Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
(опубликовано 3 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Красильникова Татьяна Владимировна - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ИНЖСТРОЙГРУПП" (далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела N 08/56-15,
в присутствии представителя от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Водоканал" (далее - ГУПС "Водоканал", Заказчик): Д.И.М. (по доверенности от 12 января 2015 года N1/2-14),
рассмотрев жалобу Заявителя от 23 марта 2015 года N1-а (вх.N 56/09 от 23 марта 2015 года) на действия Заказчика при проведении запроса предложений по поставке нефтепродуктов для нужд ГУПС "Водоканал" (далее - Закупка), размещенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru под N31502120536, заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Закупки, документация Заказчика и документы Закупки размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика.
12 марта 2015 года Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно извещению N31502120536, Дата и время подведения итогов -25 марта 2015 года в 17:00.
Заявитель, ознакомившись с документацией Заказчика о Закупке, считает, что допущено ограничение конкуренции путём выставления необоснованных требований в документации закупки, которые влекут предоставление конкурентных преимуществ одному из участников рынка, что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
Совмещение в предмете Закупки моторных масел и смазочных материалов, что, по мнению Заявителя, ограничивает круг конкуренции ввиду того, что в один предмет закупок объединены разноплановые товары.
В разделе 3 Технического задания документации Закупки указано требование расположения одной из АЗС Поставщика в радиусе не более 1-3 км от базы автотранспортного цеха Покупателя, а также наличия у Поставщика в своем распоряжении спецавтотранспорта для мобильной доставки моторного топлива по месту требования Покупателя, оформленной письменной заявкой.
В разделе 5 документации Закупки "Методика оценки заявок участников" указаны показатели по критериям:
наличие всех требуемых Заказчиком видов топлива на указанных АЗС, фактически заказчик допускает возможность в случае выбора поставщика, не отвечающего предмету закупки, понести необоснованные убытки, понесенные при недобросовестном исполнении договора;
наличие АЗС Участника на расстоянии не более 1-3 км от базы автотранспортного цеха Заказчика, наличие в распоряжении Участника топливозаправщика для мобильной доставки топлива по месту требования Заказчика.
Данные требования в документации Закупки, по мнению Заявителя, указаны для предоставления конкурентных преимуществ одному из участников рынка.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу Заявителя об ограничении конкуренции путём выставления необоснованных требований в документации Закупки, которые влекут предоставление конкурентных преимуществ одному из участников рынка, от 23 марта 2015 года N1-а.
По мнению Заказчика, жалоба подана от имени юридического лица, деятельность которого была прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ 17 февраля 2015 года. В соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, на момент подписания жалобы и размещения ГУПС "Водоканал" извещения о закупке от 12 марта 2015 года ООО "ИНЖСТРОЙГРУПП" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не являлось юридическим лицом, а, следовательно, не могло иметь никаких гражданских прав, в том числе, права на обжалование действий ГУПС "Водоканал". Соответственно, не могли быть нарушены никакие законные права и интересы у юридического лица, которое не существует.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заказчика, Заявитель не указывает, что ГУПС "Водоканал" совершило вышеуказанные нарушения. Следовательно, во всех других случаях действия (бездействия) заказчика, в том числе и на действия, указанные в жалобе Заявителя, подлежат обжалованию в судебном порядке, а не в антимонопольном органе.
Таким образом, в жалобе Заявителя не указаны действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, которые могут быть обжалованы в антимонопольном органе в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с представленными Заказчиком документами Закупки Заявитель не являлся лицом, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно сведений с сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также сведений, представленных Заказчиком, деятельность юридического лица ООО "ИНЖСТРОЙГРУПП" 16.02.2015 прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Запись, содержащая указанные сведения, внесена в ЕГРЮЛ 17.02.2015.
То есть, Заявитель не являлся на момент размещения Заказчиком извещения о проведении Закупки и на момент подачи жалобы в антимонопольный орган лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно пункту 3 части 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком и содержит сведения о предмете договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг.
В соответствии с действующим ОКВЭД оптовая торговля моторным топливом и оптовая торговля горюче-смазочными материалами относятся к разделу G (данный раздел не содержит подразделов), классу 51, группе 51.51 "Оптовая торговля топливом".
Согласно действующему ОКДП услуги по оптовой торговле бензином, дизельным топливом и горюче-смазочными материалами относятся к разделу G, подразделу 51, классу 5141000 "Услуги по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и смежными продуктами".
По мнению Заказчика, требование ГУПС "Водоканал" о необходимости наличия в распоряжении поставщика одной АЗС, расположенной на расстоянии не более 1-3 км от базы автотранспортного цеха заказчика по Камышовому шоссе, 8, обусловлено:
-производственной необходимостью сокращения времени выхода автотранспорта с целью недопущения срыва аварийно-восстановительных работ на сетях водопровода и канализации города;
-правом заказчика рационально расходовать моторное топливо при заправке автотранспорта.
В радиусе 1-3 км от автотранспортного цеха ГУПС "Водоканал" расположено не менее 4х АЗС различных поставщиков.
Требование ГУПС "Водоканал" о необходимости наличия в распоряжении поставщика топливозаправщика обусловлено производственной необходимостью:
-заправки 49 аварийных (на случай отключения электроэнергии) дизельных электростанций с баками объемом от 200л до 1000л, установленных на объектах водоснабжения и водоотведения с круглосуточным режимом подачи воды, расположенных на всей территории города Севастополя-от села Андреевка до бухты Ласпи и от Байдарской долины до Камышовой бухты;
-обеспечения беспрерывного, в кратчайшие сроки выполнения аварийно-восстановительных и других технологических работ на водоводах от Межгорного водохранилища протяженностью около 100 км на значительном удалении от АЗС с привлечением большого количества спецавтотранспорта.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" порядок выбора критериев оценки заявок участников закупки не определен.
Включение в перечень критериев оценки предложений участников закупки обжалуемых Заявителем требований обусловлено:
-задействованием всех видов имеющегося у заказчика автотранспорта на всех объектах предприятия, расположенных на территории всего Севастопольского региона;
-правом заказчика рационально расходовать время и моторное топливо при дозаправке автотранспорта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя и обоснованности доводов Заказчика.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИНЖСТРОЙГРУПП" от 23 марта 2015 года N1-а (вх.N 56/09 от 23 марта 2015 года) на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Водоканал" при проведении запроса предложений по поставке нефтепродуктов для нужд ГУПС "Водоканал" (закупка N31502120536) необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений по поставке нефтепродуктов для нужд ГУПС "Водоканал", наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 24 марта 2015 года N8/390-с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (опубликовано 3 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016