Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 31 марта 2015 г. N 06-10/28-15
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:
председателя комиссии: |
- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя Томского УФАС России; |
членов комиссии: |
- Сакс Натальи Валентиновны, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; - Рылова Алексея Дмитриевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; - Петровой Марины Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, |
рассмотрев дело N 06-10/28-15, возбужденное по жалобе ООО "Мега Мастер", на действия областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Томская районная больница" (далее ОГАУЗ "Томская РБ") при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ", в присутствии представителей: ООО "Мега Мастер" - <> ОГАУЗ "Томская РБ" - <> установила:
24 марта 2015 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО "Мега Мастер" на действия единой закупочной комиссии ОГАУЗ "Томская РБ" при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе "Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ".
Заявитель считает, что в нарушение требований ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N 223-ФЗ) к участнику предъявлены требования к описанию конкретных показателей товара, указанные в Приложении N 3 документации об аукционе, а именно: "В заявке участника при описании конкретных показателей товара не допускается использование выражений "не менее", "не более", "не хуже" "не шире" "или эквивалент", и иных выражений, не определяющих точного значения характеристик, за исключением случаев, когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной документации на товар". Представитель заявителя утверждает, что требования к описанию товара, указанные в позициях N 1-N 3 Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, выполнены, описания не содержат расплывчатых или неоднозначных формулировок, показателей значений и не препятствуют определению точного значения. Формулировки в заявке "должны иметь", "должно быть", "должна быть" являются утверждениями.
Заявитель не согласен с позициями N 4-N 8 Протокола. Так, по его мнению, марки стали ВСт3сп2 и ВСт3сп3, согласно ГОСТу 12820-80 "Фланцы стальные плоские" от 01.01.1983, по своему химическому составу существенно отличаются друг от друга: обе марки стали являются "Сталями конструкционными углеродистыми обыкновенного качества" (ВСт3сп); относятся к одной группе "В" (ВСт3сп); по степени раскисления относятся к "спокойным" (ВСт3сп). Заявитель полагает, в виду большого количества фланцев, планировалось использовать фланцы обоих марок.
Заявитель не согласен с позицией N 9 Протокола. По мнению заявителя, в нарушение п.1 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ подлежащее поставке вводно-распределительное устройство типа ВРУ 1-48-03, в части - однопанельное или многопанельное указано без показателя, используемого для определения соответствия заказчика. Заявитель считает, что он вправе был не указывать конкретный вид параметра, оставив формулировку в исходном варианте. По мнению заявителя, стиль описания данного параметра в документации об аукционе носит информационный характер и не оказывает влияния на технические параметры ВРУ 1-48-03.
Представители ОГАУЗ "Томская РБ" не согласились с доводами заявителя, предоставили письменный отзыв, а также устно пояснили следующее: при предложении блока оконного пластикового заявитель предложил товар, конкретный показатель которого нет возможности определить.
Предлагаемая плитка керамическая для внутренней облицовки стен содержала указание на размеры плиток одного калибра по длине и ширине с допусками: не должна быть более _0,5 мм.
Описания позиций "Блок оконный пластиковый", "Блоки дверные рентгенозащитные", "Плитка керамическая для внутренней облицовки стен 20смх30см" содержат расплывчатые характеристики и препятствуют определению точных значений.
В заявке предложены фланцы стальные плоские приварные из стали ВСт3сп2/ ВСт3сп3, т.е. без указания конкретной стали фланцев.
Предлагаемое вводно-распределительное устройство типа ВРУ 1-48-03 не содержит указания, каким оно является: однопанельным или многопанельным.
В соответствии с требованиями п.3.3 документации об аукционе, на основании п.5 ч.4 раздела 3 Положения о закупке первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, в соответствии с требованиями, указанными в документации.
Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения заказчика, установила следующее:
26 декабря 2014 года ОГАУЗ "Томская РБ" разместило извещение на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг о проведении открытого аукционе в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ", с начальной (максимальной) ценой договора: 39 035 610,00 руб., с изменениями и разъяснениями от 14.01.2015, от 29.01.2015, от 09.02.2015, от 24.02.2015.
18 марта 2015 года единая закупочная комиссия ОГАУЗ "Томская РБ" провела рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора по предмету: "Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ". На участие в аукционе подано 9 заявок. Заявки с порядковыми номерами 6 и 7 допущены к участию в аукционе. Заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 5, 8, 9 не допущены к участию в аукционе по основаниям указанным в Протоколе N 1 рассмотрения первых частей заявок от 18.03.2015.
Согласно ч.5 ст.4 Закона N 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Таким образом, законодателем определено, что информация, которая размещается на официальном сайте, определяется законом и положением о закупке.
