Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 14 августа 2014 г. N К10-13/14
Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 г. г. Санкт-Петербург
В полном объеме решение изготовлено 14 августа 2014 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Козлова О.А. - и.о. заместителя руководителя, председатель Комиссии;
Мультановская В.В. - начальник отдела естественных монополий, член Комиссии;
Ивашова Е.В. - заместитель начальника отдела естественных монополий, член Комиссии;
Годизова А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, член Комиссии;
рассмотрев дело NК10-13/14, возбужденное по заявленияю ОАО "Ростелеком" (Петербургский филиал) по признакам нарушений Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга (местонахождение: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина д. 83) пункта 2 и пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в необоснованном препятствовании осуществления деятельности ОАО "Ростелеком" на созданном оператором связи телекоммуникационном оборудовании на стадии строительства многоквартирных домов по адресам: Санкт-Петербург, Мебельная ул., д.25, корп. 1 (далее - МКД2) и Туристская ул., д. 11 (далее - МКД1), и в создании дискриминационных условий - преимуществ ООО "Обит" по сравнению с ОАО "Ростелеком",
в присутствии представителей лиц, участвующих в деле NК10-13/14:
ОАО "Ростелеком" - заявитель:
Иванова А. В. - представитель по доверенности N0207/29/82-14 от 01.04.2014;
Администрация Приморского района - ответчик:
Петров С.Н. - представитель по доверенности N65 от 25.03.2014;
СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" - заинтересованное лицо:
Петров С.Н. - представитель по доверенности N65 от 25.03.2014;
ООО "СтройЛинк-Сервис" - заинтересованное лицо:
Укладов А. Ю. - представитель по доверенности N01/2013 от 12.12.2013;
Васильева И. С. - представитель по доверенности N04/2014 олт 24.04.2014;
ООО "Обит" - заинтересованное лицо:
Головаченко Д. Ю. - представитель по доверенности N08 от 25.03.2014, установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление от ОАО "Ростелеком" (Петербургский филиал) от 22.10.13 N 0207/05-13373-13 (вх. N21313 от 29.10.13) о действиях ООО "СтройЛинк-Сервис" (далее - Управляющая компания), которое является управляющей компанией многоквартирных домов по следующим адресам: СПб, Мебельная ул., д.25, корп. 1 и Туристская ул., д. 11 (далее - МКД); при создании ОАО "Ростелеком" препятствий доступа к внутридомовым линейно-кабельным сооружениям и оборудованию связи для выполнения инсталляционных работ и подключению услуг связи по заявкам проживающих в указанных домах граждан и для выполнения ремонтных работ указанных сооружений, которые были созданы за счет ОАО "Ростелеком" по договору с застройщиком (Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга).
ОАО "Ростелеком" на основании Договора N185/АД от 29.03.2007 с Комитетом по строительству СПб выполнило в полном объеме телефонизацию объектов строительства - вышеуказанных МКД.
Согласно представленному ОАО "Ростелеком" письму Комитета по строительству СПб от 21.05.2013 N 14-7086/13 в адрес Главы администрации Приморского района и директора СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района", созданные за счет собственных средств ОАО "Ростелеком" в результате строительно-монтажных работ по телефонизации указанных МКД линейно-кабельные сооружения и оборудование являются собственностью оператора связи и находятся на техническом обслуживании весь период эксплуатации.
ОАО "Ростелеком" представило документы о приеме объектов телефонизации у подрядчика (Акт выполненных работ о принятии заказчиком).
На этапе передачи домов в управление компанией ООО "СтройЛинк-Сервис", а именно в начале 2013 года, у ОАО "Ростелеком" возникли проблемы с допуском на собственные в МКД объекты телефонизации, по которым ОАО "Ростелеком" оказывает услуги связи проживающим в МКД гражданам.
По информации ОАО "Ростелеком" по состоянию на 28.11.2013 в МКД оказываются услуги связи семи абонентам и подано 228 заявок на подключение к услугам связи, которые ОАО "Ростелеком" не имеет возможности выполнить в связи с действиями ООО "СтройЛинк-Сервис" (далее - Управляющая компания).
Кроме того, в заявлении ОАО "Ростелеком" указало на то, что в офисе Управляющей компании размещены рекламные материалы с предложением жильцам МКД заключать договоры с оператором связи ООО "Обит" (191014, СПб, Лиговский пр., д. 13-15), сотрудников которого Управляющая компания беспрепятственно допускает для выполнения инсталляционных работ.
