Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 29 октября 2012 г. N 32
Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 29.10.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА),
рассмотрев 24.10.2012 г. дело N 32 от 18.10.2012 г., возбужденное по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 54) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай, установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 27.09.2012 г. установлено, что Министерством здравоохранения Республики Алтай издано распоряжение от 23.03.2012 г. N 80-р, согласно которому бюджетные учреждения здравоохранения Республики Алтай с 01.04.2012 г. обязаны производить закуп лекарственных препаратов, расходных материалов, изделий медицинского назначения до 100000 рублей в квартал в пределах одной группы товаров, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика", в государственном унитарном предприятии "Фармация" Республики Алтай.
В ходе анализа указанного распоряжения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в действиях Министерства здравоохранения Республики Алтай, выразившихся в принятии распоряжения от 23.03.2012 г. N 80-р и направлении его в адрес подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай выявлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По признакам нарушения антимонопольного законодательства, Управлением на основании приказа N 188 от 18.10.2012 г. возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Республики Алтай. Приказом от 24.10.2012 N 190 "О внесении изменений в приказ N 188 от 18.10.2012 г." внесены изменения в состав Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела N 32 от 18.10.2012 г., а именно председателем Комиссии УФАС по РА назначена заместитель руководителя УФАС по РА. Рассмотрение дела назначено на 24.10.2012 г. в 15-30 часов.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив представленные документы, заслушав доводы представителя ответчика, пришла к выводам:
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров - заменителей.
Следовательно, сфера обращения лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров (расходных материалов) образуют отдельный рынок товаров.
УФАС по РА по поручению ФАС России в 2012 году был изучен рынок розничной реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров (расходных материалов) в Республике Алтай (в разрезе муниципальных образований). Согласно анализу указанного рынка установлено, что в Республике Алтай в 2012 году осуществляют деятельность на рынке розничной реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров (расходных материалов) следующее количество хозяйствующих субъектов:
- в границах МО "Город Горно-Алтайск" - 13 (ООО Фирма "Март"; ГУП "Фармация"; Горно-Алтайский филиал АКГУП "Алтаймедтехника"; ИПБОЮЛ Лирова Е.Г.; ООО "Аптеки Алтая"; ООО "Гармония здоровья"; ООО "Здравушка"; ООО "Миг-сервис"; ООО "Семейный доктор"; ООО "Арбик"; ИПБОЮЛ Зырянова И.В.; ООО "Парламент"; ООО "Парламент плюс");
- в границах МО "Майминский район" - 5 (ГУП "Фармация"; ООО "Здравушка"; ООО "Семейный доктор"; ООО "Урусвати"; ООО "Парламент");
- в границах МО "Усть-Коксинский район" - 5 (ГУП "Фармация"; ИПБОЮЛ Баданова С.А.; ИПБОЮЛ Канитова Р.С.; ООО "АиСТ"; ИПБОЮЛ Крестьянникова С.И.);
- в границах МО "Чемальский район" - 3 (ГУП "Фармация"; ООО "Гармония здоровья"; ИПБОЮЛ Болдакова Н.В.);
- в границах МО "Усть-Канский район" - 5 (ГУП "Фармация"; ИПБОЮЛ Баданова С.А.; ИПБОЮЛ Канитова Р.С.; ООО "Здоровье"; ИПБОЮЛ Тенова Н.Е.);
- в границах МО "Онгудайский район" - 5 (ГУП "Фармация"; ИПБОЮЛ Емельянова Р.Р.; ИПБОЮЛ Мурзагалиева Н.В.; ИПБОЮЛ Саманова А.А.; ИПБОЮЛ Абакаева Г.И.);
- в границах МО "Кош-Агачский район" - 5 (ГУП "Фармация"; ИПБОЮЛ Мустафанова В.О.; ИПБОЮЛ Нурбатырова А.К.; ООО "Гармония здоровья"; ИПБОЮЛ Кыдырбаева В.Б.);
- в границах МО "Турочакский район" - 2 (ГУП "Фармация"; ИПБОЮЛ Азанова О.С.);
- в границах МО "Шебалинский район" - 4 (ГУП "Фармация"; ООО "Чечек"; ИПБОЮЛ Янчикова И.В.; ООО "ФармДоктор");
- в границах МО "Чойский район" - 5 (ГУП "Фармация"; ООО "Первая помощь"; ООО "Софья"; ООО "Ваш Доктор"; ИПБОЮЛ Печенова Ж.Б.);
- в границах МО "Улаганский район" - 3 (ГУП "Фармация"; ООО "Телец"; ООО "Эзин"; ИПБОЮЛ Олчонова Э.И).
