Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/8305 (опубликовано 26 октября 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2012 года
N 05-03/8305
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 65-10/11 по признакам нарушения Министерством развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 157, части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 157.
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечен индивидуальный предприниматель <_>
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечен индивидуальный предприниматель <_>
К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечен индивидуальный предприниматель <_>
Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми именовалось Министерством промышленности и энергетики Республики Коми до переименования на основании Постановления Правительства Республики Коми от 13.05.2011 N 189 "О Министерстве развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми".
Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми по Положению о Министерстве развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 22.08.2012 N 351 "О Министерстве развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми" является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нефтяной, газовой, горнорудной, угольной, легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроения, транспорта (за исключением автомобильного) и координирующим деятельность органов исполнительной власти Республики Коми при реализации государственной политики в пределах компетенции Министерства.
Министерство промышленности и энергетики Республики Коми по Положению о Министерстве промышленности и энергетики Республики, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2004 N 257 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Республики Коми, являлось органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим в пределах компетенции органов исполнительной власти Республики Коми функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере нефтяной, горнорудной, газовой промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроения, транспорта, связи, энергетики, газоснабжения и газификации Республики Коми, а также координирующим в этом направлении деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N 63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Республике Коми" утверждено Положение "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Коми" (далее - Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом).
Пунктом 5 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом предусмотрено, что организация перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Пунктом 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом установлено, что конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в случае признания конкурса несостоявшимся может быть заключен договор на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Подпунктом 9 пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в редакции, действовавшим до 03.08.2011, было определено, что Министерство промышленности и энергетики Республики Коми осуществляло организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
С 03.08.2011 организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляет Дорожное агентство Республики Коми (подпункт 9 пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в редакции, действующей с 03.08.2011).
Министерство промышленности и энергетики Республики Коми в 2011 году явилось организатором повторного открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2011-2013 годах по лотам NN 1-18 (далее - конкурс).
Приказом Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 01.10.2010 N 110 "Об утверждении состава конкурсной комиссии" создана комиссия для проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурсная комиссия).
Приказом Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 14.02.2011 N 14 "О внесении изменений в приказ от 01.10.2010 N 110 "Об утверждении состава конкурсной комиссии" состав конкурсной комиссии изменен.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 14.01.2011 N 2 "Об утверждении конкурсной документации и регламента повторного открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам" утверждены конкурсная документация повторного открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурсная документация) и регламент проведения повторного открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - регламент проведения конкурса).
Предметом конкурса явилось право на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте Министерства промышленности и энергетики Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://minprom.rkomi.ru (далее - официальный сайт), опубликовано в официальном печатном издании Правительства Республики Коми газете "Коми му" (далее - официальное печатное издание) 15.01.2011.
Конкурсная документация размещена на официальном сайте 15.01.2011.
Дата начала приема заявок на участие в конкурсе - 17.01.2011.
Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе - 15.02.2011.
Дата вскрытия конвертов с заявками претендентов - 15.02.2011.
Дата проведения итогов конкурса - 09.03.2011.
По пункту 4.11 регламента проведения конкурса в случае, когда участником размещения заказа признается только один участник размещения заказа, такой участник может быть признан единственным исполнителем и по решению уполномоченного органа с ним может быть заключен договор.
На участие в конкурсе заявки поданы:
по лотам NN 1, 13 обществом с ограниченной ответственностью "Сыктывкар-Транзит" (далее - ООО "Сыктывкар-Транзит");
по лоту N 4 обществом с ограниченной ответственностью "Сыктывкарская Автотранспортная компания" (далее - ООО "Сыктывкарская Автотранспортная компания");
по лотам N 2, 6 обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-Транс" (далее - ООО "Альфа-Транс");
по лотам NN 7, 8 индивидуальным предпринимателем <_>
по лоту N 9 ООО "Сыктывкар-Транзит" и обществом с ограниченной ответственностью "Княжпостское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Княжпогостское АТП");
по лоту N 10 индивидуальным предпринимателем <_> и обществом с ограниченной ответственностью "Микуньское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Микуньское ПАТП");
по лоту N 11 ООО "Микуньское ПАТП" и ООО "Сыктывкар-Транзит";
по лотам NN 12, 16 обществом с ограниченной ответственностью "Нижнеодесское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Нижнеодесское АТП");
по лоту N 14 обществом с ограниченной ответственностью "Ухтинские пассажирские линии" (далее - ООО "Ухтинские пассажирские линии") и индивидуальным предпринимателем <_>
по лоту N 15 ООО "Нижнеодесское АТП" и обществом с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Двина" (далее - ООО ТК "Двина");
по лоту N 17 обществом с ограниченной ответственностью "Усть-Цилемское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Усть-Цилемское АТП");
по лоту N 18 ООО "Ухтинские пассажирские линии" (протокол N 1 от 15.02.2011 вскрытия конвертов с конкурсными заявками).
Конкурс признан несостоявшимся: по лотам NN 1, 2, 4, 6, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17, 18 в связи с допуском к участию в конкурсе одного участника, по лотам NN 3, 5 - в связи с отсутствием заявок (протокол N 3 от 03.03.2011 рассмотрения конкурсных заявок).
