Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 31 июля 2014 г. N К-73/14
Резолютивная часть оглашена 30.07.2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 31.07.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии УФАС - заместителя руководителя Управления - Женетля А.Ш., членов Комиссии УФАС: ведущих специалистов - экспертов Управления Вдовиной О.Ю., Кошко Г.Ю. и Хачемизовой З.К., в присутствии представителей Уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Адыгея <_> (доверенность от 16.06.2014 г.), Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" - <_> <_> и <_> (доверенности от 13.07.2014 года), в отсутствие представителя ООО "Сочи Люкс" (проинформирован о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке), направившего письмо о рассмотрении жалобы без участия его представителя, рассмотрев жалобу ООО "Сочи Люкс" (далее - Заявитель) от 23.07.2014 года на действия единой комиссии Уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Адыгея при проведении электронного аукциона N0176200000114000881 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги а. Хатукай-х. Свободный км 0+300 - 0+923, км 0+923 - 1+546, км 1+546 - 2+170 в границах МО "Красногвардейский район" Республики Адыгея, в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 23.07.2014 года поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что он согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.07.2014 N640/1-А не допущен единой комиссией к участию в аукционе в связи с тем, что им не представлены конкретные показатели - содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси, плотность зерен гравия, полный остаток зерен гравия, а также отдельный показатель в пп. 3 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" первой части заявки не соответствует показателю пп.3 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" части IV документации об электронном аукционе (марка гравия по истираемости).
Заявитель считает, что ему необоснованно отказали в допуске к участию в аукционе и в обоснование своих доводов указывает:
1. Требования заказчика к содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси, изложенные в "Требованиях к основным материалам" документации аукциона: должно быть не более 15% - 25%, предложено в первой части заявки ООО "СОЧИ ЛЮКС" -15% - 25%;
2. Требования заказчика к плотности зерен гравия: должна быть не более 2,0-3,0 г/см3, предложено в первой части заявки ООО "СОЧИ ЛЮКС" -2,0-3,0 г/см3
3 Требования заказчика к полному остатку зерен гравия: должен быть не более 40 - 80%, предложено в первой части заявки ООО "СОЧИ ЛЮКС" -40 - 80% 4 Требования заказчика к марке гравия по истираемости: должна быть выше И3, предложено в первой части заявки ООО "СОЧИ ЛЮКС" - И4.
По мнению Заявителя, предложения, содержащиеся в первой части его заявки, полностью соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией, поскольку в инструкции по заполнению заявки указано, что если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", или значение такого показателя сопровождается фразой "не более", участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более", а если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "поглощающим" заданный Техническим заданием диапазон, но без сопровождения фразой "не менее".
Заявитель просит приостановить дальнейшую процедуру проведения открытого аукциона и заключение контракта по итогам аукциона N 0176200000114000881 и провести проверку правомерности действий аукционной комиссии.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом (Министерством финансов Республики Адыгея) 25.06.2014 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещены извещение и документация электронного аукциона N0176200000114000881 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги а.Хатукай-х. Свободный км 0+300 - 0+923, км 0+923 - 1+546, км 1+546 - 2+170 в границах МО "Красногвардейский район" Республики Адыгея (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 227 211 (восемь миллионов двести двадцать семь тысяч двести одиннадцать ) рублей 00 коп.
Документация аукциона утверждена Заказчиком в лице начальника Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" "Адыгеяавтодор" <_>
В соответствии с пп.1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе: "Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: "описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком_".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: "Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
В ппп."б" пп. 3 п. 3.5.1.1 документации об аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать: "согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В Техническом задании документации аукциона "Требования к основным материалам" указано, что основные материалы должны соответствовать государственным стандартам ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 52129-2003, ГОСТ 8736-93 и указаны характеристики материалов, в т.ч. смеси песчано- гравийной:
- "2. Содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси должно быть не более 15% - 25%; песчано-гравийная смесь должна иметь зерна гравия, наибольшая крупность которых должна быть 10, 20, 40 или 70 мм; средняя плотность зерен гравия должна быть не более 2,0-3,0 г/см3; зерновой состав гравия, входящего в состав песчано-гравийной смеси, должен характеризоваться полными остатками на контрольных ситах:
- 2.1. на сите размером, равным диаметру наибольшего зерна, полный остаток должен быть не более 10% по массе;
- 2.2. на сите размером, равным половине суммы диаметров наименьшего и наибольшего зерен, полный остаток должен быть не более 40 - 80% по массе.
