Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 20 октября 2012 г. N 03-10АМ3/12
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 20.10.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Щепелина Валентина Петровича - заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;
Проничевой Наталии Ивановной - начальника отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий, член Комиссии;
Коробковой Марины Владимировны - старшего государственного инспектора отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий, член Комиссии;
Фаниной Ольги Сергеевны - государственного инспектора отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий, член Комиссии;
В отсутствии Скребкова Николая Вадимовича - главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий.
рассмотрев дело N 03-10АМЗ/12, возбужденное в отношении ОАО "Ростелеком" (юридический адрес: 191002 г.Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15), по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции), установила:
В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от ******* о признаках нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Ростелеком", выразившееся в несоблюдении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N310.
В заявлении, поступившем в антимонопольный орган, указано на незаконность взимания ОАО "Ростелеком" денежного вознаграждения при оказании информационно-справочного обслуживания.
В отношении ОАО "Ростелеком" было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" ( далее - Закон о защите конкуренции).
На заседании комиссии ******* поддержал изложенные в заявлении доводы. Так в марте 2011 года заявитель обращался в информационно-справочную службу "8-118-09" за справкой. Ему было отказано ОАО "Ростелекомом" в предоставлении информации о номере телефона местной телефонной сети, т.к. данные по запрашиваемому юридическому лицу были неполными. ОАО "Ростелеком", руководствуясь разъяснениями в письме от 30.06.1998 года государственного Комитета РФ по связи и информатике N4209 и письмом Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи N899 от 30.069.1998 года "Об оплате услуг справочно-информационных служб операторов связи сети ТфОП". Таким образом, заявителю пришлось обращаться в платную информационно-справочную службу "8-118-11". Время обслуживания вызова составило 2 мин. 49 сек. При повременной системе тарификации продолжительность разговора округляется до минуты, поэтому к оплате был выставлен счет за 3 минуты обслуживания. Факт оказания услуги подтвержден записями аппаратуры учета соединений (квитанция приложена к делу).
Представитель ОАО "Ростелеком" на заседании комиссии факт нарушения не признал. Отметил, что оказание информационно-справочных услуг не является регулируемым видом деятельности. При оказании данной справочной услуги в случае предоставления неполных данных необходимо осуществить ряд дополнительных операций. Соответственно, это является дополнительными затратами. Указал, что в соответствии с п. п. 12, 13 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила), операторы обязаны создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи. Действующими Правилами, установлено что в системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги.(п. 14). Перечень информационно-справочных услуг, предоставляемых оператором связи бесплатно и круглосуточно, определен пунктом 15 Правил.
В данный перечень включены следующие информационно-справочные услуги:
а) выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица), о тарифах на услуги местной телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента и о местном времени;
б) вызов бюро ремонта сети местной телефонной связи;
в) прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию
услугами телефонной связи;
г) предоставление информации, связанной с оказанием универсальных услуг связи.
В целях выполнения требований Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), п. 15 Правил оказание круглосуточной услуги информационно-справочной службы "8-118-09" абонентам (пользователям) осуществляется бесплатно по номерам телефонов социально-значимых организаций.
Предоставление справки о номере телефона физического (юридического) лица осуществляется ОАО "Ростелеком" бесплатно по "полным данным". Для этого абоненту необходимо сообщить оператору связи - фамилию, имя, отчество, полный адрес Абонента-гражданина (о номере которого заказана справка), а в отношении юридического лица, юридическое название организации, адрес (улица, номер дома), т.е. "полные данные" об абоненте оператора связи.
Согласно статье 2 Закона о связи абонент- пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального номера идентификации.
В силу действия п.53 Правил, основными сведениями об абоненте, позволяющими его идентифицировать относятся: фамилия, имя, отчество абонента-гражданина, номер его телефона, и место жительства. К сведениям об абоненте - юридическом лице, достаточным для его идентификации относятся наименование (фирменное наименование), его местонахождение (место государственной регистрации), адрес установки оборудования.