При рассмотрении заявления ОАО "Ростелеком" Управлением установлено, что в указанных МКД (по состоянию на январь 2014 года) из 473 квартир 378 квартир (79,9%) и из 459 квартир 323 квартиры (70,4%), состоят в государственной собственности. Таким образом, более чем 70 % квартир в указанных МКД собственником является Санкт-Петербург, интересы которого от собственника помещений в МКД представляет Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Администрация являлась организатором открытого конкурса по выбору Управляющей компании, в результате которого из 13-ти управляющих компаний была выбрана компания ООО "СтройЛинк-Сервис" (Протоколы от ноября 2011 и от мая 2012 года).
Договоры управления ООО "СтройЛинк-Сервис" (Управляющей компанией) заключены с СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района СПб" (собственник по доверенности Администрации Приморского района).
В конце мая 2013 года были проведены общие собрания собственников помещений МКД, на которых присутствовал полномочный представитель Санкт-Петербурга по доверенности, выданной Администрацией Приморского района. Одним из вопросов указанных собраний являлся вопрос о выборе поставщиков услуг по предоставлению интернета и телефонии, по результатам рассмотрения которого на основании представленных собранию двух коммерческих предложений от поставщиков услуг - ООО "Обит" и ООО "ВЕСТ-КОМ трейд" поставщиком услуг было выбрано ООО "Обит".
Однако представленный Управляющей компанией договор с ООО "Обит" NС-20-321/БЦ датируется 01 февраля 2013 года, то есть заключенного ранее, чем были проведены общие собрания собственников МКД.
2. Позиция Администрации представлена в Управление письмами б/д б/н (вх.N25374 от 12.12.13), б/д б/н (вх.N7778 от 17.04.2014), от 25.07.2014 б/н (вх.N17256 от 30.07.2014).
Администрация указала, что установить принадлежность внутридомовых телефонных линий ОАО "Ростелеком" не представляется возможным, в то время как размещение оператором информационно-телекоммуникационных сетей в МКД невозможно без использования общего имущества, которое в силу части 1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
Согласно пункту 3 статьи 44 ЖК РФ передача в пользование общего имущества в многоквартирном доме возможна только при наличии решения общего собрания собственников помещений данного дома, в связи с чем 29.05.2013, 30.05.2013 поведены собрания собственников помещений в МКД, на которых большинством голосов собственников помещений из предложенных поставщиков услуг по предоставлению интернета и телефонии, была выбрана компания ООО "Обит".
Администрация считает, что отсутствие ОАО "Ростелеком" в качестве оператора связи на общем собрании собственников связано с не поступлением от ОАО "Ростелеком" надлежащей оферты об обеспечении доступа для размещения и обслуживания телекоммуникационного оборудования в МКД.
Администрация сообщила в Управление о намерении провести общее собрание собственников помещений в МКД в декабре 2013 года.
По информации Администрации (письмо в адрес Управления б/д б/н (вх.N7778 от 17.04.2014) на общем собрании 29.05.2013 и 30.05.2013 были рассмотрены коммерческие предложения ООО "Обит" и ООО "ВЕСТ-КОМ трейд". Указанные компании, а также компания ОАО "Ростелеком" были извещены по телефону о проведении общих собраний и о возможности направить своего представителя. При этом Администрация указала на то, что при проведении собрания явился только представитель ООО "Обит" и общим собранием был рассмотрен представленный им договор.
Представленная письменная позиция СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" письмом от 10.12.2013 N07-4704/13 (вх.N26381 от 23.12.13) полностью повторяет позицию Администрации.
3. Позиция Управляющей компании представлена в Управление письмами от 09.12.2013 N199/1 (вх.N25168 от 10.12.2013), от 20.03.2014 N68 (вх.N5309 от 21.03.2014), от 27.05.2014 N155 (вх.N11211 от 27.05.2014), от 22.07.2014 N226 (вх.N16847 от 24.07.2014).
Управляющая компания представила копию письма Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 20.11.2013 N12804/13-1, направленного, в том числе, в адрес Администрации, в котором указывается, что для принятия решения о предоставлении услуг телефонной связи и доступа в Интернет ОАО "Ростелеком" с предоставлением права и пределах пользования отдельными объектами общего имущества в многоквартирном доме, в местах размещения телекоммуникационных сетей и оборудования, необходимо, руководствуясь положениями ст. 44, 45, 46 ЖК РФ, рассмотреть данный вопрос на общем собрании собственников помещений в МДК. Указанным письмом Инспекция просит Администрацию представить решение собственников помещений в МКД по рассматриваемому вопросу.
Относительно договора с ООО "ОБИТ" от 01.02.2013 NС-20-321/БЦ Управляющая компания сообщила, что на 01.02.2013 ООО "ОБИТ" был единственным оператором связи, направившим коммерческое предложение об оказании услуг связи на объектах, но в связи с получением коммерческого предложения альтернативного оператора ООО "ВЕСТ-КОМ трейд" и анализом судебной практики действие договора было приостановлено до рассмотрения вопроса выбора оператора на общем собрании собственников помещений МКД (копия письма ООО "СтройЛинк-Сервис" в адрес ООО "ОБИТ" от 04.02.2013 и письма от 31.05.2013).
