Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 30 октября 2012 г. N 358/2012-Р
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Ерошина Я.А., заместитель руководителя - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
члены Комиссии: Грачева Д.В., Ушатикова Н.А.,
рассмотрев дело N 358/2012-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО "Олимп-Франчайзинг", посредством сотовой связи, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе"
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (по данным официального сайта Почта-России почтовое отправление N 39000052976430 вручено 18.10.2012 г. по юридическому адресу), в присутствии представителя ОАО "Мегафон" - <_> (доверенность в порядке передоверия 62 АБ 0210052 от 06.06.2012 г.), в присутствии заявителя - <_> установила:
В адрес Рязанского УФАС России 08.10.2012 г. поступило заявление от <_> (вх.N3500) о том, что 11.09.2012 г. в 11 ч 03 мин на его телефонный номер - <_> поступило сообщение рекламного характера, следующего содержания: "Заправский дарит деньги! Заправьте 2 картриджа и получите 100 рублей на телефон до 30.09! Ваш код: RZ1065, Наш тел.:996-446", отправитель "ZAPRAVSKI".
Данная информация является рекламой, так как, соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе").
Из материалов, приложенных к заявлению следует, что телефонный номер 996446, исходя из данных анкеты, размещенной на сайте телефонной справочной Рязани "Евросс" www.eurossr.ru, принадлежит торгово-сервисной компании Заправкин, организационно-правовая форма которого ООО "Олимп - Франчайзинг".
Реклама торгово-сервисной компании Заправкин имела цель сформировать и поддержать интерес к объекту рекламирования и способствовала его продвижению.
В соответствии с выпиской из Реестра Российской системы и плана нумерации (Реестр публикуется на сайте Федерального агентства связи) телефонный номер, на который поступило смс-сообщение с рекламой - <_> закреплен за ОАО "МегаФон" (<_>).
Представитель ОАО "Мегафон" <_> на заседании комиссии заявила, что между Центральным филиалом ОАО "Мегафон" (далее - Оператор связи) и <_> (далее - абонент) заключен договор об оказании услуг радиотелефонной связи N868 от 04.10.2012 г., номер телефона <_>
Под услугами связи Закон о связи определяет деятельность Оператора по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Центральный филиал ОАО "Мегафон" не является рекламораспространителем сообщения, пришедшего <_> 11.09.2012 г. в 11 час. 03 мин. на номер <_> "Заправский дарит деньги! Заправьте 2 картриджа и получите 100 рублей на телефон до 30.09 Ваш код: RZ1065, Наш тел: 996-446", отправитель: "ZAPRAVSKI", а в рамках исполнения договорных обязательств перед Абонентом обеспечило передачу по сети подвижной связи короткого текстового сообщения, адресованного Абоненту. Никаких технических и фактических действий по формированию содержания таких сообщений, а также выборку их получателей и отправку сообщения ОАО "Мегафон" не осуществляло.
Кроме того, у ОАО "Мегафон" отсутствуют договорные отношения с ООО "Олимп-Франчайзинг" (<_>), как рекламодателем на распространение рекламных сообщений по сетям подвижной связи ОАО "Мегафон" на территории Рязанской области.
Согласие абонента на получение рекламы должно быть получено лицами, осуществившими отправку сообщения с содержанием "Заправский дарит деньги! Заправьте 2 картриджа и получите 100 рублей на телефон до 30.09 Ваш код: RZ1065, Наш тел.: 996-446", отправитель: "ZAPRAVSKI" на номер абонента, а не ОАО "Мегафон".
Также сообщаем, что у ОАО "Мегафон" договора на оказание услуг связи на номер телефона "ZAPRAVSKI" не существует.
Согласно статьи 2 Федерального закона "О связи", абонент - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.
Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", согласно которому адресат - это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Таким образом, абонент и адресат выступают "пассивной" стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями сообщений.
Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.
При этом в части 1 статьи 18 закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе.
При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя.
За нарушение части 1 статьи 18 в соответствии со статьей 38 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламораспространитель.
Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N358/2012-Р от 15.10.2012 г. у ООО "Олимп-Франчайзинг" были запрошены сведения для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по существу предъявленного нарушения. Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N358/2012-Р от 15.10.2012 г. направлено 16.10.2012 г. по юридическому адресу ООО "Олимп-Франчайзинг" (<_>) и получено 18.10.2012 г.
На момент рассмотрения дела 30.10.2012 г. Комиссия не получила никакого мотивированного объяснения от ООО "Олимп-Франчайзинг", подтверждающего согласие <_> на получение вышеуказанной рекламы.
На основании того, что рекламораспространителем считается лицо, совершившее действия по доведению рекламы до потребителя, а в поле рекламного смс-сообщения "отправитель" числится "ZAPRAVSKI", организационно-правовая форма которого ООО "Олимп-Франчайзинг", следовательно рекламораспространителем выступает ООО "Олимп-Франчайзинг" (<_>).
<_> предварительного, а также никакого согласия на получение рекламного смс-сообщения ООО "Олимп-Франчайзинг" не выражал.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ООО "Олимп-Франчайзинг": "Заправский дарит деньги! Заправьте 2 картриджа и получите 100 рублей на телефон до 30.09! Ваш код: RZ1065, Наш тел.:996-446"", распространяемую посредством сотовой связи на абонентский номер <_> поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
Выдать ООО "Олимп-Франчайзинг" предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" октября 2012 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Ерошина Я.А., заместитель руководителя - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
члены Комиссии: Грачева Д.В., Ушатикова Н.А.,
на основании своего решения от 30 октября 2012 года по делу N 358/2012-Р о признании ненадлежащей рекламы ООО "Олимп-Франчайзинг", распространяемой посредством смс-рассылки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Олимп-Франчайзинг" в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, распространение ненадлежащей рекламы, противоречащей требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", т.е. рассылку смс-рекламы на номер <_> гражданина <_> без получения от него согласия на такую рассылку.
2. ООО "Олимп-Франчайзинг" представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 16 ноября 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п.2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 30 октября 2012 г. N 358/2012-Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016