Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/8304 (опубликовано 26 октября 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2012 года
N 05-03/8304
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 64-10/11 по признакам нарушения Министерством развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 157, части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 157.
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечен индивидуальный предприниматель <_>
Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми именовалось Министерством промышленности и энергетики Республики Коми до переименования на основании Постановления Правительства Республики Коми от 13.05.2011 N 189 "О Министерстве развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми".
Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми по Положению о Министерстве развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 22.08.2012 N 351 "О Министерстве развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми" является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нефтяной, газовой, горнорудной, угольной, легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроения, транспорта (за исключением автомобильного) и координирующим деятельность органов исполнительной власти Республики Коми при реализации государственной политики в пределах компетенции Министерства.
Министерство промышленности и энергетики Республики Коми по Положению о Министерстве промышленности и энергетики Республики, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2004 N 257 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Республики Коми, являлось органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим в пределах компетенции органов исполнительной власти Республики Коми функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере нефтяной, горнорудной, газовой промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроения, транспорта, связи, энергетики, газоснабжения и газификации Республики Коми, а также координирующим в этом направлении деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N 63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Республике Коми" утверждено Положение "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Коми" (далее - Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом).
Пунктом 5 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом предусмотрено, что организация перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Пунктом 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом установлено, что конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Подпунктом 9 пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в редакции, действовавшим до 03.08.2011, было определено, что Министерство промышленности и энергетики Республики Коми осуществляло организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
С 03.08.2011 организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляет Дорожное агентство Республики Коми (подпункт 9 пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в редакции, действующей с 03.08.2011).
Министерство промышленности и энергетики Республики Коми в 2010 году явилось организатором открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2011-2013 годах по лотам NN 1-30 (далее - конкурс).
Приказом Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 01.10.2010 N 110 "Об утверждении состава конкурсной комиссии" создана комиссия для проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурсная комиссия).
Приказом Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 22.10.2010 N 119 "Об утверждении конкурсной документации и регламента открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам" утверждены конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурсная документация) и регламент проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - регламент проведения конкурса).
Предметом конкурса явилось право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте Министерства промышленности и энергетики Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://minprom.rkomi.ru (далее - официальный сайт), опубликовано в официальном печатном издании Правительства Республики Коми газете "Коми му" (далее - официальное печатное издание) 26.10.2010.
Конкурсная документация размещена на официальном сайте: 26.10.2010.
Дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 26.10.2010.
Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе: 26.11.2010.
Дата вскрытия конвертов с заявками претендентов: 26.11.2010.
Дата проведения итогов конкурса: 17.12.2010.
По пункту 4.11 регламента проведения конкурса в случае, когда участником размещения заказа признается только один участник размещения заказа, такой участник может быть признан единственным исполнителем и по решению уполномоченного органа с ним может быть заключен договор.
По пункту 4.13 регламента проведения конкурса в случае, если конкурс признан несостоявшимся по отдельным лотам, уполномоченный орган принимает решение о повторном проведении конкурса.
На участие в конкурсе заявки поданы:
по лотам NN 1, 2 индивидуальным предпринимателем <_> обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-Транс" (далее - ООО "Альфа-Транс");
по лоту N 7 индивидуальным предпринимателем <_> ООО "Альфа-Транс";
по лотам NN, 12, 16 ООО "Альфа-Транс";
по лотам NN 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 17, 19, 24 обществом с ограниченной ответственностью "Сыктывкар-Транзит" (далее - ООО "Сыктывкар-Транзит");
по лоту N 18 индивидуальным предпринимателем <_>
по лоту N 19 обществом с ограниченной ответственностью "Княжпостское автотранспортное предприятие";
по лотам NN 20, 21 обществом с ограниченной ответственностью "Микуньское пассажирское автотранспортное предприятие", индивидуальным предпринимателем <_>
по лоту N 22 индивидуальным предпринимателем <_> обществом с ограниченной ответственностью "Сосногорское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Сосногорское АТП");
по лоту N 25 обществом с ограниченной ответственностью "Ухтинские пассажирские линии", индивидуальным предпринимателем <_>
по лоту N 30 обществом с ограниченной ответственностью "Ухтинские пассажирские линии";
по лотам NN 23, 27 обществом с ограниченной ответственностью "Нижнеодесское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Нижнеодесское АТП");
по лоту N 26 ООО "Нижнеодесское АТП", общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Двина";
по лоту N 28 обществом с ограниченной ответственностью "Усть-Цилемское автотранспортное предприятие";
по лоту N 29 обществом с ограниченной ответственностью "Ижемское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Ижемское АТП") (протокол N 1 от 26.11.2010 вскрытия конвертов с конкурсными заявками).