С учетом изложенного, вышеуказанные сведения формируют "Данные об абоненте" для последующего их включения в систему информационно-справочного обслуживания оператора связи. Из содержания вышеуказанных норм следует, что обязанность Оператора связи предоставлять бесплатно и круглосуточно информационно-справочные услуги по выдаче справки о номере телефона абонента предусмотрена законодателем при условии наличия необходимых сведений об абоненте, т.е. по полным данным.
"Полные данные" - это необходимая информация о запрашиваемом лице (абоненте), позволяющая осуществить его идентификацию в системе информационно-справочного обслуживания, по следующим параметрам:
- для абонентов - физических лиц: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, включая населённый пункт, улицу, номер дома и квартиры;
- для абонентов - юридических лиц: наименование - фирменное наименование, адрес, включая номер дома. Справка по полным данным предоставляется бесплатно, независимо от места проживания на территории города и области абонента, обратившегося за справкой. В случае, если абонент не может сообщить полную информацию о запрашиваемом лице, ему предоставлена возможность получить сведения путем осуществления оператором связи поиска необходимой информации.
"Неполные данные" - предоставленная оператору связи информация о запрашиваемом лице (абоненте), которая не позволяет осуществить его идентификацию в системе информационно-справочного обслуживания, в связи с отсутствием какого-либо параметра, входящего в полные данные.
Например, категория "физические лица"- номер телефона физического лица по неполным данным (Ф.И.О)
- номер телефона физического лица по неполным данным (улица, номер дома). При отсутствии необходимых сведений, оператору связи требуются дополнительные затраты на поиск данной информации, поскольку невозможно быстро идентифицировать абонента в системе и, соответственно, выдать справку о его номере телефона.
В этом случае, перед выдачей справки в обязательном порядке оператором связи сообщается абоненту о том, что предоставление справки по "Неполным данным" является платным и указывается стоимость услуги, установленная Прейскурантом. При условии согласия абонента на получение справки по неполным данным, справка выдается платно и тарифицируется в соответствии с утвержденным тарифом.
Прейскурантом N 01/11-3 (Книга 2/11-3) Макрорегионального филиала "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком" введены тарифы на услуги связи Вологодского филиала ОАО "Ростелеком" Стоимость одной платной справки за 1 минуту соединения составляет 33 рубля. Тарификация установлена "поминутно".
В настоящее время при звонке абонента на любой из номеров, закрепленных за информационно-справочной службой, оказание информационно-справочных услуг осуществляется в следующем порядке:
- при поступлении вызова на номер "8-118-09", оператор обрабатывает запрос абонента. Если запрашиваемая информация относится к категории неполных данных, оператор информирует абонента о выдаче справки на платных условиях по номеру "8-118-11".
Оператор по номеру "8-118-11" осуществляет поиск запрашиваемой информации в справочной системе и производит тарификацию услуги в соответствии с Прейскурантом N 01/11-3 (Книга 2/11-3).
Стоимость оказанных в текущем месяце платных справочно-информационных услуг, включается в счёт абоненту ОАО "Ростелеком", выставляемый по договору на оказание услуг связи по окончанию расчётного периода (1 календарный месяц). Сроки оплаты данного счёта оговорены в договоре об оказании услуг связи.
Кроме того, представители ОАО "Ростелеком" ссылаются на то, что бесплатно предоставляется информация о номере телефона местной телефонной сети по службе "8-118-09" только по полным данным, руководствуясь при этом разъяснениями в письме от 30.06.1998 года государственного Комитета РФ по связи и информатике N4209 и Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи N899.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Ростелеком", выразившихся в установлении тарифов на услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом комиссия исходит из следующего. Согласно статье 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц. ОАО "Ростелеком" приказом N 511-Р от 24.03.2000 ФСТ РФ включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в Раздел 2 "Услуги общедоступной электросвязи" под регистрационным номером 77-2-7, а согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Соответственно, ОАО "Ростелеком" занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи.
Как следует из буквального толкования статьей 44, 46 Закона о связи и пунктов 1, 15 Правил система бесплатного информационно-справочного обслуживания является составной частью услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, то есть является услугой, оказываемой субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона о связи оператор связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономически обоснованных затрат, сведения об абонентах его сети связи организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания.
