Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 1 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: "_" установила:
20.03.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "САНТЭЛС" на действия ФГБОУ ВПО "Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д. 19 в г. Иваново (извещение N 0333100002515000003).
По мнению ООО "САНТЭЛС", при проведении электронного аукциона N 0333100002515000003 были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
во-первых, в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации отсутствует требование о представлении участниками закупки свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией. Однако в п. 5.1.12 части III "проект государственного контракта" аукционной документации установлена обязанность подрядчика "предоставить заказчику свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, выданное саморегулируемой организацией", т.е. в соответствии с требованиями проекта контракта участник должен иметь свидетельство СРО. По мнению Заявителя, в рамках данной закупки свидетельство СРО необходимо, в связи с тем, что содержащиеся в документации виды работ, в частности выполнение работ по утеплению покрытий плитами из пенопласта полистирольного на битумной мастике в один слой включен в перечень видов работ по инженерными изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушено требование Закона о контрактной системе об установлении исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе;
во-вторых, Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены требования в разделе "Требования к качеству работ и дополнительные требования к используемым материалам" части II "Техническая часть" аукционной документации к временным ограждающим конструкциям. Указанный товар отсутствует в локальном сметном расчете, а следственно, не подлежат оплате, т.е. его поставка носит безвозмездный характер. Аналогичная ситуация усматривается относительно товаров, содержащихся в Приложении N 1 Технического задания аукционной документации;
в-третьих, Заказчиком в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона контрактной системе в Приложении N 1 использованы нестандартные показатели, без обоснования необходимости их указания, например: цены на волнистые кровельные металлополимерные листы, нормы уклона крыш в зависимости от вида кровельного материала и количества слоев и др. Также Заказчиком предъявлены требования к марке и стране происхождения товара, например: технические характеристики керамической черепицы "Виттинге-Браас" (Швеция);
в-четвертых, в нарушение требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик установил требования к используемым материалам, которые явно не носят объективный характер:
а) в отношении материала "Вода";
б) в отношении товара "Воронка водосточная чугунная";
в) в отношении материала "Проволока сварочная легированная диаметром менее 4 мм";
в-пятых, в отношении материала "Крепления" Заказчиком установлено требование к материалам, которые невозможно выполнить. Согласно локальному сметному расчету крепления требуются в количестве 2 кг., однако в Технической части Заказчиком были установлены требования в отношении опоры, кронштейна и косынки, где вес одного только кронштейна составляет от 4, 92 кг;
в-шестых, в п. 1.1, п. 12.4 части III "Проект государственного контракта" аукционной документации содержит указание на ведомость объемов работ, являющийся неотъемлемой частью контракта. Однако в составе аукционной документации отсутствует документ, поименованный как "Ведомость объемов работ".
Из письменных пояснений ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов", а также из пояснений представителей заказчика и специализированной организации данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что нарушений в ходе проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д. 19 в г. Иваново допущено не было на основании следующего:
1) для выполнения работ в рамках указанного электронного аукциона не требуется свидетельство СРО в связи с тем, что работы по утеплению покрытий плитами из пенопласта полистирольного на битумной мастике в один слой включен в п. 13 "устройство кровель" перечня видов работ по инженерными изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) такие работы как ограждение территории - являются вынужденной мерой для восстановления и обеспечения безопасности при проведении ремонтных работ. С учетом применения укрупненных расценок для определения сметной стоимости работ, соответствующий резерв денежных средств заложен по строке "Накладные расходы". Таким образом, права и законные интересы участников закупки данным положением не нарушены;
3) показатели, содержащиеся в Приложении N 1 части II "Техническое задание" являются стандартными и взяты из ГОСТов, СнИПов, методических рекомендаций, сайтов производителей и т.п.;
4) относительно требований к материалам "Вода", "Воронка водосточная чугунная", "Проволока сварочная легированная диаметром менее 4 мм" в пояснениях указано, что данные требования носят объективный характер и указание характеристик взятых из ГОСТа полностью правомерно;
5) заявитель берет показатели по позиции "Крепления" из локальных сметных расчетов, которые в соответствии с п. 3.2.2 аукционной документации не являются Техническим заданием, что и приводит к невозможности указать показатели, соответствующие техническому заданию;
6) ведомость объемов работ (в рассматриваемом случае с учетом ссылок проекта контракта "Техническое задание") в окончательной виде должна быть составлена победителем электронного аукциона посредством включения его предложений относительно параметров исполнения работ, содержащихся в первой части заявки, в том числе относительно показателей используемых товаров.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
06.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0333100002515000003 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д.19 в г. Иваново.
