Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
N 33-186/ТР (опубликовано 30 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" марта 2015 г.
Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
1. ____ - руководитель управления, председатель Комиссии;
2. ____ - и.о. заместителя руководителя управления, член Комиссии;
3. ____ - старший государственный инспектор отдела контроля товарных рынков, член Комиссии.
рассмотрев дело N 33-186/тр по признакам нарушения ОАО "Облкоммуэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 66) ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Саратовское УФАС России поступило заявление гр. __ с жалобой на действия ОАО "Облкоммуэнерго", выразившиеся в неправомерном включении в технические условия для присоединения к электрическим сетям мероприятий не предусмотренных законодательством.
В результате рассмотрения заявления установлено, что между гр. __ и ОАО "Облкоммунэнерго" заключен договор N12875/П об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.08.2014 г. Технические условия N12875 для присоединения к электрическим сетям, являются Приложением N1 к договору N 12875/П от 12.08.2014 г. с гр. ___ (далее - ТУ N12875).
Из предоставленных документов следует, что гр. __ на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, улица Пугачева, д. _ (кадастровый номер: 64:42:010129:0035).
Как следует из заявления гр. __, в ТУ N12875 на заявителя возложена обязанность разработать и согласовать проектную документацию.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Комиссией установлено, что 12.08.2014 между ОАО "Облкоммуэнерго" и гражданином ___ заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 12875/П (далее - договор N 12875/П от 12.08.2014).
В ТУ N 12875 предусмотрены мероприятия по технологическому присоединению как для сетевой организации (ОАО "Облкоммуэнерго"), так и для заявителя (гр. ___).
На основании пункта 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной и т.д.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Как следует из заявления гр. __ (вх.N 6306 от 19.09.2014), дом гр. __ имеет не более 3-х этажей.
Таким образом, дом гр__ не подпадает под действие части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, в пункте 11.1. ТУ N 12875 определено, что заявитель (гр. __) выполняет и согласовывает в установленном порядке проектную документацию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами, пункт 19 - устанавливает запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.
Следовательно, обременение технических условий положениями, которые не предусмотрены законодательством влечет за собой угрозу ущемления интересов.
Представитель ОАО "Облкоммунэнерго" на заседании Комиссии пояснил, что гр. __ мог и не выполнять п. 11.1. ТУ N 12875.
При этом, гр. __ пояснил, что изготовил проектную документацию, как указано было в п. 11.1. ТУ N 12875.
Кроме того, гр. __ на заседании Комиссии заявил, что согласно п. 11.2 ТУ N 12875 на заявителя возложена обязанность по осуществлению мероприятий за границами его земельного участка, что является нарушение Правил N861.
Комиссией установлено, что пункт 11.2 ТУ N 12875 обязывает заявителя (гр. __), осуществить монтаж ЛЭП-0,4кВ изолированным проводом (кабелем) необходимого сечения от точки присоединения, указанного в п. 7 настоящих технических условий, до ВРУ жилого дома.
В соответствии с п. 7 ТУ N 12875 точкой присоединения является ВЛ-0,4кВ ТП-2 опора N 5.
Согласно п. 16.3 Правил N861 в случае заключения договора с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 25.1 Правил N861 предусмотрено следующее распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:
- в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Согласно п.п. "а" п. 25(1) Правил N861 в технических условиях для заявителей (физических лиц) в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Таким образом, сетевая организация должна указывать в технических условиях точку присоединения, расположенную не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя в пределах его земельного участка.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серия 64АБ N514015 от 15.01.2007 на земельный участок с кадастровым номером N 64:42:010129:0035, принадлежащий гр. __ на праве собственности, отсутствуют зарегистрированные существующие ограничения (обременения) прав собственности на указанном земельном участке.
Согласно плану электроснабжения (М1:500), имеющегося в материалах дела, опора N5 ВЛ-0,4кВ ТП-2 отделяется от земельного участка гр. __ объектом инфраструктуры населенного пункта для передвижения, а именно: улицей Пугачева в г. Вольске.
Следовательно, опора N5 ВЛ-0,4кВ ТП-2, указанная в п. 7 ТУ N 12875 от 12.08.2014, находится за пределами границ земельного участка гр. __
Таким образом, действия ОАО "Облкоммунэнерго" по обязыванию гр. ___ осуществить мероприятия по монтажу ЛЭП-0,4кВ изолированным проводом (кабелем) необходимого сечения от точки присоединения ВЛ-0,4кВ ТП-2 опора N 5, за границами земельного участка, что может повлечь дополнительные материальные расходы со стороны гр. __, являются неправомерными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Учитывая изложенное, и в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "Облкоммуэнерго", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих (эксплуатируемых) электрических сетей филиала ОАО "Облкоммунэнерго"-"Вольские городские электрические сети".
Следовательно, ОАО "Облкоммуэнерго" обязано при осуществлении деятельности соблюдать требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции"
Таким образом, включение ОАО "Облкоммуэнерго" пункта 11.1. и пункта 11.2 в Технические условия N 12875 в нарушении Правил N 861 ущемляет интересы гр. __ является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции Комиссия по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.
В рамках рассмотрения дела гр. __ подтвердил изготовление проектной документации, предусмотренной пунктом 11.1. ТУ N 12875.
В Саратовское УФАС России поступило письмо от гр. ___ (вх.N 245 от 11.03.2015), из которого следует, что мероприятия по техническим условиям со стороны ОАО "Облкоммуэнерго" были выполнены полностью, в технические условия внесены изменения, соответствующие законодательству РФ, действия со стороны сетевой организации по подключению земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, улица Пугачева, д. _, осуществлены надлежащим образом. Претензий у гр. ___ к ОАО "Облкоммунэнерго" больше нет.
Кроме того, представитель ОАО "Облкоммуэнерго" на заседании Комиссии подтвердил, что со стороны ОАО "Облкоммуэнерго" были исправлены все нарушении допущенные в ТУ N 12875 и земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, улица Пугачева, д. _, принадлежащий гр. __, подключен к электрическим сетям.
При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России не усматривает оснований для выдачи ОАО "Облкоммуэнерго" предписания.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Облкоммуэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 33-186/ТР (опубликовано 30 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016