Конкурс признан несостоявшимся по лотам NN 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 20, 21, 25, 26, 29 в связи с допуском к участию в конкурсе одного участника, по лотам NN 11, 12, 16, 17, 18, 23, 24, 27, 28, 30 в связи с отказом в допуске к участию в конкурсе единственного участника конкурса, по лоту N 19 в связи с отказом в допуске к участию в конкурсе двух участников конкурса, по лотам NN 13, 14, 15 в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе по соответствующим лотам (протокол N 2 от 07.12.2010 рассмотрения конкурсных заявок).
Победителем конкурса по лотам N 1, 2, 7 явилось ООО "Альфа-Транс", по лоту N 22 явилось ООО "Сосногорское АТП" (протокол N 3 от 14.12.2010 оценки и сопоставления конкурсных заявок).
Единственными исполнителями по лотам NN 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 явилось ООО "Сыктывкар-Транзит", по лоту N 29 явилось ООО "Ижемское АТП" (приказ Министерства промышленности и энергетики Республики Коми N 164 от 17.12.2010).
С ООО "Альфа-Транс" заключены договоры N 01/2010-101 от 17.12.2010, N 02/2010-174 от 17.12.2010, N 07/2010-112 от 17.12.2010 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
С ООО "Сосногорское АТП" заключен договор N 11/201-108 от 17.12.2010 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
С ООО "Сыктывкар-Транзит" заключены договоры N 03/2010-124/127/129 от 17.12.2010, N 04/2010-111/125 от 17.12.2010, N 05/2010-107/113 от 17.12.2010, N 06/2010-117/119 от 17.12.2010, N 08/2010-114/122 от 17.12.2010, N 09/2010-128/131 от 17.12.2010, N 10/2010-115 от 17.12.2010 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
С ООО "Ижемское АТП" заключен договор N 12/2010-512 от 17.12.2010 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
По лотам, по которым не выявлено ни победителя, ни единственного исполнителя Министерством промышленности и энергетики Республики Коми на основании пункта 4.13 регламента проведения конкурса принято решение о проведении повторного открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2011-2013 годах (Приказ N 2 от 14.02.2012 "Об утверждении конкурсной документации и регламента повторного открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2011-2013 годах").
По пункту 2.10 конкурсной документации оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией с целью выявления лучших условий выполнения заказа. Для определения лучших условий, предложенных в конкурсных заявках, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять конкурсные заявки в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации. Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией по каждому лоту в отдельности в последовательности, соответствующей номеру лота, указанному в приложении N 2 к конкурсной документации. Критерием оценки конкурсных заявок является количество баллов, набранных в соответствии с перечнем оцениваемых показателей (приложение N 4). Выставление баллов по перечню оцениваемых показателей осуществляется конкурсной комиссией согласно регламенту конкурсной комиссии.
По пункту 4.16 регламента проведения конкурса оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации. Для оценки и сопоставления конкурсных заявок конкурсная комиссия выставляет баллы согласно перечню оцениваемых показателей (приложение N 1 к регламенту) и определяет итоговый балл каждого претендента.
По пункту 7 извещения о проведении конкурса критерии оценки конкурсных заявок на участие в конкурсе указаны в приложении N 4 к конкурсной документации.
Приложением N 4 к конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемые показатели), но не установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю).
Приложением N 1 к регламенту проведения конкурса установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю).
Регламент проведения конкурса не доведен до претендентов на участие в конкурсе, а именно не размещен на официальном сайте, не опубликован в официальном печатном издании и не доведен иными способами.
Соответственно, претендентам на участие в конкурсе значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю) не была известна (не было известно).
Следовательно, у претендентов на участие в конкурсе не имелось возможности предложения в заявках на участие в конкурсе лучших условий исполнения договоров, право заключения которых явилось предметом конкурса.
Бездействие организатора конкурса в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) препятствует реализации целей конкурса, определенных пунктом 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Товарный рынок межмуниципальных автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах Республики Коми является конкурентным.
Бездействие организатора конкурса в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке межмуниципальных автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах Республики Коми путем ограничения доступа на такой товарный рынок потенциальных участников - хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в конкурсе, но не имеющих возможности предложения в заявках на участие в конкурсе лучших условий исполнения договоров, право заключения которых явилось предметом конкурса.
Такое бездействие содержит нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012.
Предписание выдаче не подлежит в связи с тем, что в силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а также в связи с тем, что на момент вынесения решения антимонопольным управлением организация проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется не Министерством развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, а Дорожным агентством Республики Коми.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, в части бездействия в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю).
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/8304 (опубликовано 26 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016