Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 9 октября 2012 г. N 3735/03
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
<В_> - председатель Комиссии, руководитель Управления;
<К_> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
<Т_> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
<О_> - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии:
- представителя государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - <Р_> (доверенность N <_> от 08.10.2012);
- членов котировочной комиссии государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - <Б_> <С_>
- представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "БРИЗ" - <Г_> (доверенность N <_> от 24.09.2012);
- победитель в проведении запроса котировок - Общество с ограниченной ответственностью "Н-Сервис" - уведомлен о месте и времени ее рассмотрения, на рассмотрение жалобы не явился,
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "БРИЗ" (юридический адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Щусева; фактический адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 14; далее - ООО "БРИЗ") - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области (далее - УФСБ России по Новгородской области) - и его котировочной комиссии при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку сплит-систем кондиционирования воздуха, извещение N 0150100005812000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.09.2012, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
4 октября 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "БРИЗ" - на действия государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - и его котировочной комиссии при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку сплит-систем кондиционирования воздуха (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Из Жалобы следует, что котировочная заявка ООО "БРИЗ" была необоснована отклонена котировочной комиссией государственного заказчика по причине того, что указанные в ней технические характеристики, предлагаемого к поставке товара (сплит-систем торговой марки "Roda"), не соответствуют указанным в Спецификации (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок).
В Спецификации (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок) указано, что поставке подлежат следующие сплит-системы кондиционирования воздуха: LG G07АНТ (или эквивалент) - 1 шт.; LG G09AHT (или эквивалент) - 12 шт.; LG G12АНТ (или эквивалент) - 1 шт., но при этом государственным заказчиком не установлены параметры эквивалентности, а даны характеристики сплит-систем указанных торговых марок.
В котировочной заявке ООО "БРИЗ" был предложен эквивалентный товар (сплит-системы Roda RS-07A\RU-07A, Roda RS-09A\RU-09A, Roda RS-B12A\RU-B12A) с лучшими характеристиками и по цене меньшей, чем у остальных участников размещения заказа.
Учитывая изложенное, ООО "БРИЗ" просит обязать рассмотреть законность действий государственного заказчика и котировочной комиссии при проведении процедуры размещения рассматриваемого заказа.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "БРИЗ" поддержала ее доводы в полном объеме.
Государственный заказчик - УФСБ России по Новгородской области - считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 107/12/8764 от 09.10.2012).
При рассмотрении котировочной заявки ООО "БРИЗ", поступившей 26.09.2012, установлено ее несоответствие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 47 Закона о размещении заказов, в связи с предложением товара, не отвечающего запрашиваемым параметрам и требованиям, перечисленным в Спецификации, являвшейся приложением к извещению о проведении запроса котировок.
Заявка ООО "БРИЗ" не соответствовала требованиям извещения о проведении запроса котировок, поскольку предлагаемый товар имел иные параметры и характеристики, чем предусмотренные Спецификацией, являвшейся приложением к извещению о проведении запроса котировок, и не мог рассматриваться как эквивалентный товару, подлежащему поставке для нужд государственного заказчика.
При этом эквивалентность товаров при размещении заказа путем запроса котировок определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов, при ее определении в частности учитываются функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, требования к его размерам. Приведенного подателем Жалобы термина "параметры эквивалентности" закон не содержит.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - и члены его котировочной комиссии поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме, а также устно пояснили следующее.
Товар, предложенный в котировочной заявке ООО "БРИЗ", не соответствовал требованиям, указанным в Спецификации (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок), в частности по значению характеристики "потребляемая мощность при охлаждении" (638 Вт вместо 650 Вт по Спецификации), по габаритам (отличались в меньшую сторону от установленных в Спецификации), а также ряду других технических характеристик и потребительских свойств.
Таким образом, предложенные ООО "БРИЗ" сплит-системы кондиционирования воздуха не являлись эквивалентами товара, соответствующего потребностям заказчика заказчику (LG G12АНТ, LG G09AHT, LG G07АНТ).
Эквивалентность в данном случае означает полное соответствие (совпадение) характеристик товара, предлагаемых участниками размещения заказа, с характеристиками, указанными в Спецификации (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок). В случае отклонения значения таких характеристик в большую или меньшую сторону предлагаемый товар уже не может считаться эквивалентным.
При этом 5 из 7 участников размещения рассматриваемого заказа были допущены к участию в запросе котировок, поскольку предложили в своих котировочных заявках товар, полностью соответствующий требованиям извещения о проведении запроса котировок (совпадающий по всем значениям характеристик со Спецификацией).
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения запроса котировок.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. Извещение о проведении рассматриваемого запроса котировок со всеми приложениями к нему было утверждено ВрИО начальника УФСБ России по Новгородской области <К_> и размещено на официальном сайте 17.09.2012.
