Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 27 марта 2015 г. N 863-ФАС52-03/14
Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
<_>
с участием:
- <_> - <_> - <_>
- <_>
- <_>
- <_> |
- - -
-
-
- |
заявителя; представителя заявителя; представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по доверенности от 05.12.2014 б/н; представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по доверенности от 22.12.2014 б/н; представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по доверенности от 22.12.2014 б/н; представителя ОАО "Нижегородская сбытовая компания" по доверенности N 90 от 30.12.2014, -
|
рассмотрев дело N863-ФАС52-03/14 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "МРСК Центра и Приволжья" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) и открытым акционерным обществом "Нижегородская сбытовая компания" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д.3В, ИНН 5260148520) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление <_> (далее также - <_> заявитель) на действия производственного отделения "Южные электрические сети" филиала "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" Вачское РЭС (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья"), выразившиеся в отказе определить установленный на фасаде жилого здания заявителя прибор учета в качестве расчетного.
По итогам рассмотрения заявления в отношении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" Управлением возбужденно дело N863-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ N243 от 28.07.2014). Определением об отложении рассмотрения дела N 863-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства и продлении срока его рассмотрения от 31.10.2014 N ЮГ-03/3389 к участию в деле, помимо ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и Орловой Н.М., привлечено в качестве заинтересованного лица открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания" (далее также - ОАО "Нижегородская сбытовая компания", сбытовая организация).
Определением об отложении рассмотрения дела N 863-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства и продлении срока его рассмотрения от 21.01.2015 N ЮГ-03/173 ОАО "Нижегородская сбытовая компания" привлечено к рассмотрению дела в качестве ответчика.
Заявитель, на заседании комиссии, состоявшемся 18.03.2015, поддержал доводы, изложенные в заявлении в антимонопольный орган и пояснил, что по состоянию на февраль 2015 года расчет за потребленную электрическую энергию ведется по счетчику, установленному на опоре N 24 (N 1109132251), показания с данного прибора учета электрической энергии ежемесячно снимаются представителем ОАО "МРСК Центра и Приволжья". При этом показания с прибора учета, установленного на фасаде дома (N16835847), которые заявитель ежемесячно передает в ОАО "Нижегородская сбытовая компания", не учитываются, что подтверждается квитанциями на оплату электрической энергии, выставляемой сбытовой организацией. Кроме того, заявитель отметил, что на заявление о введении прибора учета электрической энергии, вновь установленного на фасаде жилого дома взамен неисправного прибора учета, в эксплуатацию от 26.03.2014 в адрес сбытовой организации, ОАО "Нижегородская сбытовая компания" не отреагировало, в назначенное в заявлении дату и время не явилось, новую дату и время опломбирования и введения счетчика в эксплуатацию не назначило.
На заседании комиссии, состоявшемся 18.03.2015, представитель ОАО "МРСК Центра и Приволжья" поддержал доводы, изложенные в письмах от 24.04.2014 N 61-8/91 и 02.12.2014 N 61-8/298, направленных в Управление, и пояснил, что прибор учета, установленный на опоре N 24 (N 1109132251) и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией 26.02.2014, является расчётным в силу пунктов 144 и 156 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения).
Представитель ОАО "Нижегородская сбытовая компания" на заседании комиссии поддержал доводы, изложенные в письменной позиции по делу от 10.03.2015 N 398/15, направленной в Управление, и пояснил, что ОАО "Нижегородская сбытовая компания" считает прибор учета, установленный на опоре N 24 (N 1109132251), расчетным в силу пунктов 144 и 156 Основных положений, поэтому расчет потребленной электрической энергии ведется именно по нему. Кроме того, представитель сбытовой организации пояснил, что в мероприятии по введению прибора учета (N16835847), установленного на фасаде дома, по заявлению <_> от 26.03.2014 представитель ОАО "Нижегородская сбытовая компания" участия не принимал, другие дата и время назначены не были.
По результатам исследования материалов дела в их достаточности и взаимосвязи для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Установлено, что 07.11.2012 между <_> и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" заключен договор N 1267-12 - юж об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: <_> Приложением N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств N 1267-12-юж от 07.11.2012 являются технические условия для присоединения к электрическим сетям (увеличение присоединенной мощности) N 55-297-6/7-1411 (далее - технический условия), в соответствии с которыми на заявителя возложены следующие обязательства:
- Электроснабжение жилого дома выполнить от существующего источника электроснабжения;
- Расчетный учет: на границе балансовой принадлежности объекта установить щит учета со счетчиком (380В) с классом точности не ниже 2,0;
Схему и место установки расчетного учета электроэнергии согласовать с Вачским РЭС ПО "ЮЭС".
- Монтаж ВРУ - 0,4 кВ на вводе объекта в соответствии с требованиями ПУЭ. ВРУ-0,4 кВ должно иметь повторное заземление и вводной автомат, обеспечивающий требуемое время автоматического отключения питания, УЗО и защиту от перенапряжения;
- На устанавливаемое электрооборудование (материалы) должны иметься сертификаты, иные документы, подтверждающие его соответствие нормативно - технической документации и требованиям изготовителя;
- После проведения строительно - монтажных и наладочных работ предъявить при-соединяемую электроустановку уполномоченному представителю ПО "Южные электрические сети" филиала "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для осмотра;
- Мероприятия по реализации технических условий исполнить в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
26.12.2012 заявителю ОАО "МРСК Центра и Приволжья" выдало справку о готовности узла учета электроэнергии, из которой следует, что на границе балансовой принадлежности (на фасаде жилого дома) установлен счетчик Меркурий 230 АМ-02 с заводским номером 13642965.
