Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 25 марта 2015 г. N 2-03/05-2015
Резолютивная часть решения объявлена "11" марта 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме "25" марта 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
при участии:
со стороны МУП "Теплоснабжение":
<_>
со стороны заявителя: <_>
со стороны Администрации г. Сурска Городищенского района Пензенской области:
<_>
рассмотрев дело N 2-03/05-2015 по признакам нарушения МУП "Теплоснабжение" (ИНН 5812901262, Пензенская область, Городищенский район, г. Сурск, ул. Пионерская, д. 11а) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение <_> по вопросу нарушения порядка ценообразования на услуги по вывозу твердых бытовых отходов в отношении МУП "Теплоснабжение".
Приказом от 13.02.2015 г. N 28 Пензенским УФАС России возбуждено дело N2-03/05-2015 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП "Теплоснабжение" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц.
Определением от 12.02.2015 г. дело N 2-03/05-2015 назначено к рассмотрению на 25.02.2015 г.
В Пензенское УФАС России поступило ходатайство МУП "Теплоснабжение" от 20.02.2015 N39 об отложении рассмотрения дела N2-03/05-2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрев указанное ходатайство, комиссия единогласно приняла решение о его удовлетворении.
Определением от 27.02.2015 дело N2-03/05-2015 назначено к рассмотрению на 11.03.2015 г.
На заседании комиссии заявитель поддержал свою позицию, изложенную в обращении от 21.11.2014 г., пояснив, что с октября 2014 г. МУП "Теплоснабжение" повысил тарифы на вывоз ТБО с 19,87 руб./чел. До 31,9 руб./чел. Указанное повышение заявитель считает необоснованным и ущемляющим его интересы.
Представитель МУП "Теплоснабжение" поддержал свою позицию, изложенную в письменных пояснениях от 24.02.2015 N 46, сообщив что предприятие оказывает на территории г. Сурск услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Плата за оказанные услуги утверждается приказами директора предприятия. До октября размер платы составлял 19,87 руб./чел. Приказом руководителя МУП "Теплоснабжение" N 39 от 11.09.2014 г. размер платы установлен в размере 31,9 руб./чел. Информация об изменении тарифа на сбор и вывоз ТБО была опубликована в информационном бюллетене комитета местного самоуправления г. Сурска Городищенского района Пензенской области от 11.09.2014 г. N 34. Кроме того, представитель сообщил о том, что предприятие обратилось в органы местного самоуправления с заявлением об утверждением тарифа на услугу по сбору и вывозу ТБО.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Согласно представленной информации МУП "Теплоснабжение" оказывает услуги по сбору и вывозу ТБО на территории г. Сурск Городищенского района Пензенской области.
Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г. Сурска Городищенского района Пензенской области за 2014 год.
По результатам проведенного анализа установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Теплоснабжение" занимает доминирующее на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г. Сурска Городищенского района Пензенской области.
Предприятие при осуществлении деятельности заключает с потребителями договоры на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО.
Согласно договору МУП "Теплоснабжение" обязуется вывезти и разместить на обслуживаемом им полигоне для ТБО образуемые в процессе деятельности заказчика отходы, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Стоимость данных услуг определяется МУП "Теплоснабжение" самостоятельно и утверждается приказом директором предприятия.
Приказом предприятия от 11.09.2014 г. N 39 с 11.10.2014 г. утвержден тариф на сбор и вывоз ТБО в размере:
- 255, 23 руб. за 1 куб.м.
- 31, 90 руб. с одного человека.
До 11.10.2014 г. размер платы за услуги по сбору и вывозу ТБО составлял 19,87 руб./чел.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно пункту 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Статья 37 ЖК РФ определяет долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения.
В силу части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, т.е. на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.
Таким образом, плата за содержание общего имущества МКД, в том числе за сбор и вывоз ТБО, рассчитывается соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество, т.е. из расчета на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, тарифы на услуги, оказываемые МУП "Теплоснабжение", в том числе на услуги по сбору и вывозу ТБО, должны быть утверждены органом местного самоуправления.
Вместе с тем, тарифы на услуги МУП "Теплоснабжение" по сбору и вывозу ТБО органом местного самоуправления не утверждались.
Документы, свидетельствующие о том, что МУП "Теплоснабжение" обратилось в органы местного самоуправления с заявлением об утверждении тарифа на услуги по сбору и вывозу ТБО, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Действия МУП "Теплоснабжение" по взиманию с потребителей платы за услуги по сбору и вывозу ТБО по тарифам, утвержденным самостоятельно и с нарушением установленных нормативно правовых актов, нарушают установленный законодательством Российской Федерации порядок ценообразования и влекут (могут повлечь) ущемление интересов потребителей услуг по сбору и вывозу ТБО, вынужденных нести необоснованные затраты оплачивая данные услуги по тарифам, которые установлены с нарушением действующего законодательства и, следовательно, экономически не обоснованы.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП "Теплоснабжение", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия МУП "Теплоснабжение" (Пензенская область, Городищенский район, г. Сурск, ул. Пионерская, д. 11а), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУП "Теплоснабжение" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 25 марта 2015 г. N 2-03/05-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016