Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 100 (опубликовано 2 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "17" марта 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "31" марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (_), члены комиссии: (_),
при участии представителя заявителя - ОАО "ИЭСК" - (_) по доверенности; в отсутствие: представителя ответчика - администрации Звезднинского городского поселения; представителя заинтересованного лица- Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования; представителя заинтересованного лица - ООО УК "Энергостат", заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;
рассмотрев дело N 01 от 12.01.2015 г. по признакам нарушения администрацией Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а) п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, установила:
Приказом N 01 от 12.01.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области возбуждено дело в отношении администрации Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а) по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., выразившегося в заключении с ООО УК "Энергостат" договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г. о передаче в аренду муниципального имущества в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, в нарушение ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с созданием преимущественных условий деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта.
Из обращения заявителя следует, что приказом Службы по тарифам Иркутской области от 25.07.2014 N339-спр, установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии ООО УК "Энергостат".
В связи с чем, ООО УК "Энергостат" обратилось в ОАО "ИЭСК" с заявкой на заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии и представило (письмом исх. б/н от 22.10.2014) в подтверждении права владения и пользования объектами электросетевого хозяйства договоры N 28 от 13.09.2013 и N30 от 10.09.2014 на сдачу в аренду зданий, сооружений и оборудования.
В соответствии с данными договорами, арендодателем является Администрация Звезднинского городского поселения.
Вместе с тем, ОАО "ИЭСК" заключен договор с УК "Энергосервис" на оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием имущества, указанного в качестве предмета в договорах N 28 от 13.09.2013 и N30 от 10.09.2014 г.
В силу статьи 17.1. Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В ответ на дополнительный запрос ОАО "ИЭСК" (исх. N003-01/629 от 21.11.2014) ООО УК "Энергостат" представило информацию (письмом б/н от 25.11.2014), что между администрацией Звезднинского городского поселения и ООО УК "Энергостат" аукцион на заключение вышеуказанных договоров аренды не проводился.
На основании изложенного заявитель просит провести проверку законности заключения договоров аренды муниципального имущества (N 28 от 13.09.2013 и N 30 от 10.09.2014), заключенных между Администрацией Звезднинского городского поселения и ООО УК "Энергостат".
Из документов, представленных администрацией Звезднинского городского поселения следует, что администрацией Звезднинского городского поселения (далее - администрация) обществу с ограниченной ответственностью "УК "Энергостат" переданы в аренду объекты энергоснабжения и электрические сети р.п. Звездный на основании договора N 28 от 13.09.2013 г. на срок с 13.09.2013 г. до 10.09.2014 г. и на основании договора N 30 от 10.09.2014 г. на срок с 10.09.2014 г. до 31.12.2014 г.
Договор аренды N 28 от 13.09.2013 г. и договор аренды N 30 от 10.09.2014 г. заключены без проведения торгов.
Из представленных документов следует, что администрация распоряжается объектами энергоснабжения и электрическими сетями р.п. Звездный, являющимися предметом договоров аренды N 28 от 13.09.2013 г., N 30 от 10.09.2014 г. на основании договора безвозмездного пользования N 5 от 31.12.2009 г.
Указанный договор заключен между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования и администрацией Звезднинского городского поселения о передаче в безвозмездное пользование имущества социально-бытового характера, включая объекты электрохозяйства, для осуществления полномочий поселения по решению вопросов местного значения, с правом ссудополучателя на передачу принятых объектов в арендное пользование.
Из пояснений администрации следует, что, учитывая положения договора безвозмездного пользования от 31.12.2009 г. N 5 и положения статей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ администрацией Звезднинского городского поселения был заключен договор на сдачу в аренду зданий, сооружений и оборудования N 28 от 13 сентября 2013 года, арендатором по данному договору являлось общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Энергостат". Предметом договора являлись объекты энергоснабжения и электрические сети р.п. Звездный.
Срок договора был установлен с 13 сентября 2013 года до окончания процедуры проведения конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.
По истечении года с момента заключения вышеназванного договора процедуры по проведению конкура на право заключения договора аренды муниципального имущества проведены не были, по причине отсутствия в поселении технической возможности объявления конкурса.
С целью недопущения перебоев в подаче электроэнергии жителям Звезднинского муниципального образования с ООО УК "Энергостат" был заключен договор аренды объектов электрохозяйства р.п. Звездный на новый срок (договор N 30 от 10 сентября 2014 г.). Срок договора установлен с 10 сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года.
В настоящее время договоры от 28.09.2013 г. N 28, от 10,09.2014 г, N 30 считаются прекратившими свое действие в связи с истечением сроков их действия.
Кроме того, одной из причин заключения договоров аренды муниципального имуществ с ООО УК "Энергостат" является то, что ООО УК "Энергостат" является единственной организацией способной принять данное имущество в аренду для поддержания его в исправном рабочем состоянии. Отсюда следует, что договоры аренды муниципального имущества заключены в интересах жителей поселения.
В настоящее время Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования ведутся работы по передаче электрохозяйства расположенного на территории р.п. Звездный в собственность Звезднинского муниципального образования и заключению концессионного соглашения по результатам конкурса на право заключения такового, в связи с чем администрацией Звезднинского городского поселения в дальнейшем не будут совершаться действия нарушающие нормы действующего законодательства.
Заинтересованное лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования в рассмотрении дела участия не принимал, письменные пояснения, а также документы по запросу антимонопольного органа не представил.
