Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 марта 2015 г. N 17-2014
Резолютивная часть решения оглашена "13" марта 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" марта 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела N 17-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя Управления-начальник отдела контроля за
рекламой и недобросовестной конкуренцией;
Члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 17-2014, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "УралПромАвто" (далее - ООО "УралПромАвто", Ответчик) пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в размещении в сети "Интернет" на сайте www.uralpromavto.com информации о том, что ООО "УралПромАвто" является представителем общества с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - Уралтрак" (далее - ООО "ЧТЗ-Уралтрак", Заявитель), изображения товарного знака по свидетельству N 65117, правообладателем которого является ООО "ЧТЗ-Уралтрак", без его согласия, а также в распространении дилерских сертификатов, содержащих сведения о принадлежности ООО "УралПромАвто" к дилерской сети ООО "ЧТЗ-Уралтрак",
в присутствии:
представителя Заявителя - <_>
представителя Ответчика - <_> установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО "ЧТЗ-Уралтрак" о недобросовестных конкурентных действиях ООО "УралПромАвто", выразившихся в размещении в сети "Интернет" на сайте www.uralpromavto.com недостоверной информации о том, что ООО "УралПромАвто" является представителем Заявителя, изображения товарного знака по свидетельству N 65117, принадлежащего ООО "ЧТЗ-Уралтрак", без его согласия, а также в распространении сертификатов, содержащих сведения о принадлежности ООО "УралПромАвто" к дилерской сети ООО "ЧТЗ-Уралтрак".
Заявитель указывает, что ООО "УралПромАвто" не является и никогда не являлось представителем или дилером ООО "ЧТЗ-Уралтрак", в подтверждение чего представлен Реестр дилеров ЧТЗ по состоянию на 06 октября 2014 года. Информация о том, что ООО "УралПромАвто" является представителем ООО "ЧТЗ-Уралтрак", по мнению Заявителя, размещена с целью воспользоваться репутацией ООО "ЧТЗ-Уралтрак", что может ввести потребителей в заблуждение относительно причастности ООО "УралПромАвто" к ООО "ЧТЗ-Уралтрак".
Также из заявления следует, что в сети "Интернет" на сайте www.uralpromavto.com размещены изображения товарного знака ООО "ЧТЗ-Уралтрак" по свидетельству N 65117. Данные изображения сопровождают информацию о реализации ООО "УралПромАвто" запасных частей к тракторам ЧТЗ непосредственно от производителя - ООО "ЧТЗ-Уралтрак". Однако, как поясняет Заявитель, он не давал согласие ООО "УралПромАвто" на использование товарного знака. Использование ООО "УралПромАвто" изображения товарного знака, принадлежащего ООО "ЧТЗ-Уралтрак", по мнению Заявителя, нарушает его исключительные права и направлено на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку ООО "УралПромАвто" имеет возможность не вкладывать материальные ресурсы в разработку собственного обозначения и пользуется результатами деятельности, созданными другим юридическим лицом - ООО "ЧТЗ-Уралтрак".
Заявитель также сообщает, что ему стало известно о распространении в городе Челябинске сертификата дилера ООО "ЧТЗ-Уралтрак", из которого следует, что ООО "УралПромАвто" является дилером ООО "ЧТЗ-Уралтрак", однако Заявитель не выдавал сертификат дилера ООО "УралПромАвто". Такой сертификат, по утверждению ООО "ЧТЗ-Уралтрак", был направлен в адрес Уральской энергетической строительной компании, и по форме и содержанию является аналогичным подлинным сертификатам, выдаваемым ООО "ЧТЗ-Уралтрак" своим дилерам.
Заявитель считает, что действия ООО "УралПромАвто", связанные с позиционированием своего общества как дилера ООО "ЧТЗ-Уралтрак", направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивают возможность увеличить количество потенциальных потребителей, желающих воспользоваться услугами ООО "УралПромАвто" как официального дилера ООО "ЧТЗ-Уралтрак".
В представленных по запросу Челябинского УФАС России пояснениях ООО "УралПромАвто" указывает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
ООО "УралПромАвто" не является представителем ООО "ЧТЗ-Уралтрак" и доверенности от данного общества не имеет. Товарный знак ООО "ЧТЗ-Уралтрак" в своей коммерческой деятельности не использует, свой бренд за счет ООО "ЧТЗ-Уралтрак" не продвигает. Считает, что любое изображение товарного знака в контексте продаваемой продукции не нарушает исключительных прав его правообладателя.
По мнению ООО "УралПромАвто", оно вправе предлагать к продаже продукцию ООО "ЧТЗ-Уралтрак", поскольку имеет договорные отношения с его официальными дилерами, в частности с ЗАО Компания "Вигма" и ООО "Ресурс", что подтверждается представленными договорами.
