Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 8 сентября 2014 г. N 415-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии;
в присутствии представителей:
- КУ ВО "Региональный центр безопасности" - <_> <_> <_>
- ООО Научно-производственная фирма "Эфир-М" - <_> <_>
- Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <_>
рассмотрев жалобу ООО Научно-производственная фирма "Эфир-М" на действия заказчика - КУ ВО "Региональный центр безопасности" и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (N извещения 0131200001014006267), установила:
29.08.2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО Научно-производственная фирма "Эфир-М" на действия заказчика - КУ ВО "Региональный центр безопасности" и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (N извещения 0131200001014006267) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, уполномоченным органом совместно с заказчиком документация об аукционе разработана с нарушением действующего законодательства о контрактной системе и защиты конкуренции, а именно, требование о включении в состав поставляемых комплексов видеофиксации средств криптографической защиты информации, а также требование о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств и т. д., приводит к ограничению доступа участников к проведению процедуры.
Представители заказчика и уполномоченного органа считает доводы, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), Комиссия установила следующее.
Извещение N 0131200001014006267 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 20.08.2014 г.
Пунктом 8.4 Раздела 8 "Описание объекта закупки" установлено требование к Комплексам по обеспечению безопасности информации, а именно, для обеспечения защиты конфиденциальной информации (в том числе персональных данных) находящейся в загружаемых в Комплекс базах розыска, в составе Комплексов требуется наличие сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты Каналов передачи данных с использованием криптографических методов. Входящие в состав Комплексов СКЗИ должны быть полностью совместимы с применяющимися у заказчика в системе "КРИС-Воронеж" СКЗИ из продуктовой линейки VipNet Custom (VipNet сеть N3080).
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность включения Заказчиком в документацию об аукционе требования о наличии в составе комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты каналов передачи данных с использованием криптографических методов. По мнению Заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении потенциальных участников электронного аукциона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного выше Закона.
Закон о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают соблюдения норм законодательства о защите информации. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика и поэтому не влечет нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, государственный заказчик, уполномоченный орган вправе включить в документацию об аукционе такие требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Ссылку заявителя на то, что средства криптографической защиты информации являются отдельным продуктом и могут поставляться отдельно, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной, поскольку возможность проведения отдельных аукционов является правом заказчика, а не обязанностью. Доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было.
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки предъявляется требование об их соответствии требованиям, установленным согласно законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации по следующим видам работ и услуг:
- контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и т. д. По следующим видам работ и услуг:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств.
Согласно ст.12 Закона о контрактной системе, разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию.
Довод жалобы Заявителя об отсутствии у Заказчика обязанности по защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, ввиду того, что последний не является оператором персональных данных, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной в силу нижеследующего.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности и травматизма среди населения в 2010 году в области была создана и начала функционировать автоматизированная система фиксации нарушений Правил дорожного движения "КРИС-Воронеж", состоящая из центрального сервера, стационарных и передвижных комплексов фото-видеофиксации.
В 2012 году между главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и правительством Воронежской области заключено соглашение от 18.06.2012 "О взаимодействии и сотрудничестве по вопросам содержания, развития, совершенствования и финансового обеспечения системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения "КРИС-Воронеж".
В соответствии с пунктом 4.2. названного Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2014 г.) правительство Воронежской области в лице уполномоченного органа - КУ ВО "Региональный центр безопасности", с учетом предложений ГУ МВД России по Воронежской области и потребностей Воронежской области в товарах, работах, услугах, необходимых для содержания, развития и совершенствования системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения "КРИС-Воронеж", осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов, в том числе: на поставку специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения; на оказание услуг связи по передаче данных от рубежей измерения скорости на центральный сервер системы фото-видеофиксации правонарушений в области дорожного движения "КРИС-Воронеж".
Пунктами 4.З.1., 4.3.18., 4.3.21. Соглашения предусмотрено, что в целях его реализации ГУ МВД России по Воронежской области получает, обрабатывает и хранит информацию, в том числе содержащую персональные данные, полученную с помощью специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и входящих в систему фото-видеофиксации "КРИС-Воронеж"; осуществляет обработку персональных данных и обеспечивает сё безопасность при обработке.
Таким образом, в целях выполнения возложенных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, указанные органы консолидируют свои действия в рамках межведомственного соглашения, в результате чего у КУ ВО "Региональный центр безопасности" при организации эксплуатации оборудования из состава системы фотовидеофиксации "КРИС-Воронеж" возникает обязанность по обеспечению безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, поступающей от комплексов фото-видеофиксации на центральный сервер системы, для её последующей обработки сотрудниками ГУ МВД России по Воронежской области и формирования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ч.22 ст.99, чч.8, 9 ст.106 Закона о закупках, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО Научно-производственная фирма "Эфир-М" на действия заказчика - КУ ВО "Региональный центр безопасности" и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (N извещения 0131200001014006267) необоснованной.
Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 08.09.2014 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 8 сентября 2014 г. N 415-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016