Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8930/05-2012 (опубликовано 29 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8930/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012 рекламы туристического агентства "ЗимаЛето", содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
- общества с ограниченной ответственностью "ЗимаЛето" (далее - ООО "ЗимаЛето"), расположенного по адресу: 433510, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Московская, д. 60а, оф. 6, - директора <Р_> (приказ о приеме работника на работу N 5 от 06.09.2008, паспорт),
- индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433501, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О.> (доверенность от 11.09.2012, паспорт); установила:
По заявлениям НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения рекламы акции туристического агентства "ЗимаЛето", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, возбуждено дело N 8930/05-2012 по признакам нарушения ст. 9 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" <М_> Рассмотрение дела назначено на 18.09.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 18.09.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. N 44 от 04.09.2012, вх. N 7865 от 07.09.2012).
<M_> на заседание Комиссии 18.09.2012 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Из представленных <М.> документов (вх. N 8092 от 14.09.2012) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы согласно договору о предоставлении рекламно-информационных услуг от 10.06.2012, заключенному с ИП Морозовой Е.А., является ООО "ЗимаЛето".
Определением от 18.09.2012 срок рассмотрения дела N 8930/05-2012 продлен до 20.10.2012 в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО "ЗимаЛето", а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 16.10.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 16.10.2012 не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства (исх. N 50 от 02.10.2012, вх. N 8684 от 04.10.2012).
Директором ООО "ЗимаЛето" на заседании Комиссии 16.10.2012, а также в письменных пояснениях общества (исх. N 15 от 03.10.2012, вх. N 8956 от 12.10.2012) сообщено, что размещением рекламы туристического агентства "ЗимаЛето" в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" занималась менеджер ООО "ЗимаЛето" <С_> которая по электронной почте в адрес редакции газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" направила всю информацию, необходимую для размещения рекламы в газете. Согласование оригинал-макета рассматриваемой рекламы осуществлялось по электронной почте, однако соответствующая переписка до настоящего времени не сохранилась. При согласовании макета рекламы <С.> не учла требований ст. 9 Федерального закона "О рекламе". Акция по выдаче подарков молодоженам никаким внутренним документом ООО "ЗимаЛето" не регламентировалась и в настоящее время не проводится.
Представитель ИП Морозовой Е.А. на рассмотрении дела 16.10.2012 пояснил, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено ИП Морозовой Е.А. неумышленно, в связи с небольшим опытом на рынке оказания рекламных услуг.
Исследовав материалы дела N 8930/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу туристического агентства "ЗимаЛето", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступили обращения НП "АКАУ" (исх. N 24 от 17.07.2012, вх. N 6064 от 18.07.2012; исх. N 26 от 18.07.2012, вх. N 6065 от 18.07.2012) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, в обращениях указано, что в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012 на странице 10 размещена реклама акции туристического агентства "Зима-Лето", нарушающая ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
К обращениям приложены экземпляры газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012.
Реклама в N 24 (61) от 04.07.2012 газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" имеет следующее содержание. В верхней части рекламы на полосе синего цвета приведены фирменный логотип туристического агентства "ЗимаЛето" и надпись: "предлагает Вам Акцию "Горящие спецпредложения", выполненная шрифтом тёмно-синего цвета. В центральной части рекламы на жёлтом фоне приведен выполненный шрифтом синего цвета текст следующего содержания:
"Предложение дня:
Санкт-Петербург 4 ночи / 5 дней
4 800 руб. + ж/д дорога
Круизы по Волге от 10 000 руб.
Краснодарский Край: Адлер,
Лазаревское, Анапа от 650 руб.
Турция из Самары
от 14 000 руб. на 7 ночей
Египет из Самары
от 15 500 руб. на 8 дней
от 16 900 руб. на 11 дней
Кипр из Самары от 21 350 руб. на 8 дн.
ОАЭ из Самары
от 13 800 руб. на 7 дней
от 17 300 руб. на 11 дней
Испания из Самары
от 23 000 руб. на 10 дней"
Под указанным текстом на полосе синего цвета приведена надпись, выполненная шрифтом тёмно-синего цвета "Молодожёнам скидки и подарки!!!".
В нижней части рекламы на желтом фоне шрифтом тёмно-синего цвета выполнена надпись: "ул. Московская, д. 60а, 6 т.: (84235) 5-52-57, 9084805746".
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
Информация "Молодожёнам скидки и подарки!!!" приведена также в рекламе, размещенной в N 23 (60) от 27.06.2012 газеты "ПОЗИТИВ Димитровград".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о туристическом агентстве "ЗимаЛето", а также о предоставлении скидок и подарков молодожёнам, распространявшаяся в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - туристическому агентству "ЗимаЛето", а также акции, им проводимой. Кроме того, в рекламе сообщается о стимулирующем мероприятии - предоставлении молодоженам скидок и подарков.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В нарушение данной нормы закона в рекламе акции по предоставлению скидок и подарков молодожёнам отсутствуют информация о сроках её проведения, а также сведения об источнике информации об организаторе этой акции, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанных подарков.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 и 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 8930/05-2012 установлено, что размещение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании договора от 10.06.2012 о предоставлении рекламно-информационных услуг, заключенного между ООО "ЗимаЛето" и ИП Морозовой Е.А. Вся информация для размещения рекламы в газете предоставлялась сотрудником ООО "ЗимаЛето", которым она и была согласована посредством электронной переписки. Размещение рассматриваемой рекламы 04.07.2012 было оплачено ООО "ЗимаЛето", о чём свидетельствует платежное поручение N 190. ООО "ЗимаЛето" без замечаний по качеству оказанных ИП Морозовой Е.А. услуг подписан акт N 121 от 29.06.2012.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО "ЗимаЛето", а рекламораспространителем - ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно письменным пояснениям ООО "ЗимаЛето" (исх. N 15 от 03.10.2012, вх. N 8956 от 12.10.2012) рассматриваемая реклама в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" не публикуется, следовательно, распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 9 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу туристического агентства "ЗимаЛето", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 и N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8930/05-2012 (опубликовано 29 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016