По факту распространения дилерского сертификата, из которого следует, что ООО "УралПромАвто" является дилером ООО "ЧТЗ-Уралтрак", Ответчик пояснил, что указанный сертификат не распространял.
В то же время, ООО "УралПромАвто" поясняет, что спорную информацию на сайте www.uralpromavto.com не размещали, доступ к сайту, а также документы, относящиеся к данному сайту, были утрачены, в подтверждение представлен Приказ ООО "УралПромАвто" от 01.10.2014 N 12 "О проведении проверки по факту утраты списка паролей и ключей доступа к сайту ООО "УралПромАвто".
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 23 октября 2000 года Управлением государственной регистрации Администрации города Челябинска. Основным видом деятельности ООО "ЧТЗ-Уралтрак" является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, к дополнительным видам деятельности в том числе относится торговля автотранспортными средствами, оптовая торговля машинами и оборудованием для сельского хозяйства, деятельность агентов по оптовой торговле прочими видами машин и оборудования, оптовая торговля машинами и оборудованием для строительства, оптовая торговля прочими машинами и оборудованием, деятельность агентов по оптовой торговле машинами, оборудованием, судами и летательными аппаратами, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и иные виды деятельности.
ООО "УралПромАвто" зарегистрировано в качестве юридического лица 19 апреля 2006 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска. Основным видом деятельности ООО "УралПромАвто" является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, к дополнительным видам деятельности ООО "УралПромАвто" относятсяв том числе торговля автотранспортными средствами, оптовая торговля машинами и оборудованием для сельского хозяйства, деятельность агентов по оптовой торговле прочими видами машин и оборудования, оптовая торговля машинами и оборудованием для строительства, оптовая торговля прочими машинами и оборудованием, деятельность агентов по оптовой торговле машинами, оборудованием, судами и летательными аппаратами, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и иные виды деятельности.
В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции ООО "ЧТЗ-Уралтрак" и ООО "УралПромАвто" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке, следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.
Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр сайта www.uralpromavto.com, о чем составлен Акт проверки от 20.10.2014. Установлено, что данный сайт состоит из разделов: "Главная", "Полуприцепы и спецтехника", "О нас", "Контакты", "Доставка и оплата".
По сведениям, представленным регистратором сайта www.uralpromavto.ru - ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" по запросу Челябинского УФАС России, администратором доменного имени uralpromavto.com является ООО "УралПромАвто".
Довод Ответчика о том, что он не размещал на сайте информацию об ООО "ЧТЗ-Уралтрак", а также изображение товарного знака, правообладателем которого является ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ввиду того, что им был утерян доступ к сайту, не может быть принят Комиссией по следующим основаниям.
Челябинским УФАС России с целью проверки достоверности информации об утрате ООО "УралПромАвто" доступа к доменному имени www.uralpromavto.com у регистратора доменного имени запрошена информация, в том числе об обращении ООО "УралПромАвто" с заявлениями об утере доступа к сайту, а также с заявлениями о передаче прав владения и (или) пользования доменным именем uralpromavto.com. Регистратор доменного имени представил сведения, суть которых сводится к тому, что администратор сайта www.uralpromavto.com в адрес регистратора указанного доменного имени с заявлениями не обращался.
Приказ ООО "УралПромАвто" от 01.10.2014 N 12 "О проведении проверки по факту утраты списка паролей и ключей доступа к сайту ООО "УралПромАвто" не является подтверждением того, что ООО "УралПромАвто" не размещало присутствующие на сайте сведения об ООО "ЧТЗ-Уралтрак", а является лишь внутренним документом общества о принятии мер в связи с утратой доступа к сайту.
С учетом имеющихся в деле доказательств, а также недоказанности Ответчиком факта отсутствия доступа к сайту www.uralpromavto.com, на котором размещена спорная информация, Комиссия приходит к выводу о том, что именно ООО "УралПромАвто", являясь администратором доменного имени uralpromavto.com, а, следовательно, лицом, уполномоченным на информационное наполнение данного сайта, осуществило действия по размещению указанной информации.
На главной странице указанного сайта размещена информация: "_ООО "УралПромАвто" - официальный дилер ОАО "Уралавтоприцеп (ЧМЗАП), представитель ООО "Челябинский тракторный завод-Уралтрак"", ОАО "Автомобильный завод "Урал" и ОАО "Камаз".
Оценив данные сведения, Комиссия приходит к выводу, что такие сведения воспринимаются, как указание на то, что между данными хозяйствующими субъектами имеются договорные и (или) иные хозяйственные отношения, в том числе на представление ООО "УралПромАвто" интересов ООО "ЧТЗ-Уралтрак".
При отсутствии подтверждения соответствия действительности размещенных сведений, такие сведения признаются недостоверными.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под представительством понимается сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Таким образом, для представления интересов одного лица другим необходимо наличие доверенности, либо указание закона, либо акт уполномоченного органа.