Согласно ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
19 ноября 2014 года Протоколом N 1 Наблюдательного совета ОГАУЗ "Томская РБ" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Томская районная больница". Таким образом, ОГАУЗ "Томская РБ" при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.
Согласно части 5 Положения о закупке при закупке продукции в соответствии с настоящим Положением создается единая закупочная комиссия. Основной функцией комиссии является принятие решений в рамках конкретных закупок, за исключением закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом, рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме осуществила единая закупочная комиссия.
В соответствии со ст.704 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
Данные требования также установлены в ст.745 ГК РФ об обязанности подрядчика обеспечением строительства материалами.
Из документации об аукционе следует, что обязанность по обеспечению строительных работ на объекте, расположенном по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35, лежит на подрядчике (победителе аукциона).
Из предмета аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ" следует, что предметом договора является выполнение строительных подрядных работ, а также поставки товаров (купли-продажи) строительных материалов и товаров.
В соответствии с п.3 ст.455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Во исполнение требований п.1 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в п.6 Приложения N 1 к документации об аукционе установлены наименование и характеристики применяемых материалов для выполнения подрядных работ. Характеристики применяемых материалов, перечисленные в Приложении N 1, указаны как с конкретным характеристиками и параметрами, так и с примерными характеристиками, которые содержат указания: не более, не менее, должно быть, должны иметь.
В соответствии с п.5 ч.4 разд.3 Положения о закупке первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: согласие и/или конкретные показатели на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги в соответствии с требованиями аукционной документации. Первая часть заявки может не содержать сведения об участнике закупки.
В соответствии с пп.3.3 п.3 документации об аукционе первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, в соответствии с требованиями, указанными в настоящей документации, техническом задании (Приложение N 1 к настоящей документации), проекте договора (Приложение N 4 к настоящей документации).
Таким образом, участник аукциона, на основании ст.455 ГК РФ, п.5 ч.4 разд.3 Положения о закупке, пп.3.3 п.3 документации об аукционе, обязан в составе первой части заявки указать наименование и количество материалов и товаров с конкретными показателями.
Согласно п.6 Технического задания для проведения капитального ремонта установлена необходимость поставки блоков оконных пластиковых (ЛСР N 02-01-02), которые должны иметь полную заводскую готовность: установленные запирающие приборы, петли, стеклопакеты, уплотняющие прокладки и законченную отделку. Оконные блоки должны соответствовать ГОСТ 23166-99 и ГОСТ 30674-99, Материал: пластик цвет ПВХ - белый Вид стеклопакета: Энергосберегающий Стеклопакет толщина: не менее 32 мм Изоляция воздушного шума транспортного потока оконного блока должна быть, дБ: не менее 28 Сопротивление теплопередаче, м2°С/Вт: не менее 0,72. Размер 2100*1770 мм.
Заявка участника N 2 (ООО "Мега Мастер") содержала указание на поставку оконных блоков с примерными характеристиками и параметрами, которые содержались в техническом задании ОГАУЗ "Томская РБ", без указания конкретных поставляемых оконных блоков. Так, в технических характеристиках указано следующее: Стеклопакет толщина: не менее 32 мм Изоляция воздушного шума транспортного потока оконного блока должна быть, дБ: не менее 28 Сопротивление теплопередаче, м2°С/Вт: не менее 0,72. В технической части заявки не указаны конкретные характеристики, а именно толщина стеклопакета должна содержать точное указание в миллиметрах (32 мм, 34 мм и т.д.), изоляция воздушного шума транспортного потока оконного блока должна быть 28 дБ, 27 дБ и т.д., сопротивление теплопередаче, м2°С/Вт: 0,72, 0,73 и т.д. То есть содержать конкретные показатели в абсолютных величинах, а не содержать приблизительные параметры (содержащиеся в техническом задании).
- Техническое задание: блоки дверные рентгенозащитные (ЛСР N 02-01-02) с размерами 900x2100 мм, 1000х2100 или 1100х2100 или 1200х2100 или 1300х2100. В качестве рентгенозащитного материала в конструкции используется свинец листовой ДПРНМ С2 ГОСТ 9559-75. Конструкции обеспечивают кратность ослабления рентгеновского излучения, эквивалентную 1,0 -3,5 мм Pb (при напряжении на трубке 100 кВ) В дверное полотно может быть установлено смотровое окно, с рентгенозащитным стеклом марки ТФ5 ГОСТ 9541 -75. При наличии окна в полотне двери его размер определяется размером рентгенозащитного стекла. Стандартные размеры рентгенозащитных стёкол 2,5 мм Pb: 180х240,или 240х300, или 356х356, или 300х400, 400х400 или 500х500 (мм).
