, что подтверждается лицензией ФСБ N 2218 от 25.04.2013 г.
Защищенность транспортных средств предприятия от актов незаконного вмешательства - гарантия выполнения социально-значимой функции по перевозке пассажиров, как в мирное время, так и в период выполнения мобилизационного задания.
Требование о наличии опыта работы в Приволжском Федеральном округе и количества выполненных работ направлено на отбор участников, обладающих более глубокими сведениями о криминогенной обстановке и террористической опасности именно на территории эксплуатации технических средств Заказчика.
По мнению МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", участники, имеющие продолжительный опыт работы на определенной территории способны более точно провести анализ и оценку террористических угроз, а также владеют информацией о динамике изменения криминогенной обстановки на протяжении определенного времени, что позволяет прогнозировать динамику актов незаконного вмешательства.
Установление Заказчиком в Извещении спорных требований при проведении Закупки может рассматриваться как нарушение ограничение доступа к участию в Запросе предложений в том случае, если будет доказано, что это условие включено Заказчиком в документацию намеренно для обеспечения победы в Закупке конкретному хозяйствующему субъекту.
Вместе с тем, как следует из пояснений МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", участие в Закупке могли принять не менее четырех организаций, соответствующих установленным в Извещении требованиям. При этом, доказательств обратного в распоряжении Комиссии Самарского УФАС России не имеется.
При указанных обстоятельствах, в рассматриваемых действиях МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" отсутствуют нарушения порядка организации и проведения торгов, установленного Законом о закупках и Положением.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России, решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр информационной безопасности" необоснованной.
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии: |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 апреля 2015 г. N 48-11114-15/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016