Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 7548-05 (опубликовано 8 ноября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 9125/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Мозаика-РИЦ" N 30 (180) от 01.08.2012 рекламы детского сока торговой марки "Фрутоняня", содержащей признаки нарушения ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - закрытого акционерного общества "ГУЛЛИВЕР" (далее - ЗАО "Гулливер"), расположенного по адресу: 432035, г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, д. 58, - <Т_> (доверенность от 01.11.2011, паспорт);
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Редакционно-Издательский Центр "Мозаика" (далее - ООО "РИЦ "Мозаика"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 112А, - <Щ_> (доверенность от 01.11.2011, паспорт), установила:
По результатам рассмотрения обращения физического лица Ульяновским УФАС России определением от 03.10.2012 по факту распространения рекламы детского сока торговой марки "Фрутоняня", размещенной в газете "Мозаика-РИЦ" N 30 (180) от 01.08.2012, возбуждено дело N 9125/05-2012 по признакам нарушения ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ЗАО "Гулливер", в качестве заинтересованного лица - ООО "РИЦ "Мозаика", учредитель и издатель газеты "Мозаика-РИЦ". Рассмотрение дела назначено на 24.10.2012.
Представителем ЗАО "Гулливер" на рассмотрении дела 24.10.2012, а также в письменных пояснения общества (исх. N 387/1 от 21.10.2012, вх. N 9284 от 24.10.2012) сообщено, что нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" допущено по вине должностного лица ЗАО "Гулливер" - <С_> которая согласовала оригинал-макет рекламы детского питания без указания в ней информации о возрастных ограничениях продукта и предупреждения о необходимости консультаций специалистов, нарушив тем самым законодательство Российской Федерации о рекламе и свои должностные обязанности.
В письменных пояснениях ООО "РИЦ "Мозаика" (N 43 от 16.10.2012, вх. N 9115 от 17.10.2012), а также представителем общества на рассмотрении дела 24.10.2012 пояснено, что ЗАО "Гулливер" обратилось в общество с ограниченной ответственностью "Информационно-рекламное агентство "Мозаика" (далее - ООО "ИРА "Мозаика") с заказом на размещение рекламы в газете "Мозаика" 01 и 03 августа 2012 года. От заказчика по электронной почте поступил готовый макет рекламы, который в неизменном виде был опубликован в газете. После публикации реклама была оплачена, сторонами подписан акт выполненных работ.
Исследовав материалы дела N 9125/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу детского сока торговой марки "Фрутоняня", размещенную в газете "Мозаика-РИЦ" N 30 (180) от 01.08.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. <А_> (вх. N 146/ог от 03.09.2012), который не дал письменного согласия на распространение своих персональных данных, о распространении в газете "Мозаика-РИЦ" N 30 (180) от 01.08.2012 на странице 9 рекламы детского питания, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (служебная записка N 672 от 03.10.2012).
Из обращения следует, что в указанной газете размещена реклама под общим названием "Море выгодных покупок", сообщающая о реализации в магазинах торговой сети "Гулливер" в период с 01.08.2012 по 15.08.2012 ряда товаров по сниженным ценам. В частности, в указанный период осуществлялась реализация детского сока из груши осветленный торговой марки "Фрутоняня" (0,2 л.) по цене 15 рублей 80 копеек. Однако в рекламе отсутствуют сведения о возрастных ограничениях применения такого продукта и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
Деятельность магазинов торговой сети "Гулливер" осуществляет ЗАО "Гулливер".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о реализации в период с 01.08.2012 по 15.08.2012 в магазинах торговой сети "Гулливер" детского сока из груши осветленного торговой марки "Фрутоняня" (0,2 л.) по сниженной цене, размещенная в газете "Мозаика-РИЦ" N 30 (180) от 01.08.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - ЗАО "Гулливер", магазинам общества, проводимой акции, товарам, реализуемым в магазинах торговой сети "Гулливер" в период проведения акции, в частности, детскому соку торговой марки "Фрутоняня".
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
Однако в нарушение указанной нормы закона реклама детского сока из груши осветленного торговой марки "Фрутоняня" (объемом 0,2 л.), рекомендованного к употреблению детям в возрасте от 3 месяцев, не содержит сведений о возрастных ограничениях применения продукта и предупреждения о необходимости консультаций специалистов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 25 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела N 9125/05-2012 Комиссией установлено, что между ЗАО "Гулливер" и ООО "ИРА "Мозаика" (агентом ООО "РИЦ "Мозаика") заключен договор N 201-11р от 01.02.2011 на информационно-консультационное, рекламное обслуживание. В рамках указанного договора ЗАО "Гулливер" заказало размещение рекламы в газете "Мозаика" в выпусках от 01.08.2012 и 03.08.2012. Оригинал-макет рекламы согласован должностным лицом ЗАО "Гулливер". После опубликования рассматриваемой рекламы услуги ООО "ИРА "Мозаика" оплачены ЗАО "Гулливер" в полном объеме (платежное поручение N 18491 от 17.08.2012), сторонами подписан акт выполненных работ N 002927 от 03.08.2012, согласно которому заказчик (ЗАО "Гулливер") претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Учитывая изложенное, рекламодателем в данном случае является ЗАО "Гулливер".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Реклама акции "Море выгодных покупок" носила временный характер, то есть была актуальна в определённый период времени, и имела своей целью информирование потребителей о снижении цен на определённый перечень товаров с 01.08.2012 по 15.08.2012 в магазинах торговой сети "Гулливер", следовательно, распространение рекламы на момент принятия решения прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Море выгодных покупок" ЗАО "Гулливер", размещенную в газете "Мозаика-РИЦ" N 36 (180) от 01.08.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушении законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01.11.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Н.В. Курчангина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7548-05 (опубликовано 8 ноября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016