Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8929/05-2012 (опубликовано 26 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8929/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012 рекламы акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433501, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О_> (доверенность от 11.09.2012, паспорт);
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Максимум" (далее - ООО "Максимум"), расположенного по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 3, - <О_> (доверенность от 11.09.2012, паспорт), установила:
По заявлению НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения рекламы акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, возбуждено дело N 8929/05-2012 по признакам нарушения ст. 9 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" <М_> Рассмотрение дела назначено на 17.09.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 17.09.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. N 46 от 04.09.2012, вх. N 7867 от 07.09.2012).
Из пояснений представителя <М_> данных на заседании Комиссии 17.09.2012, следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является сама <М_> которая наряду с изданием газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" в качестве индивидуального предпринимателя, является также учредителем ООО "Максимум", которое осуществляет, в том числе, деятельность по распространению звуковой рекламы на световых опорах.
Определением от 17.09.2012 срок рассмотрения дела N 8929/05-2012 продлен до 19.10.2012 в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "Максимум", а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 15.10.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 15.10.2012 не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом.
Представитель ИП Морозовой Е.А. на рассмотрении дела 15.10.2012 пояснил, что поскольку ИП Морозова Е.А. является единственным учредителем ООО "Максимум", рассматриваемая реклама была изготовлена и размещена самой Морозовой Е.А. с целью привлечения клиентов ООО "Максимум". Также представителем предпринимателя сообщено, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено ИП Морозовой Е.А. неумышленно, в связи с небольшим опытом на рынке оказания рекламных услуг.
Представитель ООО "Максимум" на заседании Комиссии 15.10.2012 пояснил, что основным видом деятельности общества является распространение звуковой рекламы. Однако в настоящее время распространение звуковой рекламы в г. Димитровграде Ульяновской области приостановлено в связи с тем, что звуковые рупоры со столбов обществом сняты.
Исследовав материалы дела N 8929/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" (исх. N 24 от 17.07.2012, вх. N 6064 от 18.07.2012) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, в обращении указано, что в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012 на странице 1 размещена реклама акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", нарушающая ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
К обращению приложен экземпляр газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. На черном фоне приведен следующий текст: "ЗВУКОВАЯ РЕКЛАМА НА УЛИЦАХ ДИМИТРОВГРАДА тел. 2-71-41, 9-12-33 (выполнено шрифтом желтого цвета) при размещении рекламы в газете "Позитив" - (выполнено шрифтом белого цвета) В ПОДАРОК РЕКЛАМА (выполнено шрифтом желтого цвета) на звуковом радио (выполнено шрифтом белого цвета)".
В верхнем правом углу рекламы приведено изображение смайликов разного цвета и размера, имитирующих различные эмоции. В нижнем левом углу рекламы выполнено изображение громкоговорителя, окрашенного в цвета радуги.
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", а также о проведении акции по выдаче подарка при размещении рекламы в данной газете, размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - указанной акции, а также газете "ПОЗИТИВ Димитровград".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Однако в нарушение данной нормы закона в рекламе акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" отсутствуют информация о сроках её проведения, а также сведения об источнике информации об организаторе этой акции, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанного подарка.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 и 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 8929/05-2012 установлено, что поскольку Морозова Е.А. является учредителем ООО "Максимум", с целью привлечения клиентов общества Морозовой Е.А. была по собственной инициативе изготовлена и размещена рассматриваемая реклама. Издателем газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" является ИП Морозова Е.А.
Следовательно, рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 9 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Морозовой Елене Александровне предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартова
ПРЕДПИСАНИЕ N 36
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
15.10.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
на основании своего решения от 15.10.2012 по делу N 8929/05-2012 о признании рекламы акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Морозовой Елене Александровне, зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу акции по выдаче подарка при размещении рекламы в газете "ПОЗИТИВ Димитровград", в которой отсутствуют информация о сроках проведения акции, а также сведения об источнике информации об её организаторе, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанного подарка, в соответствие с требованиями статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Индивидуальному предпринимателю Морозовой Елене Александровне, зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 23 ноября 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8929/05-2012 (опубликовано 26 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016