Данные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке - рынке розничной реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров (расходных материалов), следовательно, являются конкурирующими хозяйствующими субъектами в понимании пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Распоряжением от 23.03.2012 г. N 80-р Министерство здравоохранения Республики Алтай установило для приобретателей товаров (в данном случае бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В письменных пояснениях (вх. N 2428 от 05.10.2012 г.) Министерство здравоохранения Республики Алтай указало, что распоряжение от 23.03.2012 г. N 80-р было направлено во все бюджетные учреждения здравоохранения Республики Алтай.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно пп. 20 п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 июля 2009 г. N 160 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Республики Алтай" Министерство осуществляет от имени Республики Алтай функции и полномочия учредителя государственных учреждений и организаций, созданных в установленном порядке по профилю деятельности Министерства, осуществляет контроль и организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных организаций.
В соответствии с пп. 2 п. 9 указанного Положения, Министерство имеет право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения организациями, должностными лицами и гражданами на территории Республики Алтай.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что исполнение требований, указанных в распоряжении от 23.03.2012 г. N 80-р Министерства здравоохранения Республики Алтай, для Бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай является обязательным.
В связи с чем бюджетные учреждения здравоохранения Республики Алтай были фактически ограничены в возможности выбора поставщиков в целях заключения с ними гражданско-правовых договоров на поставки товаров (лекарственных препаратов, расходных материалов, изделий медицинского назначения до 100000 рублей в квартал).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА установила, что действия Министерства здравоохранения Республики Алтай, выразившиеся в издании распоряжения от 23.03.2012 г. N 80-р о закупе лекарственных препаратов, расходных материалов, изделий медицинского назначения до 100000 рублей в квартал в пределах одной группы товаров, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика", в государственном унитарном предприятии "Фармация" Республики Алтай и направлении его в адрес подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай образуют нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысова З.Т. согласилась с выявленным нарушением антимонопольного законодательства и пояснила, что данное нарушение устранено Министерством здравоохранения Республики Алтай в добровольном порядке, путем издания распоряжения N 235-р от 16.10.2012 г., отменяющего распоряжение N 80-р от 23.03.2012 г. Распоряжение N 235-р от 16.10.2012 г. также направлено в адрес подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай.
Копия распоряжения Министерства здравоохранения Республики Алтай N 235-р от 16.10.2012 г. по ходатайству представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысовой З.Т. на заседании Комиссии УФАС по РА приобщена к материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является принятие Министерством здравоохранения Республики Алтай распоряжения N 235-р от 16.10.2012 г. и направление его в адрес подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Министерство здравоохранения Республики Алтай нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с установлением для приобретателей товаров (в данном случае бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, путем принятия распоряжения от 23.03.2012 г. N 80-р и направления его в адрес подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай бюджетных учреждений здравоохранения Республики Алтай, согласно которому бюджетные учреждения здравоохранения Республики Алтай с 01.04.2012 г. обязаны производить закуп лекарственных препаратов, расходных материалов, изделий медицинского назначения до 100000 рублей в квартал в пределах одной группы товаров, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика", в государственном унитарном предприятии "Фармация" Республики Алтай.
2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Министерством здравоохранения Республики Алтай нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", путем издания распоряжения N 235-р от 16.10.2012 г., отменяющего распоряжение N 80-р от 23.03.2012 г. без выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 29 октября 2012 г. N 32
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016