Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 17 марта 2015 г. N К06-13/15
Резолютивная часть решения объявлена "02" марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен "17" марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),
в присутствии: представителей по доверенности ООО "Росгосстрах" - заявитель по делу,
в отсутствии: представителя СПб ГУП "Ленсвет" - ответчика по делу, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, Комиссией было принято решение о рассмотрении дела в его отсутствии,
рассмотрев дело NК06-13/15 по признакам нарушения Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Ленсвет" (далее - СПб ГУП "Ленсвет", Заказчик) (местонахождение: 190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д.25, лит. А) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении критериев оценки заявок, создающих преимущества для одного участника рынка страховых услуг, на право заключения договора на оказание услуг по страхованию от несчастных случаев работников СПб ГУП "Ленсвет" в 2014-2016 годах, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу поступили обращения ООО "Росгосстрах" (вх. N25019 от 30.10.2014 о признаках возможного нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Ленсвет" (далее - СПб ГУП "Ленсвет") при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию от несчастных случаев работников СПб ГУП "Ленсвет" в 2014-2016 годах (извещение N 31401600950, далее - Закупка).
Из обращений ООО "Росгосстрах" следует, что 17.10.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) опубликовано Извещение N 31401600950 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию от несчастных случаев работников СПб ГУП "Ленсвет" в 2014-2016 годах (далее - Извещение), включая Документацию об открытом конкурсе в электронной форме (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках СПб ГУП "Ленсвет", утвержденное директором СПб ГУП "Ленсвет" от 01 октября 2013 года (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки были опубликованы общие сведения о закупке на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 31401613296, конкурсной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
||
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 401 820,00 руб. |
||
2. |
Дата публикации извещения Дата публикации текущей редакции извещения (по местному времени заказчика) |
14.10.2014 (МСК) 16.10.2014 (МСК) |
||
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
05.11.2014 в 12:00 (МСК) |
||
4 |
|
05.11.2014 в 12:00 (МСК) |
||
5. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
07.11.2014 в 12:00 (МСК) |
||
6 |
Дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика) |
11.11.2014 в 12:00 (МСК) |
||
7. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д.25 лит. А, каб. 311 |
В соответствии с подпунктом 10.1 пункта 10 Тома II Конкурсной документации оценка заявок признанных отвечающих требованиям Документации о закупке, производится на основе совокупности критериев с применением бальных методов по следующим критериям:
|
Критерии |
Порядок присвоения баллов |
|
Показатель по критерию "Цена договора" | |||
1 |
"Цена договора" |
Указан в п.10.2 |
|
Показатель по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса" | |||
1. |
Размер оплаченного уставного капитала (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год) |
Более 15 млрд. руб. |
100 |
От 10 млрд. руб. до 15 млрд. руб.(включительно) |
50 |
||
От 5млрд. руб. до 10 млрд. руб. (включительно) |
30 |
||
Менее 5 млрд. руб. |
0 |
||
2. |
Опыт работы на рынке страховых услуг |
Более 20 лет |
100 |
От 10 лет до 20 лет (включительно) |
50 |
||
От 5 лет. до 10 лет. (включительно) |
30 |
||
Менее 5 лет. |
0 |
||
3. |
Перечень клиентов компаний, численностью застрахованных более 200 человек в 2013 году. |
Более 30
|
100 |
От 10 до 30 (включительно |
50 |
||
От 2 до 10 (включительно) |
30 |
||
Менее 2-х |
0 |
||
4. |
Дополнительные услуги, предлагаемые участником: а) наличие персонального менеджера;
|
Предоставляются полностью |
100 |
б) наличие круглосуточной диспетчерской службы;
|
Предоставляются частично |
50 |
|
в) осуществление Страховщиком сбора недостающих медицинских документов при урегулировании убытков. |
Не предоставляются |
0 |
|
5. |
Объем страховых резервов (перестраховочная защита) (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год) |
Более 75 млрд. руб. |
100 |
От 35 до 75 млрд. руб. (включительно) |
50 |
||
От 10 до 35 млрд. руб. (включительно) |
30 |
||
Менее 10 млрд. руб. |
0 |
||
6. |
Рейтинг страховой организации-участника размещения заказа (подтверждается предоставлением копии свидетельства рейтингового агентства "национальное рейтинговое агентство" или "Эксперт РА") |
- А++ и ААА |
100 |
- А++ или ААА |
50 |
||
- А+ или АА
|
30 |
||
- ниже А+ или АА |
0 |
||
7. |
Размер собранной страховой премии по добровольному личному страхованию (подтверждается данными формы статистической отчетности N1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" за последний отчетный год) |
Более 25 млрд. руб. |
100 |
От 15 до 25 млрд. руб. |
50 |
||
От 5 до 15 млрд. руб. |
30 |
||
Менее 5млрд. руб. |
0 |
Суммарный балл по каждой оцениваемой заявке не должен превышать 1000 баллов.