- 3. Прочность гравия, входящего в состав песчано-гравийной смеси, должна характеризоваться маркой по дробимости при сжатии, которая должна быть более 600, потеря массы при испытании должна быть 12%, марка гравия по морозостойкости должна быть не ниже F50, число циклов замораживания - оттаивания должно быть не менее пятидесяти, потеря массы после испытания должна быть 5% или число циклов насыщения - высушивания в растворе сернокислого натрия должно быть 10, потеря массы после испытания должна быть 10%; марка гравия по истираемости должна быть выше И3_".
Большинство указанных характеристик соответствуют установленным в ГОСТе 23735-79 (смеси песчано-гравийные для строительных работ), который не указан в Техническом задании документации аукциона "Требования к основным материалам".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в документации аукциона:
"Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "или эквивалент", "или аналог". Значения показателей (технические характеристики) не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и сопровождаться словами "должно", "не менее", "не более", "менее", "более", "не ниже", "не выше", "ниже", "выше" "от", "до", "или" и т.п., то есть должны быть конкретными.
При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части 4 "Техническая часть" документации (далее - Техническое задание). Если в техническом задании значение показателя сопровождается знаками "", "", "<", ">", "_", "?" то эти значения показателей не уточняются. Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более" или "не менее", участником закупки в заявке указывается конкретное значения. Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону (сопровождается фразой "диапазонное значение"), участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением показателя. Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", или значение такого показателя сопровождается фразой "не более", участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более". Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "поглощающим" заданный Техническим заданием диапазон, но без сопровождения фразой "не менее"_".
Согласно части 1 статьи 67 "Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе": "Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг".
В соответствии с частями 3 и 4 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе: "3. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 18.07.2014 года на участие в аукционе были поданы 3 заявки, одна из которых отозвана, участник закупки с защищенным номером заявки 8216598 допущен к участию в аукционе, поскольку его заявка соответствует установленным требованиям, а Заявителю (защищенный номер заявки 8226926) отказано в допуске к участию в аукционе: "На основании п. 1 части 4 статьи 67 Федерального закона N44-ФЗ, отдельные показатели материалов в пп. 2 и пп.2.2 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" первой части заявки не соответствует п. "б" подп. 3 пункта 3.5.1.1, абзацу 3 пункта 4 части 1, п. 23 части 2 (не представлены конкретные показатели - содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси, плотность зерен гравия, полный остаток зерен гравия). На основании п.2 части 4 ст. 67 Федерального закона N44-ФЗ, отдельный показатель в пп. 3 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" первой части заявки не соответствует показателю пп.3 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" части IV документации об электронном аукционе (марка гравия по истираемости)".
Комиссия в ходе внеплановой проверки документов закупки установила, что в "Требованиях к основным материалам" документации об аукционе при указании характеристик песчано - гравийной смеси Заказчик указал диапазонные характеристики: "Содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси должно быть не более 15% - 25%", "плотность зерен гравия должна быть не более 2,0-3,0 г/см3", "полный остаток должен быть не более 40 - 80% по массе" без пометки "диапазонный показатель", при этом, исходя из содержания инструкции по заполнению первой части заявки, возможно двоякое толкование содержания первой части заявки при указании вышеуказанных характеристик песчано-гравийной смеси: т.е. трактовать требования Заказчика о содержании первой части заявки как возможность указать в заявке характеристики товара с точно таким же
значением (диапазоном), либо указать товар со значением показателя, попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон (конкретное значение показателя), но без сопровождения фразами "не более".
Заказчиком в Адыгейское УФАС России направлено письмо от 30.07.2014 N554 с пояснением содержания документации аукциона, положения которого также доведены до членов Комиссии представителем Заказчика в ходе рассмотрения жалобы Заявителя. Так, Заказчик считает, что заявка Заявителя в которой указаны характеристики содержания зерен гравия в песчано - гравийной смеси, плотности зерен гравия, полного остатка по массе, соответствуют требованиям Заказчика, т.к. указанные им в заявке характеристики попадают в диапазоны, установленные Заказчиком в "Требованиях к основным материалам", а согласно указанным в документации требованиям к содержанию первой части заявки возможно указать как конкретную цифру, так и диапазонные показатель, характеризующий товар (поскольку в одних паспортах на товар производители указывают конкретные цифры, а в других - диапазонные), при этом главное требование Заказчика к описанию товара заключается в том, чтобы указанные в заявках показатели, характеризующие песчано-гравийную смесь, попадали в установленный Заказчиком диапазон.