У ООО "УралПромАвто" документы, подтверждающие соответствие действительности сведений о том, что оно является представителем ООО "ЧТЗ-Уралтрак", отсутствуют, в свою очередь ООО "ЧТЗ-Уралтрак" заявляет о том, что не предоставляло ООО "УралПромАвто" прав на представление своих интересов, в связи с чем присутствующие на сайте сведения рассматриваются как ложные.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:
- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;
- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков свидетельствует об отсутствии недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1).
В связи с тем, что несмотря на то, что сведения ООО "УралПромАвто" о представительстве являются ложными, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для признания действий ООО "УралПромАвто" по их размещению, нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, поскольку Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему убытков.
Также на главной странице сайта www.uralpromavto.com размещено изображение товарного знака, правообладателем которого является ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (свидетельство на товарный знак N 65117), под которым имеется ссылка "Запасные части к тракторам ЧТЗ (Т130, Т170, Б10)", переход по которой открывает каталог, а также содержит информацию о том, что "ООО "УралПромАвто" предлагает широкий ассортимент запасных частей к тракторам Т130, Т170, Б10 от производителя - ЧТЗ-Уралтрак".
Как следует из представленных материалов, Заявитель является правообладателем ряда товарных знаков, в том числе товарного знака по свидетельству N 65117, зарегистрированный в отношении 12 класса МКТУ (тракторы, двигатели, запчасти к тракторам, двигателям и автомобилям, прицепы для легковых автомобилей, спойлеры, глушители).
В соответствии со статьей 1229 ГК РФ юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
У ООО "УралПромАвто" отсутствует санкционированное ООО "ЧТЗ-Уралтрак" право на использование товарного знака по свидетельству N 65117.
В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания в действиях лица нарушения.
В силу требований статьи 1484 ГК РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара.
Самим Ответчиком представлены договоры на поставку техники с ООО Компания "Вигма", ООО "Ресурс", являющимися официальными дилерами ООО "ЧТЗ-Уралтрак", следовательно, ООО "УралПромАвто" было вправе разместить информацию о товаре, предлагаемом к продаже, приобретенном на законных основаниях.
После сбыта товара на рынке, маркированного охраняемым товарным знаком, самим правообладателем или с его согласия правообладатель теряет контроль за дальнейшей перепродажей такого товара, а также любой иной формой его коммерческого использования. С учетом этого действия ООО "УралПромАвто", выразившиеся в размещении в сети "Интернет" на сайте www.uralpromavto.com изображения товарного знака, правообладателем которого является ООО "ЧТЗ-Уралтрак", не содержат признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, устанавливающего запрет на недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Комиссия, оценив представленный Заявителем дилерский сертификат от 01.03.2013 N 50, в соответствии с которым ООО "УралПромАвто" предоставлены полномочия в закрепленных регионах (ЯНАО - Тазовский, Надымский, Красноселькупский, Пуровский районы) по реализации техники ООО "ЧТЗ-Уралтрак", проведении гарантийного и сервисного обслуживания техники, по участию в конкурсных торгах от имени ООО "ЧТЗ-Уралтрак", и в котором указано, что ООО "УралПромАвто" имеет право использовать торговую марку и иные атрибуты ООО "ЧТЗ-Уралтрак", приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "УралПромАвто" признаков нарушения антимонопольного законодательства, основываясь на следующем.
С целью проверки достоверности сведений, указанных ООО "ЧТЗ-Уралтрак" в заявлении, о распространении ООО "УралПромАвто" дилерского сертификата в адрес Уральской энергетической строительной компании, Челябинским УФАС России у данной организации были запрошены документы и сведения относительно указанного обстоятельства.
ОАО "Уральская Энергетическая Строительная Компания" представлены пояснения, из которых следует, что дилерский сертификат ООО "ЧТЗ-Уралтрак" от 01.03.2013 N 50, в соответствии с которым дилером ООО "ЧТЗ-Уралтрак" является ООО "УралПромАвто", данная организация не получала.
Ответчиком также отрицается факт распространения представленного Заявителем сертификата дилера.
На заседании Комиссии представитель ООО "ЧТЗ-Уралтрак" не смог пояснить при каких обстоятельствах им была получена копия рассматриваемого сертификата, которая была представлена в материалы дела.
Таким образом, при отсутствии документов и сведений, подтверждающих факт распространения ООО "УралПромАвто" дилерского сертификата, в котором указывается, что ООО "УралПромАвто" является дилером ООО "ЧТЗ-Уралтрак", Комиссия не усматривает в действиях ООО "УралПромАвто" признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Прекратить в отношении ООО "УралПромАвто" производство по делу N 17-2014 в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства: пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
(351) 266-68-85
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 марта 2015 г. N 17-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016