Относительно первого довода Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Из п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статёй 33 Закона о контрактной системе урегулирован порядок описания объекта закупки.
Объектом закупки электронного аукциона N 0333100002515000003 является выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д.19 в г. Иваново.
Согласно п. 4 раздела 1.3 "Информационная карта" аукционной документации общие (функциональные, технические, эксплуатационные, качественные) характеристики работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе результатам работ содержаться в Технической части (Техническом задании) части II аукционной документации.
Перечень работ, подлежащих выполнению в рамках данной закупки, а также перечень товаров, используемых в процессе работы установлены в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Согласно п. 8 Технического задания части II "Техническая часть" аукционной документации к работам в рамках данной закупки, в том числе относится утепление покрытий плитами теплоизоляции на битумной мастике в один слой (согласно локальному ресурсному сметному расчету данные работы относятся расценке ГЭСН 12-01-013-01, утвержденным Приказом Минрегиона от 17.11.08 N 253). Следовательно, в процессе выполнения работ по данному заказу необходимо будет выполнить работы по теплоизоляции.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно Перечню видов работ на основании п. 12.10 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" в указанный перечень входят работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (свидетельство СРО).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие требования о наличии у участника свидетельства СРО в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В локальном ресурсном сметном расчете на капитальный ремонт кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д. 19, г. Иваново предусмотрена сумма "Накладные расходы" в размере 739108,2 руб.
На основании изложенного, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания принимать позицию Заявителя о безвозмездной поставке товаров указанных в разделе "Требования к качеству работ и дополнительные требования к используемым материалам" части II "Техническая часть" аукционной документации к временным ограждающим конструкциям, а также материалов из Приложения N 1 Технического задания аукционной документации.
В рамках рассмотрения жалобы Заявителем иного доказано не было.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению о несостоятельности данного довода жалобы.
Относительно третьего довода жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Доказательств, подтверждающих факт применения Заказчиком в Приложении N 1 нестандартных показателей Обществом представлено не было.
Также опровержением вывода Заявителя о том, что Заказчиком предъявлены требования к марке и стране происхождения товара является п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" в котором установлено: "в составе документации следует считать сопровождение каждого материала словами "или эквивалент".
Таким образом, указанный довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признан необоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права. Данная позиция Ивановского УФАС России подтверждается решением Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-309/2014 от 02.07.2014.
В рассматриваемом случае Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования:
а) в отношении материала "Вода": "При выборе морской воды: Содержание растворимых солей и ионов в воде морей и океанов должно соответствовать таблицу 1:
Таблица 1
Наименование |
Содержание, мг/л |
||
растворимых солей |
ионов SO |
ионов CI |
|
Заливы Балтийского моря |
1000-7200 |
- |
- |
Азовское море |
9000-12000 |
- |
- |
Аральское море |
10700 |
3350 |
3800 |
Каспийское море |
10000-14000 |
2380-3330 |
4180-5860 |
Черное море |
18000-22000 |
1350-1650 |
9900-12100 |
Белое море |
19000-33000 |
1500-2600 |
10500-18200 |
Океаны и открытые моря |
33000-37400 |
2540-2880 |
18300-20700 |
Техническая вода должна быть безвредна для здоровья людей (коли-индекс не более 1000). И иные требования относительно характеристик воды.
Таким образом, при подаче заявки потенциальный участник должен обладать информацией о конкретных характеристиках предлагаемой воды. Представитель ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что информацию о конкретных характеристиках воды участник может узнать у производителя, а также после проведения лабораторных исследований данной воды, либо непосредственно при приобретении товара.