Управляющая компания пояснила, что телефонные сети, указанные в пункте 9 раздела 2 приложения 2 к договору N01-2/упр от 10.12.2012 и к Договору N02-12/упр от 10.12.2012, это телефонные сети, которые были уже смонтированы на Объектах к моменту заключения Управляющей компанией договора управления с СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района СПб".
Управляющая компания утверждает, что первое обращение от ОАО "Ростелеком" поступило 07.06.2013 N 0207/05/7204-13, на которое был дан ответ, что оператору связи необходимо получить согласие собственников на использование общего имущества с целью предоставления услуг связи, если собственники выберут оператора связи в качестве поставщика услуг, и направить в Управляющую компанию оферту.
Позицию о необходимости заключения договора на пользование имуществом МКД Управляющая компания обосновала со ссылкой на судебную арбитражную практику, в том числе Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.01.2013 N10545/12, Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2011 N33-6868.
4. Позиция ООО "Обит" представлена в Управление письмами от 20.03.2014 N114-1/03 (вх.N5953 от 28.03.2014), от 17.04.2014 N1603/04 (вх.N8013 от 18.04.2014), от 23.05.2014 N2192 (вх.N11189 от 26.05.2014), в которых указало следующее.
В целях оказания телекоммуникационных услуг в качестве альтернативного оператора на объектах недвижимости (жилого и нежилого фонда), осуществляет рассылку коммерческих предложений о сотрудничестве застройщикам и управляющим компаниям г. Санкт-Петербурга, в том числе ООО "Обит" предоставило а адрес Управляющей компании соответствующее коммерческое предложение с указанием перечня и условий оказания услуг связи в многоквартирных домах Санкт-Петербурга.
01 февраля 2013 г. ООО "СтройЛинк-Сервис" заключило с ООО "Обит" договор NС-20-321/БЦ о сотрудничестве сторон на объектах в целях оказания услуг связи собственникам/пользователям помещений. Данный договор не содержит признаков эксклюзивности деятельности ООО "Обит" и не ограничивает возможностей присутствия иных операторов связи в МКД.
За время работы ООО "Обит" в МКД претензий от абонентов о качестве услуг связи оператором не зарегистрировано.
5. Комиссия, рассмотрев материалы дела NК10-13/14, выслушав участвующих в деле стороны, установила следующее.
Размещение информационно-телекоммуникационных сетей для оказания услуг в МКД невозможно без использования общего имущества в многоквартирном доме, которое в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ принадлежит таким собственникам на праве общей долевой собственности. Согласно пункту 3 статьи 44 ЖК РФ передача в пользование общего имущества в многоквартирном доме возможна только при наличии решения общего собрания собственников помещений данного дома. Согласно пункту 3 статьи 44 ЖК РФ передача в пользование общего имущества в многоквартирном доме возможна только при наличии решения общего собрания собственников помещений данного дома.
Собственником более чем 70 % квартир в указанных МКД является Санкт-Петербург, интересы которого от собственника помещений в МКД представляет Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Таким образом, результат решения общего собрания собственников о допуске ОАО "Ростелеком" к производству работ в МКД будет зависеть исключительно от решения Администрации Санкт-Петербурга, представляющей интересы собственника жилых помещений (более 70%).
ООО "СтройЛинк-Сервис" была выбрана управляющей МКД компанией в результате проведенного Администрацией открытого конкурса (Протоколы от ноября 2011 и от мая 2012 года).
Договоры управления (договор N01-2/упр от 10.12.2012 и договор N02-12/упр от 10.12.2012) Управляющей компанией заключены с СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района СПб" (собственник по доверенности Администрации Приморского района). В пункте 9 раздела 2 приложения 2 к договору N01-2/упр от 10.12.2012 и к Договору N02-12/упр от 10.12.2012 указаны телефонные сети, которые в составе общего имущества МКД были переданы в управление Управляющей компании.
Согласно информации, представленной ОАО "Ростелеком", установлено, что сети связи на объектах: ул. Мебельная, д.25, корп.1, ул. Туристская, д.11, корп.1, проложены в слаботочных нишах, расположенных в толще конструктивных элементов зданий.
Смонтированное ОАО "Ростелеком" оборудование связи невозможно эксплуатировать без использования общего имущества МКД, так как оборудование расположено в этажных распределительных электрических щитах, кабельных лотках и кабельканалах, а также в технических этажах, подвальных помещениях и в поэтажных стояках электроснабжения.