Подпунктом 10.2. пункта 10 Тома II Конкурсной документации предусмотрена оценка предложений по цене договора, которая проводится путем сравнения финансовых предложений участников конкурса между собой. При этом предложение минимальной цены принимается за 300 баллов. Предложения с более высокими ценами рассчитываются в процентном отношении от оценки минимального предложения по формуле:
Оценка = Цена (min) / Цена заявки х 300.
Заявитель считает, что действия Организатора торгов в части установления критериев, указанных в пунктах 1, 5 и 7 раздела 10.1 Тома II Конкурсной документации, не соответствуют предмету закупки и заведомо ориентированы на единственного участника, имеющего наивысшие показатели по данным критериям.
Анализ открытых данных по итогам деятельности страховщиков за 2013 год, размещенных на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru, а именно таких критериев как "Объем страховых резервов (перестраховочная защита) (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год)", "Размер оплаченного уставного капитала (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год)", "Размер собранной страховой премии по добровольному личному страхованию" позволяет установить, что максимальному количеству баллов по совокупности критериев соответствует только одна страховая компания - ООО "СОГАЗ".
Сравнительная таблица по критерию "Объем страховых резервов (перестраховочная защита) (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год)":
Рэнкинг 12 мес 2013 г |
Название |
Страховые резервы 31.12.2013 г, тыс.руб. |
|
| |||
| |||
1 |
СОГАЗ |
87 977 960 |
|
2 |
РОСГОССТРАХ |
70 578 546 |
|
3 |
ИНГОССТРАХ |
69 176 816 |
|
4 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ |
39 301 416 |
|
5 |
СОГЛАСИЕ |
12 359 027 |
|
Сравнительная таблица по критерию "Размер оплаченного уставного капитала на момент подачи заявки":
Рэнкинг 12 мес 2013 г |
Название |
Уставный капитал 31.12.2013 г, тыс.руб. |
|
| |||
| |||
1 |
РОСГОССТРАХ |
8 113 434 |
|
2 |
СОГАЗ |
15 111 483 |
|
3 |
ИНГОССТРАХ |
2 500 000 |
|
4 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ |
3 100 000 |
|
5 |
СОГЛАСИЕ |
7 287 800 |
|
6 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ |
5 000 000 |
|
7 |
ВСК |
3 200 000 |
|
8 |
АЛЬЯНС |
5 861 220 |
|
9 |
ВТБ СТРАХОВАНИЕ |
5 500 000 |
|
10 |
РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ |
2 109 629 |
|
11 |
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ МСК |
16 100 000 |
|
12 |
УРАЛСИБ |
3 349 898 |
|
13 |
МАКС |
2 100 000 |
|
Сравнительная таблица по критерию "Размер собранной страховой премии по добровольному личному страхованию":
Рэнкинг 12 мес 2013 г |
Название |
Собранная страховая премия по личному страхованию, 31.12.2013 г, тыс.руб. |
|
| |||
| |||
1 |
РОСГОССТРАХ |
12 025 761 |
|
2 |
СОГАЗ |
26 642 023 |
|
3 |
ИНГОССТРАХ |
8 665 179 |
|
4 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ |
10 175 323 |
|
5 |
СОГЛАСИЕ |
5 593 912 |
|
6 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ |
8 068 124 |
|
7 |
ВСК |
7 685 504 |
|
8 |
АЛЬЯНС |
12 269 803 |
|
9 |
ВТБ СТРАХОВАНИЕ |
14 809 990 |
|
10 |
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ |
4 310 604 |
|
11 |
УРАЛСИБ |
2 379 574 |
|
12 |
МАКС |
2 113 761 |
|
Сравнительная таблица по критерию "Рейтинги финансовой устойчивости и надежности страховых компаний":
Рэнкинг 12 мес 2013 г |
Название |
"Национальное рейтинговое агентство" |
Рэйтинг "Эксперт РА" |
1 |
РОСГОССТРАХ |
ААА |
А++ |
2 |
СОГАЗ |
ААА |
А++ |
3 |
ИНГОССТРАХ |
не пролонгирован |
А++ |
4 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ |
ААА |
А++ |
5 |
СОГЛАСИЕ |
ААА |
А++ |
6 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ |
не пролонгирован |
А++ |
7 |
ВСК |
не пролонгирован |
А++ |
8 |
АЛЬЯНС |
не пролонгирован |
А++ |
9 |
ВТБ СТРАХОВАНИЕ |
не пролонгирован |
А++ |
10 |
РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ |
не пролонгирован |
А++ |