В срок, указанный в извещении (до 17 часов 00 минут 26.09.2012), на участие в рассматриваемом запросе котировок участниками размещения заказа (в том числе ООО "БРИЗ" и ООО "Н-Сервис") было подано 7 котировочных заявок.
27.09.2012 состоялось заседание котировочной комиссии государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - по рассмотрению и оценке указанных котировочных заявок, на котором комиссией было принято решение об отклонении 2 котировочных заявок (в том числе ООО "БРИЗ") по причине несоответствия их требованиям извещения о проведении запроса котировок, поскольку технические характеристики предложенного в них товара не соответствовали указанным в Спецификации (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок). Остальные 5 котировочных заявок были рассмотрены комиссией в установленном порядке, победителем в проведении запроса котировок было признано ООО "Н-Сервис" как предложившее наименьшую цену контракта.
Вышеуказанное решение котировочной комиссии государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - было оформлено Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 27.09.2012.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
В данном случае (исходя из содержания извещения о проведении запроса котировок, сведений о товаре, указанных в котировочных заявках, возражений на Жалобу, а также пояснений членов котировочной комиссии государственного заказчика, присутствовавших на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы) основанием для отклонения котировочной заявки участника размещения заказа - ООО "БРИЗ" - послужили следующие несоответствия (несовпадения) характеристик предлагаемого им товара (сплит-системы Roda RS-07A\RU-07A, Roda RS-09A\RU-09A, Roda RS-B12A\RU-B12A) "параметрам и требованиям на поставляемые сплит-системы кондиционирования", установленным Спецификацией (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок):
по позиции "LG G07АНТ (или эквивалент) - 1 шт."
- потребляемая мощность при охлаждении - 638 Вт (в Спецификации - 650 Вт);
- габариты внутреннего блока сплит-системы (ШхВхГ) - 68х25х18 см (в Спецификации - 75.6x26.5x18.4 см);
- габариты наружного блока сплит-системы (ШхВхГ) - 60х49х25 см (в Спецификации - 77x54x24.5 см),
по позиции "LG G09АНТ (или эквивалент) - 12 шт."
- максимальный воздушный поток - 6.7 куб.м/мин (в Спецификации - 6.6 куб.м/мин);
- мощность в режиме охлаждения - 2700 Вт (в Спецификации - 2580 Вт);
- мощность в режиме обогрева - 2800 Вт (в Спецификации - 2730 Вт);
- габариты внутреннего блока сплит-системы (ШхВхГ) - 74.5х25х21 см (в Спецификации - 84x27x18 см);
- габариты наружного блока сплит-системы (ШхВхГ) - 76х54х24.5 см (в Спецификации - 77x54x24.5 см),
по позиции "LG G12АНТ (или эквивалент) - 1 шт."
- таймер включения/выключения на 24 часа (в Спецификации - на 7 часов);
- размер внутреннего блока (ШхВхГ) - 80.2х26.5х155 (в Спецификации - 840х270х155).
В свою очередь котировочная заявка другого участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "СитиПрофКлимат" (далее - ООО "СитиПрофКлимат") - была отклонена по причине указания гарантийного срока на предлагаемый к поставке товар, несоответствующего требованиям извещения о проведении запроса котировок (1 год вместо требуемых по каждой позиции Спецификации 3 лет).
Вместе с тем котировочные заявки других участников размещения заказа (в том числе победителя в проведении запроса котировок - ООО "Н-Сервис"), в отношении которых решение об отклонении не принималось и которые были рассмотрены котировочной комиссией в установленном порядке, также по ряду характеристик и показателей предлагаемого к поставке товара не соответствовали требованиям извещения о проведении запроса котировок (не совпадали с параметрами, указанными в Спецификации).
Так, в котировочной заявке участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Ритек" (далее - ООО "Ритек") - по позиции "LG G07АНТ (или эквивалент) - 1 шт." был предложен кондиционер Electrolux EACS-07HS/N3, который не соответствовал требованиям Спецификации, в частности, по потребляемой мощности при охлаждении (680 Вт вместо 650 Вт) и по габаритам внешнего и внутреннего блока; по позиции "LG G09АНТ (или эквивалент) - 12 шт." был предложен кондиционер Electrolux EACS-09HS/N3, который также не соответствовал требованиям Спецификации, в частности, по потребляемой мощности при охлаждении (820 Вт вместо 800 Вт) и по габаритам внешнего и внутреннего блока; по позиции "LG G12АНТ (или эквивалент) - 1 шт." был предложен кондиционер Electrolux EACS-12HS/N3, который не соответствовал требованиям Спецификации, в частности, по мощности в режиме обогрева (3.5 кВт вместо 3.8 кВт), мощности в режиме охлаждения (3.2 кВт вместо 3.5 кВт) и по габаритам внешнего и внутреннего блока. Кроме того, гарантийный срок на кондиционер Electrolux EACS-09HS/N3 не соответствовал требованиям заказчика (2 года вместо указанных в Спецификации 3 лет), а в отношении кондиционеров Electrolux EACS-07HS/N3 и Electrolux EACS-12HS/N3 сведения о гарантийном сроке вообще не были указаны в котировочной заявке ООО "Ритек".
