Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 25 марта 2015 г. N 1525/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления; Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческая библиотека имени Б.С. Романова Валдайского муниципального района" - Емельяновой Елены Викторовны (находящейся в должности директора);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "РемСтройПрогресс" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "РемСтройПрогресс" (173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова, д. 6, к. 2, кв. 63; далее - ООО "РемСтройПрогресс") на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческая библиотека имени Б.С. Романова Валдайского муниципального района" (175400, Новгородская область, г. Валдай, пр. Комсомольский, д. 20; далее - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова") при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по косметическому ремонту помещений МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова", извещение N 0350300007815000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 05.03.2015, установила:
19.03.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника закупки - ООО "РемСтройПрогресс" на действия заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по косметическому ремонту помещений МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова", извещение N 0350300007815000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.03.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
05.03.2015 в 15 часов 53 минут Заказчик разместил на официальном сайте извещение N 0350300007815000001 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по косметическому ремонту помещений МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова".
Податель Жалобы считает, что в Документации о рассматриваемом электронном аукционе (далее - Документация) Заказчиком допущено нарушение законодательства о контрактной системе, а именно не установлен срок оплаты товара, работы или услуги.
Кроме того, ООО "РемСтройПрогресс" обращает внимание на установленные в Документации требования к содержанию первой части заявки, в соответствии с которыми первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работы или оказание услуги, а также сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.
Вместе с тем, в Документации не установлены функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Также Документация и Извещение о проведении рассматриваемой закупке (далее - Извещение) содержат противоречащие друг другу сведения относительно обеспечения заявки. В Извещении обеспечение заявки установлено в размере 21 091 рубль 78 копеек. В то же время в Документации содержится информация об обеспечении заявки в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 109 178, 00 рублей.
Учитывая вышеизложенное, ООО "РемСтройПрогресс" просит выдать предписание об устранении Заказчиком допущенные нарушения законодательства о контрактной системе.
Заказчик - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" - считает Жалобу необоснованной по следующим причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 35 от 24.03.2015).
Из возражений на Жалобу следует, что Заказчик подразумевал осуществить денежный расчет с исполнителем в течение одного рабочего дня или же в тот же день после подписания акта сдачи работ.
В отношении сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки Заказчик сообщает, что данные сведения установлены в локальной смете и дефектной ведомости.
Противоречащие друг другу сведения относительно обеспечения заявки возникли в результате технической ошибки.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" поддержал письменные возражения в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. Документация утверждена работником контрактной службы, являющимся в то же время директором заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" Емельяновой Е.В. 05.03.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 34 закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проанализировав содержание Документации, Комиссия приходит к выводу, что информация о сроках оплаты содержится только в пункте 3.2 Проекта контракта, в соответствии с которым оплата по контракту осуществляется безналичным путем, в пределах локальной сметы, расчет осуществляется после подписания акта сдачи-приемки.
Вышеуказанное положение Проекта контракта не может считаться надлежащим указанием сроков оплаты по результатам выполненных работ, вследствие отсутствия в Документации однозначной информации о конкретных временных промежутках, в течение или до которых производится оплата.
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" содержится нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона сведений о сроках оплаты товара, работы или услуги.
Следовательно, в данной части Жалобы является обоснованной.
2. В соответствии с пунктом 4 Информационной карты предметом рассматриваемой закупки является косметический ремонт второго этажа: кабинет директора, методический отдел, коридор, сектор краеведения, туалет, отдел комплектования и обработки, читальный зал, запасник, литературная гостиная.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пункт 13.2 части 13 Документации полностью включает в себя часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, без учета особенностей предмета контракта.
Согласно пункту 16 Информационной карты первая часть заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе должна содержать:
- согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, поставку товара;
- сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.
Таким образом, Документация и Информационная карта содержат противоречивые сведения о составе первых частей заявок участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенное, исходя из особенности предмета рассматриваемой закупки (выполнение работ с использованием товара), заказчик обязан установить в документации об электронном аукционе показатели материалов, используемых для выполнения работ.
В свою очередь, участник закупки в первой части своей заявки должен предоставить конкретные показатели данных товаров.
Однако, в разделе ХII "Техническая часть документации" Документации отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Присутствующие в локальной смете N 1 указания на материалы (краски водно-дисперсионные акрилатные ВД-АК-111, олифа комбинированная ОКСОЛЬ и т.д.) не отвечают требованиям законодательства о контрактной системе об установлении в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристики объекта закупки.
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" содержатся нарушения части 2 статьи 33 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к составу первой части заявки участников рассматриваемого электронного аукциона.
3. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Из информации, содержащейся в Извещении следует, что размер обеспечения заявок составляет 21 091, 78 (двадцать одна тысяча девяносто один рубль семьдесят восемь копеек) рублей.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 Информационной карты начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 109 178, 00 (два миллиона сто девять тысяч сто семьдесят восемь) рублей.
Согласно пункту 17 Информационной карты обеспечение заявки составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, согласно Документации участники закупки должны предоставить обеспечение заявки в размере 105 458, 90 (сто пять тысяч четыреста пятьдесят восемь рублей девяносто копеек) рублей.
Таким образом, сопоставив сведения, содержащиеся в Извещении и в Документации, участникам закупки невозможно достоверно определить в каком именно размере необходимо предоставить обеспечение заявки, в то время как законодательством о контрактной системе установлено, что информация в Документации должна быть тождественна Извещению. В нарушение данного требования Заказчик установил в Документации и Извещении противоречивые сведения относительно размера обеспечения заявок.
Следовательно, в действиях заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" содержится нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а Жалоба является обоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки в результате которой установлено следующее.
1. Пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе правомочность участника закупки заключать контракт.
Аналогичное требование, предъявляемое к участникам закупки, содержится в подпункте 2 пункта 5.2 раздела 5 Документации, а также в подпункте 2 пункта 10 Информационной карты.
В соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 04.06.2014 N 140-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона на официальном сайте (05.03.2015), требование о правомочности участника закупки заключать контракт законодательством о контрактной системе не установлено.
Однако, в Документации данное требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении участниками закупки документов (или копий документов), подтверждающих правомочность заключать контракт, содержится.
Таким образом, заказчик - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установил требования к участникам закупок, непредусмотренные законодательством о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Заказчиком - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе определен объект рассматриваемой закупки - косметический ремонт помещений второго этажа: кабинет директора, методический отдел, коридор, сектор краеведения, туалет, отдел комплектования и обработки, читальный зал, запасник, литературная гостиная (пункт 4 Информационной карты). Работы должны быть выполнены в соответствии с проектом контракта и условиями, указанными в разделе ХII "Техническая часть документации" (дефектная ведомость, проектно-сметная документация).
Кроме того, для определения начальной (максимальной) цены контракта Заказчик использовал проектно-сметный метод.
Таким образом, сметный расчет в данном случае не только обосновывает начальную (максимальную) цену государственного контракта, но и определяет виды и объемы работ, являющихся объектом закупки, и условия их исполнения.
В локальной смете N 1 заказчиком - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" установлен перечень товаров, используемых при выполнении работ с указанием на товарный знак:
"3.1. Грунтовка "Бетоконтакт", КНАУФ;
10.1. Смесь штукатурная "Ротбанд", КНАУФ;
20.1 Огнезащитный лак "Стабитерм 107";
и т.д."
Следовательно, в локальной смете N 1, на которую присутствует ссылка в разделе XII Документации "Техническая часть документации", указаны товарные знаки, используемых для выполнения работ товаров грунтовка "Бетоконтакт", смесь штукатурная "Ротбанд", Огнезащитный лак "Стабитерм 107" конкретных производителей (компания Knauf Gips KG, ООО НПФ "Лаборатория огнезащиты").
При этом, указанные в Документации товарные знаки "Бетоконтакт", "Ротбанд" и "Стабитерм 107" словами "или эквивалент" не сопровождаются.
В данном случае, с учетом специфики объекта закупки у заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" имелась возможность установить наименование требуемого материала и выполняемых работ без указания исключительно на определенный товарный знак.
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова" содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в использование в Документации об электронном аукционе товарных знаков ("Бетоконтакт", "Ротбанд" и "Стабитерм 107" и т.д.) без указания слов "или эквивалент".
Вместе с тем, при принятии решения о выдаче предписания об устранении допущенных нарушении, Комиссия учитывает то обстоятельство, что действия аукционной комиссии государственного заказчика не привели к ограничению количества участников электронного аукциона.
Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "РемСтройПрогресс" (173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческая библиотека имени Б.С. Романова Валдайского муниципального района" (175400, Новгородская область, г. Валдай, пр. Комсомольский, д. 20; далее - МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова") при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по косметическому ремонту помещений МБУК "Межпоселенческая библиотека им. Б.С. Романова", извещение N 0350300007815000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.03.2015, обоснованной.
Признать в действиях заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческая библиотека имени Б.С. Романова Валдайского муниципального района" нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 13 статьи 34, части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Выдать заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Межпоселенческая библиотека имени Б.С. Романова Валдайского муниципального района" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческая библиотека имени Б.С. Романова Валдайского муниципального района".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Руднева
Д.А. Раскоснов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 25 марта 2015 г. N 1525/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016