11 |
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ МСК |
не пролонгирован |
А+ |
12 |
УРАЛСИБ |
не пролонгирован |
А++ |
13 |
МАКС |
АА |
А++ |
Из приведенных выше сравнительных таблиц усматривается, что ООО "Росгосстрах" имеет возможность по критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" набрать максимально только 510 баллов, тогда как при подсчете того же критерия только ОАО "СОГАЗ" имеет возможность получить максимальное количество баллов равное 700.
При этом по общему количеству баллов по критериям "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" и "Цена контракта" ООО "Росгосстрах" может набрать не более 810 баллов.
На оспариваемые ООО "Росгосстрах" показатели (пунктов 1, 5 и 7 раздела 10.1 Тома II Конкурсной документации) приходится 300 баллов, а следовательно, спорные показатели имеют существенный вес при оценке заявок участников конкурса и приводят к ограничению конкуренции.
Данные критерии, с учетом существенной дифференциации присвоенных баллов при различных значениях показателей не позволяют ООО "Росгосстрах" и остальным участникам конкурировать, ограничивают количество участников закупки, так как ориентированы на узкий круг страховщиков.
Учитывая, что информация о данных по итогам деятельности страховщиков за 2013 год является открытой и размещена на сайте ЦБ РФ, можно сделать вывод, что Заказчик знал, что по таким критериям как "Объем страховых резервов (перестраховочная защита) (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год)", "Размер оплаченного уставного капитала (подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний отчетный год)", "Размер собранной страховой премии по добровольному личному страхованию" максимальное количество баллов будет только у одной страховой компании, а именно у ОАО "СОГАЗ".
Исходя из изложенного следует, что показатели (пунктов 1, 5 и 7 раздела 10.1 Тома II конкурсной документации), за которые участнику закупки может быть присвоено максимальное количество баллов, заведомо ориентированы на единственного участника имеющего наивысшие показатели по вышеуказанным критериям, а существенный перевес баллов при установлении градации не позволяет остальным участникам добросовестно конкурировать.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях СПб ГУП "Ленсвет" нарушение п. 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении критериев оценки заявок, создающих преимущества для одного участника рынка страховых услуг, которые привели к ограничению конкуренции при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию от несчастных случаев работников СПб ГУП "Ленсвет" в 2014-2016 годах.
2. Выдать СПб ГУП "Ленсвет" предписание о совершении впредь действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении закупок.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу NК06-13/15
17 марта 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 17 марта 2015 года по делу NК06-13/15 о нарушении Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Ленсвет" (далее - СПб ГУП "Ленсвет") (190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д.25, лит.А) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. СПб ГУП "Ленсвет" с момента получения настоящего предписания не допускать действия, направленные на ограничение конкуренции в виде создания участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запроса котировок, запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств КАСКО и обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
2. В качестве доказательства исполнения настоящего предписания до 30 марта 2016 года СПб ГУП "Ленсвет" представить в Санкт-Петербургское УФАС России сведения о заключенных договорах на право заключения договоров на оказание услуг по страхованию от несчастных случаев работников СПб ГУП "Ленсвет".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 марта 2015 г. N К06-13/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016