Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 7507-05 (опубликовано 6 ноября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8933/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 рекламы доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода", содержащей признаки нарушения ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
- общества с ограниченной ответственностью Санаторий "Сосновый бор" (далее - ООО Санаторий "Сосновый бор"), расположенного по адресу: 433511, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Куйбышева, д. 335, - <Н_> (доверенность от 10.05.2011, паспорт),
- индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433501, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О.> (доверенность от 11.09.2012, паспорт), установила:
По заявлению НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения рекламы доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012, возбуждено дело N 8933/05-2012 по признакам нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" Морозова Елена Александровна. Рассмотрение дела назначено на 19.09.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 19.09.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (исх. N 42 от 04.09.2012, вх. N 7863 от 07.09.2012).
Морозова Е.А. на заседание Комиссии 19.09.2012 не явилась, в материалах дела имеется ходатайство (вх. N 8210 от 19.09.2012) о рассмотрении дела в отсутствие предпринимателя. Из представленных Морозовой Е.А. документов (вх. N 8092 от 14.09.2012) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы согласно платежному поручению N 704 от 02.07.2012 о перечислении ИП Морозовой Е.А. денежных средств за размещение информации в газете "Позитив" является ООО Санаторий "Сосновый бор".
Определением от 19.09.2012 срок рассмотрения дела N 8933/05-2012 продлен до 20.10.2012 в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО Санаторий "Сосновый бор", а также для получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 17.10.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 17.10.2012 не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства (исх. N 52 от 02.10.2012, вх. N 8686 от 04.10.2012).
Представителем ООО Санаторий "Сосновый бор" на заседании Комиссии 17.10.2012, а также в письменных пояснениях общества (исх. от 12.10.2012, вх. N 8967 от 12.10.2012) сообщено, что размещение рекламы доставки минеральной воды "Собовская вода" в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" осуществлено по инициативе менеджера по продажам общества <Ш_> Указанное лицо, без согласования с руководством общества, по электронной почте передало сотруднику газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" фирменный логотип воды "Собовская вода", а также всю иную необходимую информацию для размещения рекламы в газете. Договор на оказание рекламных услуг ООО Санаторий "Сосновый бор" с ИП Морозовой Е.А. не заключало, никаких оригинал-макетов не согласовывало.
Представитель ИП Морозовой Е.А. на рассмотрении дела 17.10.2012 пояснил, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено ИП Морозовой Е.А. неумышленно, в связи с небольшим опытом работы на рынке оказания рекламных услуг.
Исследовав материалы дела N 8933/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N 26 от 18.07.2012, вх. N 6065 от 18.07.2012). В частности, в обращении указано, что в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012 на странице 2 размещена реклама доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода", нарушающая ст. 8 Федерального закона "О рекламе".
К обращению приложен экземпляр газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы приведена выполненная красным шрифтом с белой окантовкой надпись "СОБОВСКАЯ ВОДА", правее которой расположен фирменный логотип продукции торговой марки "Собовская". В центральной части рекламы указаны надписи "вода минеральная природная питьевая" (выполнена курсивом белого цвета синего цвета) и "4-80-84" (выполнена курсивом белого цвета с красной окантовкой), под которыми более мелким шрифтом приведена выполненная курсивом синего цвета с белой окантовкой надпись: "бесплатная доставка". Слева и справа от указанных надписей приведены изображения разного объема и формы бутылок с водой. В нижней части рекламы приведена надпись "Создано природой - доставлено нами!", выполненная курсивом красного цвета с белой окантовкой.
Все надписи и изображения выполнены на фоне леса, на который наложено изображение капель, падающих на поверхность воды, с расходящимися по ней кругами.
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о реализации доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода", размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - воде торговой марки "Собовская вода", реализуемой дистанционным способом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" под дистанционным способом продажи товара понимается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В рассматриваемой рекламе товара (минеральной природной питьевой воды "Собовская вода"), реализуемого дистанционным способом, отсутствуют сведения о продавце этого товара, что нарушает ст. 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 и 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 8933/05-2012 установлено, что изготовление и распространение рекламы доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода" в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" осуществлялось по устной договоренности между сотрудником ООО Санаторий "Сосновый бор" (без согласования с руководством общества) и рекламным агентом редакции газеты "ПОЗИТИВ Димитровград". Вся информация для размещения в рекламе предоставлялась сотрудником ООО Санаторий "Сосновый бор" по электронной почте, однако макет рекламы был разработан ИП Морозовой Е.А. С ООО Санаторий "Сосновый бор" в готовом виде оригинал-макет рассматриваемой рекламы документально не согласовывался.
Несмотря на наличие в рассматриваемой рекламе нарушения Федерального закона "О рекламе", а также того, что рассматриваемая реклама была изготовлена без ведома руководства ООО Санаторий "Сосновый бор", последним произведена оплата услуг ИП Морозовой Е.А. в размере 3740 рублей за размещение 4 публикаций в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" (счет N 87 от 05.06.2012, платежное поручение N 704 от 02.07.2012).
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО Санаторий "Сосновый бор", а рекламораспространителем - ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно материалам дела N 8933/05-2012, в том числе, счету N 87 от 05.06.2012, письменным пояснениям ИП Морозовой Е.А. (исх. N 13 от 17.10.2012, вх. N 9104 от 17.10.2012), рассматриваемая реклама в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" не публикуется, следовательно, распространение ненадлежащей рекламы в настоящее время прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 8 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу доставки минеральной природной питьевой воды "Собовская вода", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 23 (60) от 27.06.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7507-05 (опубликовано 6 ноября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016