ОАО "Ростелеком" письмом N0207/05/1796-13 от 14.02.2013 обратилось в адрес генерального директора УК "СтройЛинк-Сервис" с просьбой о представлении доступа сотрудникам ОАО "Ростелеком" к сооружениям связи для выполнения ремонтно-восстановительных работ, в связи с поступившими обращениями абонентов. Данное обращение осталось без ответа.
ОАО "Ростелеком" письмом от 01.04.2013 N0207/05/4074-13 также проинформировал Комитет по строительству Санкт-Петербурга о невозможности обслуживания абонентов в МКД и выполнять работы по подключению новых абонентов (по их заявкам) в связи с возникновением разногласий с Управляющей компанией.
В связи с этим Комитет по строительству письмом от 21.05.2013 N14-7086/13 сообщило Администрации о законности размещения сетей ОАО "Ростелеком" в МКД и с просьбой указать Управляющей компании обеспечить доступ ОАО "Ростелеком" к оборудованию и сетям связи в МКД.
Согласно Уведомлениям от 14.05.2013 о проведении 29.05.2013 и 30.05.2013 общих собраний собственников помещения в МКД указанные собрания, включающие вопрос об утверждении поставщика услуг по предоставлению интернета и телефонии, были проведены по инициативе собственника помещений Санкт-Петербурга в лице Администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
Согласно Протоколам N1/ПО от 29.05.2013 и N2/ПО от 30.05.2013 при рассмотрении вопроса утверждения поставщиков услуг по предоставлению жителям многоквартирного дома интернета и телефонии, при наличии коммерческих предложений от двух операторов связи - ООО "Обит" и ООО "ВЕСТ-КОМ трейд", ООО "Обит" был утвержден поставщиком указанных услуг.
При этом Администрация Приморского района СПб и СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района" оставили без внимания указание в письме Комитета по строительству от 21.05.2013 N14-7086/13 в адрес Главы администрации Приморского района СПб и Директора СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района" об обеспечении доступа к собственному оборудованию и сетям связи ОАО "Ростелеком" в МКД.
Материалами дела NК10-13/14 также не подтверждена информация о приглашении по телефону операторов связи, в том числе ОАО "Ростелеком", на указанные собрания собственников.
Материалами дела NК10-13/14 подтверждено, что договор Управляющей компании с ООО "Обит" был приостановлен до решения общих собраний собственников.
Согласно Уведомлениям от 29.11.2013 о проведении 10.12.2013 и 11.12.2013 общих собраний собственников помещения в МКД указанные собрания, включающие вопрос об утверждении дополнительных поставщика услуг по предоставлению интернета и телефонии, были проведены по инициативе собственника помещений Санкт-Петербурга в лице Администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
Согласно Протоколам N2/ПО от 10.12.2013 и N2/ПО от 11.12.2013 при рассмотрении вопроса об утверждении дополнительных поставщиков услуг по предоставлению жителям многоквартирного дома интернета и телефонии ОАО "Ростелеком" был утвержден дополнительным поставщиком указанных услуг.
При возбуждении дела NК10-13/14 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Управление не располагало информацией о проведении общих собраний собственников, на которых ОАО "Ростелеком" был выбран в качестве дополнительного оператора связи для оказания услуг проживающим в МКД гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (п.2 указанной нормы закона), создание дискриминационных условий (п.8 указанной нормы закона).
В связи с тем, что при проведении по инициативе Администрации в мае 2013 года общих собраний собственников в МКД не была принята во внимание информация о наличии в МКД абонентов ОАО "Ростелеком" в действиях Администрации подтверждается нарушение п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
По информации ОАО "Ростелеком" (письмо от 16.04.2014 N0207/05/4721-14/к (вх.N7771 от 17.04.2014)) по состоянию на 01.04.2014 в указанных МКД было заключено соответственно 135 и 151 договор на оказание услуг связи.
ОАО "Ростелеком" подтвердило, что с момента проведения общих собраний в декабре 2013 года, ему была обеспечена возможность осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг электросвязи.
В настоящее время договор между ОАО "Ростелеком" и Управляющей компанией находится в стадии урегулирования разногласий по условиям договора.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном устранении Администрацией выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществления деятельности ОАО "Ростелеком" в многоквартирных домах по адресам: Санкт-Петербург, Мебельная ул., д.25, корп. 1 и Туристская ул., д.11, нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона РФ "О защите конкуренции", запрещающего ограничивающие конкуренцию действия.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, предписания не выдавать.
Председатель Комиссии Козлова О.А.
Члены Комиссии Мультановская В.В.
Ивашова Е.В.
Годизова А.А.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 августа 2014 г. N К10-13/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016