Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 марта 2015 г. N 19-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
- заместитель руководителя Челябинского УФАС России; - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
|
рассмотрев дело N 19-03-18.1/2015 по жалобе ООО Уральская молочная компания" на действия (бездействие) МУП "Карталы-Торг" в присутствии представителей МУП "Карталы-Торг", действующих по доверенности, в отсутствие представителя ООО Уральская молочная компания" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Уральская молочная компания" на действия (бездействие) МУП "Карталы-Торг", выразившиеся в нарушении срока размещения информации о закупке, в неуказании в документации о закупке обязательных сведений, в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара - "Снежок", предъявление необоснованного требования к закупаемой продукции, а именно: срок годности - не менее 7 суток со дня изготовления, вид упаковки - твердая упаковка (стандарт-даймонд) (извещение N 31502128612).
В жалобе ООО Уральская молочная компания" указано следующее.
МУП "Карталы-Торг" провело закупку в форме запроса котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции.
При этом, по мнению заявителя, заказчик МУП "Карталы-Торг" разместил информацию о предстоящей закупке в единой информационной системе с нарушением установленного срока, а именно за десять дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) извещение о проведении закупки размещается в соответствиии с ч.5 ст. 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.
Также заказчиком в нарушение требований п. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке не указаны следующие сведения:
1. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В Информационной карте по проведению запроса котировок под порядковым номером 13 Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок, а также в Приложении N1 к проекту Контракта - указано наименование товара: Снежок 2,5% 0,5л пленка.
Согласно ТУ 9222-388-00419785-05 "Напитки кисломолочные" прежнее наименование напитка кисломолочный "Снежок" заменено на новое наименование продукта - напиток кисломолочный йогуртный, из-за приобретения ООО "Лактис" (г. Великий Новгород) прав на товарный знак "Снежок". По договоренности с правообладателем слово "Снежок" может быть размещено на этикетке в качестве фантазийного наименования.
Таким образом, указание в Информационной карте по проведению запроса котировок на напиток Снежок, приводит к ограничению количества участников закупки.
Также, по мнению заявителя, неправомерно требование заказчика к сроку годности товара не менее 7 суток со дня изготовления и к виду упаковки твердая упаковка (стандарт-даймонд), что влечет за собой установление неравных условий для производителей молочной продукции, ограничению конкуренции и количества участников закупки
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель МУП "Карталы-Торг" пояснил следующее.
МУП "Карталы-Торг" считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки, и при этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В подпункте 5.1.3 пункта 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Карталы-торг" извещение о проведении запроса котировок размещается на официальном сайте не менее чем за семь дней до установленного в документации для окончания подачи заявок.
МУП "Карталы-Торг" в документации о закупке указало все необходимые сведения.
Так, к извещению прилагается проект договора, который является неотъемлемой частью документации о закупке. В приложении N1 к проекту договора установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара в соответствии с потребностями заказчика.
Так же в пункте 7 извещения указаны срок и порядок оплаты согласно проекту контракта, форма оплаты - перечислением на расчетный счет.
В пункте 12 извещения определены требования к участникам закупки.
МУП "Карталы - торг" не нарушило требований Закона о закупках, указав объект закупки "Снежок", руководствуясь ТУ 9222-388-00419785-05, которые предусматривают выпуск следующих видов продуктов: кефир, варенец, простокваша, напиток кисломолочный йогуртный ("Снежок").
Указывая требования о сроке годности продукции, МУП "Карталы - торг" руководствовалось выполнением СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений", где в статье 15.7 указано, что в дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей, в том числе молока.
Периодичность поставки для дошкольных и школьных учреждений только 2 раза в неделю. В связи с чем МУП "Карталы-торг" пришло к выводу о необходимости указать срок годности - не менее 7 суток.
Кроме того, МУП "Карталы-торг" считает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребления в сфере закупок.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
МУП "Карталы-Торг" провело закупку в форме запроса котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции.
Извещение N 31502128612 о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Комиссия Челябинского УФАС России считает довод ООО Уральская молочная компания" о том, что заказчиком нарушены сроки размещения извещения о проведении закупки необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
МУП "Карталы-торг" провело закупку в форме запроса котировок. В подпункте 5.1.3 пункта 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Карталы-торг" указано, что извещение о проведении запроса котировок размещается на официальном сайте не менее чем за семь дней до установленного в документации для окончания подачи заявок.
Таким образом, заказчик, разместив извещение о закупке за 10 дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке, не нарушил положения Закона о закупках.
Довод заявителя о том, что МУП "Карталы-торг" при проведении запроса котировок предъявило ограничивающие конкуренцию требования к закупаемой продукции, а именно: срок годности - не менее 7 суток со дня изготовления, вид упаковки - твердая упаковка (стандарт-даймонд), также является необоснованным.