Законный представитель заинтересованного лица - ООО УК "Энергостат", в ходе рассмотрения дела подтвердила, что договоры аренды от 28.09.2013 г. N 28, от 10.09.2014 г. N 30 заключались без проведения торгов, по мнению представителя, администрация Звезднинского городского поселения не имела возможности выставить на аукцион имущество, которое является предметом выше указанных договоров аренды, т.к документально сети не были оформлены и считались бесхозными. На рассмотрении дела представитель заинтересованного лица не подтвердила факт прекращения арендных отношении по договору N 30 от 10.09.2014 г.
Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 01 установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, предусмотренными настоящей статьей.
Договоры о передаче в аренду муниципального имущества N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г с ООО УК "Энергостат" заключены без проведения конкурсов или аукционов.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлены документы, подтверждающие наличие оснований для заключения выше указанных договоров без проведения торгов, в соответствии с исключениями, предусмотренными ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Предоставление имущества, находящегося в муниципальной собственности: объектов энергоснабжения и электрических сетей р.п. Звездинский, отдельному хозяйствующему субъекту (в данном случае - ООО "УК "Энергостат") в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, в нарушение порядка, установленного ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, создает преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На момент рассмотрения дела N 01, сроки действия договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г. истекли.
Статья 41.1. ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Таким образом, истечение срока действия договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г., не является основанием для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 01 в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы заинтересованного лица - ООО "УК "Энергостат" о том, что администрация Звезднинского городского поселения не имела возможности выставить на аукцион имущество, которое является предметом выше указанных договоров аренды, т.к документально сети не были оформлены и считались бесхозными, не нашли документального подтверждения, поскольку в соответствии с п. 1.2. договора безвозмездного пользования от 31.12.2009 г. N 5 право передачи имущества принадлежит Ссудодателю на основании реестра имущества Усть-Кутского муниципального образования.
Довод ответчика о том, что одной из причин заключения договоров аренды муниципального имуществ с ООО УК "Энергостат" является то, что ООО УК "Энергостат" является единственной организацией способной принять данное имущество в аренду для поддержания его в исправном рабочем состоянии, также несостоятелен.
Проведение торгов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, в соответствии со ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, является обязательным.
Не проведение в случаях, предусмотренных законодательством, торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.
На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п. Звездный, ул. Горбунова, 7а), выразившиеся в заключении с ООО УК "Энергостат" договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г. о передаче в аренду муниципального имущества, отдельному хозяйствующему субъекту в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, в нарушение ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, что создает преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Кроме того, в связи с отсутствием документов, подтверждающих прекращение преимущественного положения хозяйствующего субъекта - ООО "УК "Энергостат" в связи с использованием муниципального имущества, являющегося предметом договора N 30 от 10.09.2014 г., и возврат указанного имущества арендодателю, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На рассмотрение дела администрацией Звезднинского городского поселения представлены письменные пояснения о том, что в настоящее время Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования ведутся работы по передаче электрохозяйства, расположенного на территории р.п. Звездный в собственность Звезднинского муниципального образования и заключению концессионного соглашения по результатам конкурса на право заключения такового.
Вместе с тем, ответчиком - администрацией Звезднинского городского поселения, а также заинтересованным лицом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования не представлены подтверждающие документы по запросу антимонопольного органа.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия, решила
1. Признать администрацию Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а), нарушившей ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, в связи с заключением с ООО УК "Энергостат" договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г. о передаче в аренду муниципального имущества, отдельному хозяйствующему субъекту в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, что создает преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать администрации Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а), предписание о прекращении в срок до "15" июня 2015 г. нарушения части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, выразившегося в заключении с ООО УК "Энергостат" договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г. о передаче в аренду муниципального имущества, отдельному хозяйствующему субъекту в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, что создает преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: провести конкурс (аукцион) на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора N 30 от 10.09.2014 г., в порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" либо распорядиться данным имуществом в ином порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, исключающем преимущественное положение хозяйствующего субъекта - ООО УК "Энергостат" по использованию указанного имущества.
3. Передать материалы должностному лицу Иркутского УФАС для принятия решения о возбуждении в отношении должностных лиц администрации Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а) дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в связи с ограничением конкуренции.
4. Копию решения и предписания направить в адрес ответчика - администрации Звезднинского городского поселения(666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а).
5. Копию решения направить в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела: заявителя - ОАО "ИЭСК" (664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 257); заинтересованных лиц: ООО "УК "Энергостат" (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 5), Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (666780, Иркутская область, Усть-Кут, ул. Халтурина 48а).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного
ПРЕДПИСАНИЕ N 46
"31" марта 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (_), члены комиссии: (_),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 100 от "31" марта 2015 г. по делу N 01 от 12.01.2015 г. о признании администрации Звезднинского городского поселения(666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а), нарушившей часть 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, предписывает:
1. Администрации Звезднинского городского поселения (666762, Иркутская обл., Усть-Кутский район, р.п.Звездный, ул. Горбунова, 7а) прекратить в срок до "15" июня 2015 г. нарушение ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, выразившегося в заключении с ООО УК "Энергостат" договоров N 28 от 13.09.2013 г. и N 30 от 10.09.2014 г. о передаче в аренду муниципального имущества, отдельному хозяйствующему субъекту в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, что создает преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: провести конкурс (аукцион) на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора N 30 от 10.09.2014 г., в порядке, предусмотренном Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" либо распорядиться данным имуществом в ином порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, исключающем преимущественное положение хозяйствующего субъекта - ООО УК "Энергостат" по использованию указанного имущества.
2. Информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить в УФАС по Иркутской области в срок до "15" июня 2015 г.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 100 (опубликовано 2 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016