Заявка участника N 2 содержала указание на поставку блоков дверных рентгенозащитных с примерными характеристиками, а именно: размеры 900x2100 мм, 1000х2100 или 1100х2100 или 1200х2100 или 1300х2100. То есть, без указания какого размера будут поставлены (установлены) блоки дверные рентгенозащитные.
- Техническое задание: плитка керамическая для внутренней облицовки стен размер 20х30х7 Разность между наибольшими и наименьшими размерами плиток одного калибра по длине и ширине не должна быть более, мм _0,5% Разность между наибольшими и наименьшими значениями толщины одной партии не должна быть более, 1,0 мм Разность между наибольшими и наименьшими значениями толщины одной плитки (разнотолщинность) не должна быть более, 0,5 мм Кривизна лицевой поверхности, не более, мм 0,5_0,8 мм Отклонение формы плиток от прямоугольной (косоугольность), не более, мм 0,5 мм Водопоглощение, %, не более 24% Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 15 МПа Твёрдость глазури по Моосу, не менее 5 Термическая стойкость глазури, 0С: 150.
Заявка участника N 2 содержала указание на поставку (установку) керамической плитки с примерными характеристиками, которые приведены в техническом задании ОГАУЗ "Томская РБ", без конкретных указаний предлагаемой плитки для поставки (установки). То есть без указания конкретного товара.
- Техническое задание: фланцы стальные плоские приварные из стали ВСт3сп2/ ВСт3сп3, давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2), диаметром 40 мм, 50 мм, 60 мм (ЛСР N 02-01-03).
Заявка участника N 2 содержала следующее предложение: фланцы стальные плоские приварные из стали ВСт3сп2/ ВСт3сп3, давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2). То есть не содержалось указания на тип стали, из которой выполнены фланцы, а именно ВСт3сп2 или ВСт3сп3.
- Техническое задание: вводно-распределительное устройство типа ВРУ 1-48-03 (ВРУ-1 и ВРУ-З) предназначеное для приема, распределения и учета электроэнергии в сетях 380/220 В трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, а также для защиты линий при перегрузках и коротких замыканиях. Вводно-распределительные устройства комплектуются из панелей одностороннего обслуживания и могут быть однопанельными и многопанельными. Габариты ВРУ 1-48-03 1700х800х450мм.
Заявка участника N 2 не содержала указания комплектации вводно-распределительного устройства, а именно однопанельные или многопанельные одностороннего обслуживания.
В связи с тем, что первая часть заявки участника N 2 (ООО "Мега Мастер") не содержала конкретных показателей поставляемого товара, в рамках выполнения подрядных работ, в соответствии с техническими требованиями документации об аукционе, то единая закупочная комиссия ОГАУЗ "Томская РБ", руководствуясь п.5 ч.4 разд.3 Положения о закупке, приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе.
Частью 3 раздела 3 Положения о закупке, а также п.11 документации об аукционе предусмотрено право любого участника закупки на получение разъяснение положений документации об аукционе. Указанным правом ООО "Мега Мастер" не воспользовался.
Иные участники закупки четырежды обращались к ОГАУЗ "Томская РБ" для получения разъяснений документации. В связи с поступающими запросами в документацию об аукционе вносились изменения (14.01.2015, 29.01.2015, 09.02.2015, 24.02.2015).
Заявитель указал, что при проведении аукциона нарушены требования ч.6 ст.3 Закона N 223-ФЗ, которой не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Требования к техническим характеристикам поставляемых товаров (материалов) для выполнения подрядных работ, а также требования к участникам аукциона установлены в документации об аукционе, которые едины для всех участников аукциона. Кроме того, торги проводились в форме открытого аукциона в электронной форме, при котором заявка на участие в аукционе должна соответствовать требованиям извещения и документации о проведении аукциона (раздел 3 Положения о закупке). Победителем аукциона является участник, предложивший наиболее низкую цену договора. Следовательно, единственным критерием аукциона является цена, а не иные критерии.
Комиссия, изучив документацию об аукционе, не выявила нарушений правовой нормы ч.6 ст.3 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 23.07.2006 "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При проведении открытого аукцион в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ" Комиссия не установила в действиях единой закупочной комиссия ОГАУЗ "Томская РБ" нарушения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе условий допуска к участию в аукционе.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать жалобу ООО "Мега Мастер" на действия единой закупочной комиссии областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Томская районная больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ "Томская РБ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии: Н.В. Сакс
А.Д. Рылов
М.Н. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 31 марта 2015 г. N 06-10/28-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016