Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8932/05-2012 (опубликовано 29 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8932/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012 рекламы магазина товаров для новорождённых "Агуша", содержащей признаки нарушения ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433501, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О.> (доверенность от 11.09.2012, паспорт), установила:
По заявлению НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения рекламы магазина товаров для новорождённых "Агуша", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, возбуждено дело N 8932/05-2012 по признакам нарушения ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" <М_> Рассмотрение дела назначено на 19.09.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 19.09.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (исх. N 41 от 04.09.2012, вх. N 7862 от 07.09.2012).
<М_> на заседание Комиссии 19.09.2012 не явилась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии предпринимателя (вх. N 8210 от 19.09.2012). Из представленных <М_> документов (вх. N 8092 от 14.09.2012) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы согласно договору о предоставлении рекламно-информационных услуг от 03.07.2012, заключенному с ИП Морозовой Е.А., является некое общество с ограниченной ответственностью "Агуша" (далее - ООО "Агуша"), однако указанный договор не содержит иных данных об обществе (адрес местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика и т.п.). Более того, сведения об ООО "Агуша" отсутствуют в электронной версии Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной на официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru.
Определением от 19.09.2012 срок рассмотрения дела N 8932/05-2012 продлен до 20.10.2012 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 16.10.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 16.10.2012 не явился, в материалах дела имеется ходатайство (исх. N 51 от 02.10.2012, вх. N 8685 от 04.10.2012) о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства.
Представитель ИП Морозовой Е.А. на рассмотрении дела 16.10.2012 затруднился пояснить, кто является заказчиком рекламы магазина товаров для новорожденных, размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012. Оригинал-макет указанной рекламы изготовлен ИП Морозовой Е.А. Представителем предпринимателя сообщено, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено ИП Морозовой Е.А. неумышленно, в связи с небольшим опытом на рынке оказания рекламных услуг.
Исследовав материалы дела N 8932/05-2012, заслушав пояснения представителя ИП Морозовой Е.А., Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу магазина товаров для новорождённых "Агуша", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" (исх. N 24 от 17.07.2012, вх. N 6065 от 18.07.2012) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, в обращении указано, что в выпуске газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012 на странице 5 размещена реклама магазина товаров для новорождённых "Агуша", нарушающая ст. 25 Федерального закона "О рекламе".
К обращению приложен экземпляр газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы расположены фирменное наименование и фирменный логотип торговой марки "Агуша", под которыми приведен текст следующего содержания:
"ВЕСЬ СПЕКТР ТОВАРОВ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ в магазинах "АГУША"
Вы найдете у нас:
- Первый и регулярный прикорм для детей от 3-х месяцев.
- Более 130 видов молочной смеси.
- Более 300 вкусов детских пюре по цене от 11 руб.
- Более 230 вкусов детских соков по цене от 8,5 руб.
- ГРАНДИОЗНЫЙ ВЫБОР средств для ухода за детьми в т.ч.
- бутылочки, поильники, пустышки;
- соски, прорезыватели, контейнеры;
- развивающие игрушки, подгузники и мн.др.
Каждый вторник - завоз кисломолочной продукции "АГУША"
Ежедневно ждем Вас по адресам:
ул. Гвардейская, 23, ТД "Ариадна", т. 9-11-01
Пр. Автостроителей, 25, тел. 2-90-02.
Ул. Хмельницкого, 112, тел. 9-03-06."
В центре рекламы по правому краю приведена вертикально ориентированная надпись "ОГРН 304730228900102".
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о реализации в магазине "Агуша" широкого спектра товаров для новорождённых, размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - магазину "Агуша" и товарам, в нём реализуемым.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
В нарушение указанной нормы закона реклама первого и регулярного прикорма (в частности, молочных смесей, детских пюре и соков), рекомендованного к употреблению детям в возрасте от 3 месяцев, не содержит сведений о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждения о необходимости консультаций специалистов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 25 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ульяновским УФАС России установлено, что имеющийся в материалах дела N 8932/05-2012 договор о предоставлении рекламно-информационных услуг составлен с нарушением норм действующего гражданско законодательства Российской Федерации, и не содержит никаких сведений о лице, заказавшем рекламу магазина товаров для новорождённых "Агуша", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012. Сведения о лице, указанном в данном документе, отсутствуют в электронной версии Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной на официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru. ИП Морозова Е.А. также затруднилась пояснить, кто является заказчиком рассматриваемой рекламы. Какие-либо финансовые документы, свидетельствующие об оплате услуг по изготовлению и распространению рекламы, в материалах дела отсутствуют. Таким образом, в ходе рассмотрения дела N 8932/05-2012 рекламодатель рекламы магазина товаров для новорождённых "Агуша", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, Ульяновским УФАС России не установлен.
Как следует из пояснений представителя ИП Морозовой Е.А., макет рекламы в полном объеме изготовлен ИП Морозовой Е.А. - издателем газеты "ПОЗИТИВ Димитровград".
Следовательно, рекламопроизводителем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 25 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу магазина товаров для новорожденных "Агуша", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Морозовой Елене Александровне предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартова
ПРЕДПИСАНИЕ N 37
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
16.10.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
на основании своего решения от 16.10.2012 по делу N 8932/05-2012 о признании рекламы магазина товаров для новорожденных "Агуша", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Морозовой Елене Александровне, зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу магазина товаров для новорожденных "Агуша", в которой отсутствуют сведения о возрастных ограничениях применения продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, а также предупреждение о необходимости консультации специалистов, в соответствие с требованиями части 2 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Индивидуальному предпринимателю Морозовой Елене Александровне, зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 26 ноября 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8932/05-2012 (опубликовано 29 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016