Таким образом, в соответствии со статьёй 46 Закона о связи гражданин имеет право на получение от оператора связи бесплатного информационно-справочного обслуживания.
Согласно пункту 15 Правил оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, обязан предоставить бесплатно и круглосуточно такую информационно-справочную услугу как выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица).
Буквальное толкование норм действующего законодательства не содержит деление информационно-справочных услуг на платность и бесплатность по видам сообщаемых сведений о запрашиваемом номере: полные и неполные.
В соответствии с Конституцией России любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 53 Закона о связи к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование. При этом при подготовке данных для информационно-справочного обслуживания могут быть использованы фамилия, имя, отчество абонента-гражданина и его абонентский номер, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования.
В соответствии с Правилами в договоре указываются следующие данные: сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) - для юридического лица).
Таким образом, при отсутствии закрепленного понятия "полные данные", законодатель, устанавливая обязанность бесплатной выдачи справки о номере абонента, исходил из наличия у лица, пользующегося услугой справки, лишь части сведений, то есть "неполных данных".
Персональные данные, как правило, на законных основаниях известны лишь узкому кругу лиц, что фактически не позволяет получить бесплатную справку о номере физического лица. Кроме того, полными данными об абоненте - юридическом лице, исходя из принципа разумности, также будет располагать незначительное число лиц. В иных случаях, сообщить полные данные практически невозможно.
Следует особо отметить, что справка должна быть оказана бесплатно, при этом законодательно не установлена обязанность у лица, пользующегося услугой справки, сообщить для этих целей "полные данные", так как само понятие отсутствует.
Таким образом, отсутствуют основания использовать критерий полноты или неполноты сведений при определении платности и бесплатности справки.
Исходя из вышеперечисленного, ОАО "Ростелеком" самостоятельно определило содержание понятия "полные данные".
Доводы ОАО "Ростелеком" о законности применения указанного тарифа в связи с наличием письма Госкомсвязи РФ N 4209, ФСЕМС N 899 от 30.06.1998 "Об оплате услуг справочно-информационных служб операторов связи сети ТФОП" являются необоснованными, так как:
1) данное письмо не является нормативно-правовым актом и носит общеразъяснительный характер;
2) с момента написания данного письма изменилась нормативная база: был принят новый федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310, соответственно, данное письмо не может регулировать правоотношения, возникшие после принятия данных актов.
Довод ОАО "Ростелеком" о праве ОАО "Ростелеком" самостоятельно устанавливать цены на услуги, не регулируемые государственными органами, Комиссией принимается и не опровергается, но данный довод не относится к существу рассматриваемого вопроса (распространение самостоятельно утверждённых тарифов на услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным, то есть на услуги, которые должны оказываться бесплатно.
Действия ОАО "Ростелеком" по утверждению тарифов на услуги информационно-справочной службы в части распространения данных тарифов на оказание услуг по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным, могут привести к ущемлению интересов потребителей услуги, так как потребители будут вынуждены оплатить услугу, которую должны получить бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия решила:
1. Признать положение ОАО "Ростелеком" доминирующим на рынке оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной электрической связи в границах принадлежащих предприятию сетей.
2. Признать действия ОАО "Ростелеком", выразившиеся в установлении тарифов на услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным с использованием телефона справочной службы "8-118-09", нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
3. Выдать ОАО "Ростелеком" предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем:
- прекращения применения тарифов, информационно-справочной службы при оказании услуг по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным с использованием телефона справочной службы "8-118-09";
- оказывать услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным с использованием телефона справочной службы "8-118-09" бесплатно.
4. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.
5. Об исполнении предписания доложить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области строго
до 27 ноября 2012 года с приложением подтверждающих выполнение решения документов, надлежаще заверенных.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
В. П. Щепелин |
Члены комиссии: |
|
Н.И.Проничева |
|
|
М.В.Коробкова |
|
|
О. С. Фанина |
|
|
Н.В.Скребков - отсутствует. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 20 октября 2012 г. N 03-10АМ3/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016