Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 23 октября 2012 г. N 8816-12/8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
.
рассмотрев дело N 8816-12/8, возбужденное в отношении ММБУ "Медико-Санитарная частьN14" (далее по тексту - ММБУ МСЧ N14) по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, по факту размещения, в печатном издании Телегазета "TELENET TV" для абонентов кабельных сетей г. Самара N7 (69) за июль 2012 на странице 11, рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, а так же в тексте которой дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы и гарантия безопасности и эффективности методов лечения,
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представитель. (по доверенности б/н от 15.10.2012 г.) (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N44309952063724 о вручении письма Почты России);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
Самарским УФАС России в сентябре 2012 г. в печатном издании Телегазета "TELENET TV" для абонентов кабельных сетей г. Самара N7 (69) июль 2012 на странице 11, было выявлено распространение рекламы: "Медико-Санитарная часть N14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03" в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СКОЛКОВО") оказание услуг мануальной терапии, невролгии, стоматологии, амбулаторной хирургии относится к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального Закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 28.07.2012 г).
ММБУ "Медико-Санитарная частьN14" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается:
1. Рекламой, размещенной в печатном издании Телегазета "TELENET TV" для абонентов кабельных сетей г. Самара N7 (69) за июль 2012 на странице 11, N10(72) октябрь 2012 г на странице11 (в тексте рекламы указан номер телефона 296-04-03 по которым отвечают специалисты ММБУ МСЧN14 и адрес ул. Ново-Садовая д.311, по которому расположено данное учреждение).
2. Копией договора N01/05.12-ЧТ на оказание рекламных услуг, заключенного ММБУ МСЧN14 (Заказчик) с ОАО "Телекоммуникационные сети" (Исполнитель), согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по размещению рекламных материалов Заказчика;
3. Копией Приложения N1 к договору N01/05.12-ЧТ, согласно которому Исполнитель обязуется выполнить следующие работы и передать их результат Заказчику - Размещение рекламы в Телегазета "TELENET TV" с июня 2012 г по октябрь 2012 г.
Согласно письменным объяснениям ММУ "Медико-Санитарная частьN14" (вх.N6658-з от 12.10.2012 г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела N 8816-12/8 (исх.N12551/8 от 20.09.2012 г.) главный врач ММБУ МСЧ N14 Немченко И.А поясняет, что при размещении рекламы учреждение не специально нарушило законодательство о рекламе, а полагалось на профессионализм рекламораспространителя.
Между ММБУ МСЧ N14 городского округа Самара и ОАО "Телекоммуникационные сети" заключен договор N01/05.12-ЧТ от 31.05.2012 г на оказание рекламных услуг, в соответствии с которым в печатном издании Телегазета "TELENET TV" для абонентов кабельных сетей г. Самара N7 (69) июль 2012 на странице 11, действительно была размещена реклама "Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний" с нарушением ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г N38-ФЗ (ред.28.07.2012 г.), но в настоящее время в рекламные макеты внесены изменения с целью устранения нарушения рекламного законодательства, то есть реклама медицинских услуг сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультаций специалистов. Подтверждением этого является следующий выпуск Телегазета "TELENET TV" в октябре 2012 г.
В адрес Самарского УФАС России были представлены другие печатные издания, а именно: Общественно- политический ежедневник Репортер Самара N9 (610) от 10.06.2012 г и N20 (611) от 17.06.2012 г на страницах которых распространялась реклама медицинских услуг ММБУ МСЧ N14, но в соответствии с соблюдением требований ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г N38-ФЗ ( ред. 28.07.2012 г.).
Муниципальное медицинское бюджетное учреждение Медико-Санитарная часть N 14 осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012 г. выданной Министерством Здравоохранения и Социального развития Самарской области, которая имеется в материалах дела.
Комиссией Самарского УФАС России на рассмотрении дела N8816-12/8 были выявлены иные признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дана информация вводящая в заблуждение потребителей рекламы - лечение варикозного расширения вен за 1 день, а так же номер лицензии указанный в рекламном образце (N ЛО-63-01-001515 от 15.04.2012 г.) не соответствует номеру лицензии предоставленной ММБУ МСЧ N14 в адрес Самарского УФАС России (N ЛО-63-01-001599 от 13.06.2012 г).
Кроме того, в исправленном рекламном образце, расположенном в печатном издании Телегазета "TELENET TV" для абонентов кабельных сетей г. Самара N10(72) октябрь 2012 г на странице11, следующего содержания: "Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, каб. 303. www.msch14.ru" так же выявлены нарушения законодательства о рекламе, а именно в тексте рекламы дается гарантия безопасности и эффективности методов лечения, что является нарушением требований установленных пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона.
Согласно информации расположенной на сайте http://mirsovetov.ru/ a/medicine/diseases/cure-varix.html в сети Интернет, существуют 2 метода лечения варикоза - 1) нехирургический метод (склеротерапия) 2)хирургический методд (короткий стриппинг, минифлебэктология (т.е прокол)) Минифлебэктомия - эту операцию поводят под местной анестезией. Врач делает проколы, через которые удаляет варикозно расширенные притоки вен. Эта операция может послужить заменой склеротерапии в некоторых случаях. Больные быстро восстанавливаются, рубцов нет, и компрессионный трикотаж нужно носить 1-2 недели. Таким образом, лечение происходит не за 1 день, существует реабилитационный период в течение которого нужно носить компрессионный трикотаж и после которого необходимо показаться врачу.
Согласно части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" N38 от 13.03.2006 г не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в части неверного указания номера лицензии и периода лечения варикозного расширения вен. Реклама лекарственных средств (медицинских услуг) не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий, кроме того реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о необходимости получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением и привлекать внимание потребителей, так как законодатель возложил на предупредительную надпись определенную задачу. Такой задачей является - исполнение принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств. Рекламная деятельность в сфере медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств должна осуществляться в русле правовых и этических требований безопасности и эффективности, заложенных в законодательстве РФ по проблемам здравоохранения, лекарственным средствам и медицинским изделиям. Указание сведений вводящих в заблуждение потребителей рекламы и отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятных последствиям.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 настоящего закона несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ММУ "Медико-Санитарная частьN14", в печатном издании Телегазета "TELENET TV" для абонентов кабельных сетей г. Самара N7 (69) июль 2012 на странице 11, N10(72) октябрь 2012 г на странице11, следующего содержания: "Медико-Санитарная часть N14. Имплантация и лечение зубов. Лечение варикозного расширения вен за 1 день. Лечение заболеваний позвоночника. Теперь в рассрочку!!! подробности по телефону: 926-04-03", "Лазерное лечение варикозного расширения вен без госпитализации. Современное оборудование; Без разрезов (через прокол) под контролем УЗИ; Выраженный косметический эффект; Эффективность метода 98%; Короткий период восстановления; Безопасный вид лечения; Динамическое наблюдение врача- флеболога в течение 1 года. Запись по телефону 926-04-03. Адрес: Ново-Садовая 311, кааб. 303. www.msch14.ru" в тексте которой дается информация вводящая в заблуждения потребителей рекламы, в части неверно указанного номера лицензии и периода лечения (Лечение варикозного расширения вен за 1 день), гарантия безопасности и эффективности методов лечения (Эффективность метода 98%, безопасный вид лечения), а так же отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 стать 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ММБУ "Медико-Санитарная частьN14" (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а имеено в части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя - ММБУ "Медико-Санитарная частьN14" (443011 г. Самара ул. Ново-Садовая, 311).
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 октября 2012 г. N 8816-12/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016