Представитель Уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы Заявителя пояснила, что действия единой комиссии по указанию в протоколе рассмотрения первых частей заявок положения о несоответствии первой части заявки Заявителя вышеуказанным требованиям документации аукциона (содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси 15% - 25%", "плотность зерен гравия 2,0-3,0 г/см3", "полный остаток 40 - 80% по массе") обусловлено тем, что Заказчиком в "Требованиях к основным материалам" не указано, что вышеуказанные характеристики песчано-гравийной смеси являются диапазонными, а, кроме того, в инструкции по заполнению первой части заявки есть положение о том, что значения показателей должны быть конкретными, при этом отметила, что толковать требования Заказчика к содержанию первой части заявки возможно по - разному, в том числе и так, как это сделал Заявитель в жалобе, однако, в части указания марки гравия по истираемости И4 заявка Заявителя не соответствует установленным в документации аукциона требованиям (выше И3), в связи с чем единая комиссия правомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе.
Комиссия в ходе рассмотрения жалобы Заявителя пришла к выводу о том, что поскольку Заявитель в первой части заявки указал: "Содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси 15% - 25%", "плотность зерен гравия 2,0-3,0 г/см3", "полный остаток 40 - 80% по массе", т.е. указанные характеристики указаны с точно таким же диапазоном, но без сопровождения фразами "не более", в этой части заявка Заявителя соответствует требованиям документации аукцион, а решение единой комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации аукциона в части указания в заявке указанных характеристик песчано - гравийной смеси обусловлено содержанием документации об аукционе, позволяющим двояко толковать требования к содержанию первой части заявки.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к материалам и содержание инструкции по заполнению первой части заявки не позволяют однозначно толковать установленные Заказчиком требования к содержанию первой части заявки, т.к. в одной части инструкции указано: "Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более" или "не менее", участником закупки в заявке указывается конкретное значения. Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону (сопровождается фразой "диапазонное значение"), участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением показателя", при этом в другой части инструкции установлено: "если значение показателя сопровождается фразой "не более", участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же, либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более".
Заказчиком при указании характеристик песчано-гравий смеси с диапазонным значением не указаны фразы "диапазонный показатель" или "в пределах диапазона", а, в случае если заказчику требуются конкретные значения показателей, им должны были быть указаны минимальные и максимальные значения показателей товара, или верхний или нижний предел показателей, либо указана возможность представления показателей товара в конкретных значениях в пределах указанного диапазона, в соответствии с паспортом на товар), т.е. содержание технической части и инструкции по заполнению заявки не позволяют однозначно определить какие характеристики товаров, соответствуют требованиям Заказчика, что является нарушением пп. 1 и 2 части 1 статьи 64 (частей 1 и 2 статьи 33) Закона о контрактной системе, согласно которым документация должна содержать требования к содержанию заявки в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, при этом описание объекта закупки в документации о закупках должно носить объективный характер, содержать показатели, позволяющие определить соответствие товаров, требованиям, установленных Заказчиком.
По мнению Комиссии доводы жалобы Заявителя в части соответствия его заявки требованиям документации об аукционе при указании характеристик песчано-гравийной смеси, а именно: "Содержание зерен гравия в песчано-гравийной смеси 15% - 25%", "плотность зерен гравия 2,0-3,0 г/см3", "полный остаток 40 - 80% по массе", являются обоснованными.
Вместе с тем, указание в первой части заявки марки гравия по истираемости А4, не соответствует требованиям документации аукциона о том, что она должна быть выше И3, т.к. в первой части заявки Заявителя указана марка И4, которая ниже И3, в связи с чем в протоколе рассмотрения первых частей заявок правомерно указано единой комиссией основание для отказа в допуске к участию в аукционе: "отдельный показатель в пп. 3 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" первой части заявки не соответствуют показателю пп.3 пункта 4 таблицы "Технические характеристики материала" части IV документации об электронном аукционе (марка гравия по истираемости)", а доводы жалобы в этой части являются необоснованными.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, доводы жалобы Заявителя частично обоснованны.
В ходе внеплановой проверки документов закупки Комиссия установила, что извещение не содержит единые требования к участникам закупки (в соответствии с п. 3-7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), что является нарушением п.6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе,
Кроме того, в проекте контракта отсутствует положение об оплате контракта, в случае если он заключается с физическим лицом, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя по существу и проведения внеплановой проверки документов закупки Комиссия пришла к выводу о том, что нарушения Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком при подготовке документации об аукционе, не повлияли на итоги определения поставщика, т.к. Заявитель правомерно не допущен единой комиссией к участию в аукционе, поскольку первая часть его заявки не соответствует требованиям документации об аукционе в части указания в ней марки гравия по истираемости А4, т.к. согласно требований документации аукциона она должна быть выше И3 (т.е. И1 или И2).
Комиссия УФАС, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Сочи - Люкс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1 и 2 части 1 статьи 64 (частей 1 и 2 статьи 33) Закона о контрактной системе, п.6 части 5 статьи 63, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на итоги определения поставщика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 31 июля 2014 г. N К-73/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016