Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - Врио руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов комиссии: Лыжина Д.А. - начальника отдела контроля в
сфере закупок;
Романовой К.Е. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Вагас М.А. - старшего государственного
инспектора отдела контроля
в сфере закупок;
при участии:
- представителя - заказчика администрации Яйского муниципального района - <_> (по доверенности);
рассмотрев дело N 233/З-2014, возбужденное по признакам нарушения заказчиком -- администрации Яйского муниципального района при проведении открытого конкурса N 0139300031314000087 на право заключения муниципального контракта на разработку схем теплоснабжения по Яйскому муниципальному району на 2014-2019 гг. с перспективой до 2030 г. в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г., установила:
29.07.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (вх. 2354 э от 04.08.2014 г.) на действия заказчика - администрации Яйского муниципального района при проведении открытого конкурса N 0139300031314000087 на право заключения муниципального контракта на разработку схем теплоснабжения по Яйскому муниципальному району на 2014-2019 гг. с перспективой до 2030 г.
По мнению заявителя, конкурсная документация не соответствует ФЗ N 44 - ФЗ.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:
11.07.2014 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - администрацией Яйского муниципального района при проведении открытого конкурса N 0139300031314000087 на право заключения муниципального контракта на разработку схем теплоснабжения по Яйскому муниципальному району на 2014-2019 гг. с перспективой до 2030 г.
Заказчиком - администрацией Яйского муниципального района (исх. N 1.2-06г/2613 от 07.08.2014 г.) в Правление Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Ассоциация проектировщиков Кузбасса" (СРО НП "АП Куз") о даче разъяснения по вопросу законности установления требования о наличии у участников закупки допуска к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по проектированию схем теплоснабжения.
05.08.2014 г. СРО НП "АП Куз" был дан ответ на запрос (исх. N 85 от 07.08.2014 г.), из которого следует:
Предметом открытого конкурса является выполнение работ по разработке схем по Яйскому муниципальному району. При этом п. 5.1 проекта Муниципального контракта установлено, что результаты работ должны соответствовать требованиям следующих нормативных актов: Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N154 "Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения"; Приказ Министерства Регионального развития РФ N667 от 29.12.2012 г. "Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения"; СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов"; СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети"; ПТЭ электрических станций и сетей (РД 153-34.0-20.501-2003); ПТЭ тепловых энергоустановок (утв. 24.03.2003 г.); РД 50-34.698-90 "Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы"; МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации"; МДС 81-33.2004 "Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве"; МДС 81-25.2001 "Методические; указания по определению величины сметной прибыли в строительстве". То есть, соответствие требованиям указанных документов является неотделимым элементом предмета конкурса.
При этом указанные документы (в том числе СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов"; СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети") определяют регулируемую ими деятельность именно как проектную, в частности п. 6 СНиП 41-02-2003 определяют требования к проектированию схем теплоснабжения и тепловых сетей.
На основании изложенного, требование Заказчика о наличии у исполнителя допуска к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства представляется обоснованным.
Выслушав доводы заказчика, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Пункт 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ устанавливает обязательное требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденного постановлением Прави-тельства РФ N 154 от 22.02.2012, схема теплоснабжения, должна включать разделы с предложениями по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, а также предложениями по строительству и реконструкции тепловых сетей. Указанные нормы соответствуют положениям пункта 19 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правитель-ства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требова-ниях к их содержанию", согласно которому подраздел "Отопление, вентиляция и кондицио-нирование воздуха, тепловые сети" раздела 5 в текстовой части должен содержать кроме про-чего сведения об источниках теплоснабжения, параметрах теплоносителей систем отопления и вентиляции: сведения о тепловых нагрузках на отопление, вентиляцию, горячее водоснаб-жение на производственные и другие нужды; план сетей теплоснабжения. Данные обстоя-тельства свидетельствуют о том, что работы по разработке схем теплоснабжения являются проектными работами.
Техническое задание на разработку разработку схем теплоснабжения по Яйскому муниципальному району в составе вышеука-занной конкурсной документации также содержит разделы с предложениями по строитель-ству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, а также предложениями по строительству и реконструкции тепловых сетей.
Тепловые сети и источники теплоснабжения являются объектами капитального строи-тельства, так как происходит непрерывная реконструкция и развитие таких объектов, связан-ная с подключением новых объектов, мероприятиями по замене оборудования и изменением технологических схем. В соответствии с действующим законодательством (Градостроитель-ный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон N 44, Федеральный закон N 39- ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" постановление Правитель-ства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных рас-ходов") понятие "капитальное строительство" означает "здание, строение, сооружение, объ-екты, строительство, реконструкция, техническое перевооружение которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснаб-жения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 154 от 22.02.2012, проект схемы тепло-снабжения разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления и юридиче-скими лицами. В пункте 9 указанных Требований говорится о разработке именно проекта схемы теплоснабжения, что подразумевает отнесение услуг по разработке схемы теплоснаб-жения по виду работ к разработке проектной документации для объектов капитального стро-ительства.
Согласно статье 60 Градостроительного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной доку-ментации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения та-ких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организа-цией. В соответствии со статьей 55.1 Градостроительного кодекса РФ, основными целями саморегулируемых организаций являются: 1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и рас-тений вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; 2) по-вышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строи-тельного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов ка-питального строительства. Следовательно, действующее законодательство позволяет компен-сировать ущерб, причиненный в результате предоставления муниципальному заказчику нека-чественных услуг, из средств саморегулируемой организации, в которой состоит исполнитель таких услуг. Если же исполнитель услуг не состоит в СРО и имеет сравнительно стоимости услуг недостаточный уставный капитал, практически невозможно или весьма проблематично фактически взыскать с такого исполнителя сумму ущерба, причиненного некачественным оказанием услуг.
Следовательно, заказчик вправе устанавливать требования к потенциальному исполнителю быть членом СРО и иметь свидетельство о допуске на выполнение работ по разработке проектной документации. Таким образом, установление требований к участникам закупки о наличии допуска саморегулируемой организацией, основан-ной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, пункт 5.1 "Рабо-ты по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений" Перечня утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, является обоснованным, правомерным и соответствующим действующему законодательству Россий-ской Федерации.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия заказчика - администрации Яйского муниципального района при проведении открытого конкурса N 0139300031314000087 на право заключения муниципального контракта на разработку схем теплоснабжения по Яйскому муниципальному району на 2014-2019 гг. с перспективой до 2030 г. необоснованной.
2. Производство по делу N 233/З-2014 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А.
Вагас М.А.
Романова К.Е.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 8 августа 2014 г. N 233/3-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016