В котировочной заявке участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Новклимат" (далее - ООО "Новклимат") - по позиции "LG G12АНТ (или эквивалент) - 1 шт." к поставке была предложена сплит-система Lessar LS-12KFA2, в отношении которой не были указаны сведения о наличии антикоррозионного покрытия и форсированного режима, требуемых в Спецификации.
Что касается котировочной заявки победителя в проведении запроса котировок - ООО "Н-Сервис", то в ней по позиции "LG G12АНТ (или эквивалент) - 1 шт." к поставке была предложена сплит-система Lessar LS/LU-H12KFA2, в отношении которой имеется только общее указание на наличие антикоррозионного покрытия и форсированного режима, что также не соответствует требованиям Спецификации, где указаны конкретные наименования такого покрытия и режима (в заявке - "Антикоррозионное покрытие: есть", "Форсированный режим: есть", в Спецификации - "Антикоррозионное покрытие: Gold Fin", "Форсированный режим: Jet Cool"). Кроме того, заявка ООО "Н-Сервис" содержала сведения о 4-летнем гарантийном сроке вместо требуемого 3-летнего.
Несмотря на вышеуказанные несоответствия котировочных заявок ООО "Ритек", ООО "Новклимат" и ООО "Н-Сервис" требованиям извещения о проведении запроса котировок, котировочная комиссия государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - проявила непоследовательность и не отклонила котировочные заявки данных участников размещения заказа, так как это было сделано в отношении ООО "БРИЗ" и ООО "СитиПрофКлимат", при этом признав ООО "Н-Сервис" победителем в проведении запроса котировок.
Учитывая изложенное, в действиях котировочной комиссии государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - содержатся нарушения частей 2, 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения котировочных заявок участников размещения заказа и определения победителя в проведении запроса котировок.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов Запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, эквивалентность товаров предлагаемых участниками размещения заказа в своих котировочных заявках действительно определяется исходя из тех требований к характеристикам и параметрам товара, которые указываются заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.
Вместе с тем при установлении таких требований заказчик также должен учитывать положение части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов о том, что извещение о проведении запроса котировок не может содержать требования к товарам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В данном случае требования к подлежащему поставке товару установлены Спецификацией (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок), в которой установлены строго определенные значения параметров и характеристик товара, характерных для сплит-систем кондиционирования воздуха производителя LG (Южная Корея).
В частности в Спецификации установлены габаритные размеры сплит-систем с точностью до миллиметра (75.6x26.5x18.4 см, 77x54x24.5 см, 77x54x24.5 см и т.д.), приведены наименования характерных потребительских свойств и функций сплит-систем производства LG ("Антикоррозионное покрытие: Gold Fin", "Форсированный режим: Jet Cool").
При этом, указывая в Спецификации значения параметров товара, государственный заказчик не сопровождает их словами "не хуже", "не менее", "не больше" и т.д., что не позволяет участникам размещения заказа предложить к поставке товар, технические характеристики и потребительские свойства которого не уступают или превосходят установленные в извещении о проведении запроса котировок значения.
Также следует иметь в виду, что эквивалентность товаров и их соответствие потребностям заказчика не подразумевает обязательное и буквальное совпадение всех без исключения значений характеристик, параметров, габаритов таких товаров, поскольку в противном случае предложение в котировочной заявке товара с потребительскими свойствами, лучшими, чем у товара, указание на товарный знак которого содержится в извещении о проведении запроса котировок, будет невозможно, так как это ведет за собой отклонение такой котировочной заявки по причине ее несоответствия требованиям извещения.
Учитывая изложенное в действиях государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - содержится нарушение части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в извещении о проведении запроса котировок требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа.
Установленные в действиях государственного заказчика - УФСБ России по Новгородской области - и его котировочной комиссии нарушения носят существенный характер и существенно повлияли на результаты размещения заказа, что дает основания для устранения данных нарушений путем выдачи предписания.
Руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, статьями 43, 45, 47, 57, частями 4, 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "БРИЗ" (юридический адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Щусева; фактический адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 14) - на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - и его котировочной комиссии при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку сплит-систем кондиционирования воздуха, извещение N 0150100005812000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.09.2012, обоснованной (в части доводов о нарушениях, допущенных государственным заказчиком).
2. Признать в действиях государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - нарушение части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях котировочной комиссии государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - нарушения частей 2, 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
4. Выдать государственному заказчику - Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - и его котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Направить материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области - и членов его котировочной комиссии.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 октября 2012 г. N 3735/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016