Закон о контрактной системе не предусматривает ни одного из вышеперечисленных вариантов, следовательно, требование об указании столь детальных конкретных характеристиках является необоснованным.
б) в отношении товара "Воронка водосточная чугунная" установлены следующие требования: данный товар должен состоять из чугуна: литейного марки Л1, или Л2, или ЛЗ, или Л4, или Л5, или Л6; или из литейного рафинированного магнием марки ЛР1, или ЛР2, или ЛРЗ, или ЛР4, или ЛР5, или ЛР6, или ЛР7. Химический состав литейного или литейного рафинированного магнием чугуна должен соответствовать нормам, указанным в соответствующей таблице. Далее таблицы содержат требования к содержанию в химическом составе чугуна: кремния, марганца, фосфора, серы.
Заказчиком в аукционной документации не установлено требование к размерам воронки водосточной чугунной, однако установлено требование к металлу, из которого данная воронка будет изготовлена.
б) Аналогичная ситуация сложилась относительно материала "Проволока сварочная легированная диаметром менее 4 мм". В п. 18 "Трубы стальные диаметром до 100 мм, с гильзами" установлены требования к химическому составу стали, а именно участник должен указать проценты содержания в стали, из которой будет изготовлена проволока сварочная легированная углерода, кремния, марганца, хром, никель, молибден и т.п.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России ни ФГБОУ ВПО "Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева", ни ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" не обосновали потребность в установлении излишне детальных требований в отношении материалов "Вода", "Воронка водосточная чугунная", "Проволока сварочная легированная диаметром менее 4 мм" и т.п.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности рассматриваемых доводов жалобы, и нарушении Заказчиком при формировании аукционной документации ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Требования к креплению помимо локального ресурсного сметного расчета, содержатся также в разделе II "Техническое задание" аукционной документации, а именно в пп. 18 "Смена внутренних трубопроводов из стальных труб диаметром: до 100 м" аукционной документации, где указано, что общая масса крепления должна составлять 2 кг.
Из аукционной документации (стр. 47) следует, что крепления для трубопроводов могут быть использованы при выполнении работ следующие: опора, кронштейн, косынка.
Далее в документации установлены таблицы содержащие обозначения, размеры, массу, из которых следует, что масса одного только кронштейна составляет 4, 92 кг.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В рассматриваемом случае усматривается некорректное описание объекта закупки, затрудняющее потенциальным участникам формирование первой части заявки, а равно участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.
Относительно шестого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России пришла к следующему выводу.
Из п. 1.1 ч. III "Проект государственного контракта" следует, что подрядчик принимает на себя обязательство выполнить капитальный ремонт кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д. 19 в г. Иваново в объеме, установленном Ведомостью объемов работ (приложение 1), сметной документацией (приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта.
Приложение N 1 к государственному контракту поименовано как "Техническое задание".
В связи с тем, что в составе аукционной документации отсутствует ведомость объемов работ, то указанный документ не может содержаться в проекте государственного контракта.
Таким образом, Заказчиком в п. 1.1 проекта государственного контракта использована формулировка отличная от той, которая указана в приложении N 1 к государственному контракту.
Таким образом, данный довод жалобы Комиссией Ивановского УФАС России признан обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ФГБОУ ВПО "Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева" нарушений законодательства о контрактной системе, допущенных Заказчиком при формировании и утверждении документации об электронном аукционе N 0333100002515000003.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "САНТЭЛС" на действия ФГБОУ ВПО "Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д.19 в г. Иваново (извещение N 0333100002515000003) обоснованной в части доводов жалобы 1, 4, 5, 6.
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов комиссии предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ ВПО "Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева" устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 09.04.2015 аннулировать электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли учебно-лабораторного корпуса по ул. Генерала Горбатова, д.19 в г. Иваново, а именно, отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы и разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения заказов www.zakupki.gov.ru.
2. Специализированной организации - ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru в срок до 10.04.2015 года.
3. Оператору электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить техническую возможность для исполнения п. 1, 2 предписания Ивановского УФАС России.
4. Заказчику, Специализированной организации сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 14.04.2015 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 1 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016