Победителем конкурса по лоту N 9 явилось ООО "Княжпогостское АТП", по лоту N 10 - индивидуальный предприниматель <_> по лоту N 11 - ООО "Сыктывкар-Транзит", по лоту N 14 - ООО "Ухтинские пассажирские линии" (протокол N 4 от 05.03.2011оценки и сопоставления конкурсных заявок).
Единственным исполнителем по лотам NN 1, 13 явилось ООО "Сыктывкар-Транзит", по лоту N 9 - ООО "Усть-Цилемское АТП", по лотам NN 2, 6 - ООО "Альфа-Транс", по лоту N 4 - ООО "Сыктывкарская автотранспортная компания", по лотам NN 7, 8 - индивидуальный предприниматель <_> по лотам NN 12, 16 - ООО "Нижнеодесское АТП", по лоту N 18 - ООО "Ухтинские пассажирские линии", по лоту N 15 - ООО "ТК "Двина" (приказ Министерства промышленности и энергетики Республики Коми N 21 от 14.03.2011)
С ООО "Княжпогостское АТП" заключен договор N 01/2011-501 от 14.03.2011на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С индивидуальным предпринимателем <_> заключены договоры N 02/2011-525 от 14.03.2011, N 09/2011-514/520 от 14.03.2012, N 10/2011-521 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "Сыктывкар-Транзит" заключены договоры N 12/2011-560-567 от 14.03.2011, N 03/2011-522к от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "Ухтинские пассажирские линии" заключены договоры N 04/2011-505 от 14.03.2011, N 16/2011-506 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "Альфа-Транс" заключены договоры N 08/2011-524/529 от 14.03.2011, N 06/2011-504/211/513 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "Сыктывкарская автотранспортная компания" заключен договор N 07/2011-518/523 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "Нижнеодесское АТП заключены договоры N 14/2011-536/546 от 14.03.2011, N 11/2011-523 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "ТК "Двина" заключен договор N 13/2011-534 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
С ООО "Усть-Цилемское АТП" заключен договор N 15/2011-501 от 14.03.2011 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным автобусным маршрутам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом Министерством промышленности и энергетики Республики Коми заключены договоры на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам: с ООО "Сыктывкарская автотранспортная компания" по лоту N 5 (договор N 2В/2011-506/517 от 14.03.2011), с индивидуальным предпринимателем <_> по лоту N 3 (договор N 1В/2011-508/512/515 от 14.03.2011).
По пункту 2.10 конкурсной документации оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией с целью выявления лучших условий выполнения заказа. Для определения лучших условий, предложенных в конкурсных заявках, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять конкурсные заявки в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации. Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией по каждому лоту в отдельности в последовательности, соответствующей номеру лота, указанному в приложении N 2 к конкурсной документации. Критерием оценки конкурсных заявок является количество баллов, набранных в соответствии с перечнем оцениваемых показателей (приложение N 4). Выставление баллов по перечню оцениваемых показателей осуществляется конкурсной комиссией согласно регламенту конкурсной комиссии.
По пункту 4.16 регламента проведения конкурса оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации. Для оценки и сопоставления конкурсных заявок конкурсная комиссия выставляет баллы согласно перечню оцениваемых показателей (приложение N 1 к регламенту) и определяет итоговый балл каждого претендента.
По пункту 7 извещения о проведении конкурса критерии оценки конкурсных заявок на участие в конкурсе указаны в приложении N 4 к конкурсной документации.
Приложением N 4 к конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемые показатели), но не установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю).
Приложением N 1 к регламенту проведения конкурса установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю).
Регламент проведения конкурса не доведен до претендентов на участие в конкурсе, а именно не размещен на официальном сайте, не опубликован в официальном печатном издании и не доведен иными способами.
Соответственно, претендентам на участие в конкурсе значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю) не была известна (не было известно).
Следовательно, у претендентов на участие в конкурсе не имелось возможности предложения в заявках на участие в конкурсе лучших условий исполнения договоров, право заключения которых явилось предметом конкурса.
Данные обстоятельства установлены по делу N А29-4035/2011 решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2012, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Бездействие организатора конкурса в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) препятствует реализации целей конкурса, определенных пунктом 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Товарный рынок межмуниципальных автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах Республики Коми является конкурентным.
Бездействие организатора конкурса в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке межмуниципальных автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах Республики Коми путем ограничения доступа на такой товарный рынок потенциальных участников - хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в конкурсе, но не имеющих возможности предложения в заявках на участие в конкурсе лучших условий исполнения договоров, право заключения которых явилось предметом конкурса.
Такое бездействие содержит нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012.
Предписание выдаче не подлежит в связи с тем, что в силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а также в связи с тем, что на момент вынесения решения антимонопольным управлением организация проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется не Министерством развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, а Дорожным агентством Республики Коми.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать Министерство развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, в части бездействия в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю).
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/8305 (опубликовано 26 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016