Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 16 октября 2012 г. N А-214/15-12
Резолютивная часть решения оглашена: 03.10.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 16.10.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
<_>
<_>
В присутствии представителей:
от ответчика: <_>
от заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан: <_>
от заинтересованного лица Министерства финансов Республики Башкортостан: не явилось, извещено надлежаще.
Рассмотрев дело NА-214/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" (452120, Республика Башкортостан, Альшеевский район, с. Раевка, ул. Больничная, д. 27/6) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также при рассмотрении материалов, поступивших в Башкортостанское УФАС России, в том числе, поступивших от Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" (далее - Лесничество), Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан при рассмотрении настоящего дела, установлено следующее.
В силу статьи 7, части 1 статьи 73, части 5 статьи 74, части 1 статьи 76, части 5 статьи 77, частей 3,4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а также согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 319, Порядку подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 318 выполнение таких работ, как подготовка документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащей заготовке лесных ресурсов, постановка лесных участков на кадастровый учет и т.п., осуществляется до проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и аукционов по купле-продаже лесных насаждений, а сведения о таких характеристиках лесных участков и лесных насаждениях должны быть включены в извещения о проведении данных аукционов.
В соответствии с частью 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации осуществляется органами государственной власти.
Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 года NУП-362, органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений на территории Республики Башкортостан является Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан.
В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации, у органа исполнительной власти существует безусловная обязанность заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений.
Согласно информации, полученной с официального сайта сети Интернет для размещения сведений о государственных услугах (www.gosuslugi.ru), заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров аренды лесных участков является государственной услугой, предоставляемой Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан на бесплатной основе. Кроме того, в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан, услуги, предусмотренные договором о предоставлении платных услуг, отсутствуют.
С января 2012 года на момент рассмотрения настоящего дела Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" по результатам торгов заключено 218 договоров купли-продажи лесных насаждений и договора аренды лесных участков на сумму 367 733 руб. Вместе с тем, количество договоров о предоставлении услуг, заключенных с победителями торгов по заключению договоров купли-продажи и договоров аренды лесных участков равно 218 (на сумму 1 222 675 руб.).
Как следует из материалов дела, договоры купли-продажи лесных насаждений и аренды лесных участков Лесничество заключает от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выдавшего доверенность на осуществление этих полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Лесничества, являясь республиканскими государственными бюджетными учреждениями, не вправе заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, поскольку не являются органами государственной власти. Соответственно, в силу части 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции заключение договора купли-продажи лесных насаждений - обязанность органа исполнительной власти, который не вправе взимать за осуществление своих функций денежные средства.
Таким образом, учитывая положения части 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ, в действиях Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан имеются признаки наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органа исполнительной власти Республики Башкортостан, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу статьи 47.1 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе выделить в отдельное производство одно или несколько дел.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с пунктами 2 и 9 части 1 данной статьи запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
При рассмотрении настоящего дела также установлено, что по договору о предоставлении услуг N1 от 25.01.2012 года ИП <_> - победителю аукциона по купле-продаже лесных насаждений предусмотрено предоставление Лесничеством услуг на сумму 12 630 руб., а именно:
1) Оформление договора;
2) Разработка технологической карты;
3) Подготовка материалов;
4) Ограничение в натуре;
5) Материально-денежная оценка;
6) Отвод и таксация лесосек по рубки главного пользования.
Таким образом следует, что за услуги по оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений, по подготовке материалов, по ограничению в натуре, по материально-денежной оценке, по отводу и таксации лесосек берется плата.
Довод Лесничества о правомерности оказания вышеуказанных услуг победителям торгов на платной основе в соответствии с уставом является не состоятельным по следующим основаниям.
Согласно пунктам 10.1.2, 11.1.2 Государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Лесничества на 2012 год, утвержденного Министром лесного хозяйства Республики Башкортостан Р. Б. Набиуллиным, работы (услуги), предусмотренные Договорами о предоставлении услуг, выполняются (оказываются) Лесничеством при подготовке документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащей заготовке лесных ресурсов для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды и договора купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, как следует из данных пунктов Государственного задания в 2012 году на выполнение камеральных работ, работ по натуральному отводу лесного участка, таксации лесосек, по составлению план-схемы расположения лесного участка, по расчету объема заготовки древесины Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" согласно коду бюджетной классификации 112\0407\889\2920101\611\241\ФК200-06_1\РС-Г-1000\20000\Р выделено 460 000 рублей за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Министерства финансов Республики Башкортостан (исх. N06-08/1-107 от 11.09.2012 года), из которого установлено следующее.
По кодам бюджетной классификации 112\0407\889\2920101\611\241\ФК200-06_1\РС-Г-1000\20000\Р отражаются расходы, связанные с выполнением работ, осуществляемые путем предоставления субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, за счет средств, поступающих в бюджет Республики Башкортостан в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием этими учреждениями в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2012 года N24, объем указанных субсидий, предоставляемых бюджетными учреждениями, определяется на основании нормативных затрат, в том числе на выполнение работ.
При этом порядок определения указанных нормативных затрат устанавливается Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Исходя из представленных материалов следует, что деятельность Лесничества по оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений, по подготовке материалов, по ограничению в натуре, по материально-денежной оценке, по отводу и таксации лесосек должна оказываться бесплатно.
В то же время, в материалах дела отсутствуют веские доказательства навязывания Лесничеством услуг победителям аукционов, в связи с чем, признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не подтвердились.
Таким образом, на основании изложенного Лесничество, участвуя в оказании государственных услуг по доверенности от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, взимает не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежи при предоставлении государственных услуг.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан приходит к выводу, что действия Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем установления и (или) взимания не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при участии в предоставлении государственных услуг.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Альшеевское лесничество" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 октября 2012 г. N А-214/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016