Указывая требования о сроке годности продукции, МУП "Карталы - торг" руководствовалось выполнением СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений", где в статье 15.7 указано, что в дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей, в том числе молока.
Периодичность поставки для дошкольных и школьных учреждений только 2 раза в неделю. В связи с чем МУП "Карталы-торг" пришло к выводу о необходимости указать срок годности - не менее 7 суток.
Требование к упаковке - твердая упаковка (стандарт-даймонд) обусловлено потребностью заказчика в удобной, безопасной упаковке. Такая упаковка по своим характеристикам не является уникальной. Многие производители молока и молочной продукции выпускают свой товар в подобной упаковке.
Целями Закона о закупках являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Таким образом, указанные заказчиком требования к закупаемой продукции, не ограничивают конкуренцию, а направлены на удовлетворение потребности заказчика в товарах с необходимыми характеристиками.
Довод заявителя относительно неправомерности действий заказчика, выразившихся в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара - "Снежок", является обоснованным по следующим основаниям.
Обращение на территории Российской Федерации кисломолочных напитков регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 N 955 "Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и осуществления оценки соответствия".
Технический регламент устанавливает:
- объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит указанный Технический регламент;
- требования к безопасности объектов технического регулирования;
- требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах и т.д.
В соответствии с пунктом "а", "б" части 2 статьи 2 Технического регламента молочные продукты; молочные составные продукты относятся к объектам технического регулирования указанного Технического регламента.
Согласно части 3 статьи 43 Технического регламента молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном Техническим регламентом.
В приложении N1 к проекту контракта - указано наименование товара: "Снежок" 2,5% 0,5л (пленка). Далее указано, что качество продукции должно соответствовать ТУ, срок годности не менее 7 суток со дня изготовления. Иных характеристик напитка "Снежок" в закупочной документации не установлено.
В соответствии с ТУ 9222-388-00419785-05 "Напитки кисломолочные" напиток "Снежок" переименован в напиток кисломолочный йогуртный из-за приобретения ООО "Лактис" прав на товарный знак "Снежок".
При использовании товарного знака "Снежок" заказчик не указал на возможность эквивалента предлагаемого к поставке товара, не представил дополнительные характеристики товара, которые позволяют довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, тем самым ограничил число участников.
Кроме того, в связи с тем, что право на товарный знак "Снежок" принадлежит ООО "Лактис", Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции созданы преимущественных условий участия в запросе котировок для ООО "Лактис".
Также является обоснованным довод заявителя ООО Уральская молочная компания" о том, что заказчиком в закупочной документации указаны не все сведения, предусмотренные Законом о закупках.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что при проведении закупки в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также информация, размещение которой предусмотрено Положением.
В пункте 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив представленную закупочную документацию, в том числе информационную карту по проведению запроса котировок, пришла к выводу об отсутствии в ней информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Отсутствие указанной информации в документации" по проведению запроса котировок заказчика МУП "Карталы-Торг" является нарушением принципа информационной открытости закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО Уральская молочная компания" на действия (бездействие) МУП "Карталы-Торг" частично обоснованной;
2. Признать действия МУП "Карталы-Торг", выразившееся в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара - "Снежок", нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
3. Признать бездействия МУП "Карталы-Торг", выразившееся в неуказании в документации о проведении запроса котировок информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, нарушением пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
4. Выдать МУП "Карталы-Торг" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 7
по делу N 19-03-18.1/2015
26 марта 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
-заместитель руководителя Челябинского УФАС России; - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 26.03.2015 N 19-03-18.1/2015 по жалобе ООО "Уральская молочная компания" на действия (бездействие) МУП "Карталы-Торг", выразившиеся в нарушении срока размещения информации о закупке, в неуказании в документации о закупке обязательных сведений, в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара - "Снежок", предъявление необоснованного требования к закупаемой продукции, а именно: срок годности - не менее 7 суток со дня изготовления, вид упаковки - твердая упаковка (стандарт-даймонд) (извещение N 31502128612), предписывает:
МУП "Карталы-Торг" прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара - "Снежок";
МУП "Карталы-Торг" прекратить нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в неуказании в документации о проведении запроса котировок информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
3. МУП "Карталы-Торг" внести изменения в документацию запроса котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции в части указания информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, исключения из документации конкретного товарного знака, закупаемого товара - "Снежок";
4. МУП "Карталы-Торг" продлить срок приема заявок на участие в запросе котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции;
МУП "Карталы-Торг" в качестве доказательства исполнения пунктов 3, 4 предписания в срок до 2 апреля 2015 года представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 марта 2015 г. N 19-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016