29.12.2012 между заявителем и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" подписан акт на замену электросчетчика, из которого следует, что счетчик Меркурий 230 АМ-02 с заводским номером 13642965 принят в эксплуатацию. В мероприятии принимали участие представители ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и <_> представители сбытовой организации не присутствовали.
12.02.2013 между заявителем и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" подписаны акт N 222 технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго", акт N 222 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт N 222 разграничения эксплуатационной ответственности.
Начиная с февраля 2013 года между <_> и ОАО "Нижегородская сбытовая компания" исполнялся договор энергоснабжения, в письменном виде не оформленный; для взаиморасчетов с заявителем открыт лицевой счет N 0560191260, до 26.02.2014 начисление платы происходило по прибору учета, установленному на фасаде жилого дома (N 13642965).
19.02.2014 по результатам внеплановой проверки ОАО "МРСК Центра и Приволжья" составлен акт проверки средств учета электроэнергии, из которого следует, что прибор учета Меркурий 230 АМ-02 с заводским номером 13642965 не соответствует требованиям нормативно - технической документации, поскольку нарушены знаки визуального контроля на вводном автомате. <_> рекомендовано произвести внеочередную проверку прибора учета. В ту же дату (19.02.2014) составлен акт нарушения N 13-55-527/083. В мероприятии принимали участие представители ОАО "МРСК Центра и Приволжья" <_> (от подписи отказалась), в качестве свидетелей присутствовали <_> (<_>) и <_> (<_>), представители ОАО "Нижегородская сбытовая компания" в проверочном мероприятии не участвовали.
26.02.2014 прибор учета Меркурий 230 АМ-02 с заводским номером 13642965 с согласия владельцев демонтирован ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для проведения технической экспертизы на заводе изготовителе. На время проведения технической экспертизы расчет потребленной электрической энергии производился по контрольному узлу учета, установленному на опоре линии электропередачи, который принят в эксплуатацию актом допуска прибора учета электроэнергии от 26.02.2014.
Из акта проверки счетчика электрической энергии (Меркурий 230 АМ-02 с заводским номером 13642965) N 1 от 06.03.2014 следует, что данный счетчик к дальнейшей эксплуатации не допускается и подлежит замене в связи с заводским браком.
10.03.2014 заявитель установил новый счетчик Меркурий 230 АМ-2 с заводским номером N 16835847 на фасаде жилого дома (в месте расположения неиправного прибора учета) и обратился 26.03.2014 с заявлением в адрес ОАО "Нижегородская сбытовая компания" с просьбой принять данный прибор в эксплуатацию в качестве расчетного. В частности, в заявлении указано, что 10.03.2014 заявителем произведена установка электросчетчика; ранее представителями сетевой организацией был демонтирован исправный расчетный электросчетчик N 13642965 Меркурий -230-АМ-2 с показаниями 004766 и временно установлен контрольный прибор учета. Из заявления следует, что Орлова Н.М. обращается к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" как к исполнителю по договору энергоснабжения по вопросу введения в эксплуатацию нового расчетного прибора учета и предлагает провести процедуру ввода в эксплуатацию 8 апреля 2014 года с 9.00 до 14.00. Дополнительно сообщено, что электросчетчик N 1683847 Меркурий -230-АМ-2 установлен с показаниями счетчика 000001, срок поверки 2013, межповерочный интервал 10 лет. На дату подачи заявки показания нового прибора учета составляли 000677, показания контрольного прибора учета составляют 001849,18. К заявлению приложены копия заявления в филиал "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 26.03.2014 и копия паспорта на новый прибор учета. Аналогичное по содержанию заявление о введении прибора учета N 1683847 в эксплуатацию в качестве расчетного Орлова Н.М. направила в ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
08.04.2014 ОАО "МРСК Центра и Приволжья" составлен акт допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию, в соответствии с которым счетчик Меркурий 230 АМО-2 с заводским номером 16835847, установленный на фасаде жилого дома взамен неисправного прибора учета, принят в эксплуатацию в качестве контрольного. При этом из акта следует, что расчетный прибор учета установлен на опоре ВЛ N 24 (N13642965). В процессе допуска прибора учета в эксплуатацию представители исполнителя коммунальной услуги не присутствовали, собственник энергопринимающего оборудования от подписи отказался, на мероприятии также присутствовали в качестве свидетелей <_> (<_>) и <_> (<_>).
Установлено, что ежемесячно <_> передает показания прибора учета электрической энергии, установленного на фасаде жилого дома (N 16835847) исполнителю коммунальной услуги (ОАО "Нижегородская сбытовая компания"), опуская в ящик для приема показаний прибора учета на абонентском пункте ОАО "Нижегородская сбытовая компания" по адресу: пгт. Вача, улица Больничная, дом 4.
В то же время, ОАО "Нижегородская сбытовая компания", не учитывая показания, передаваемые заявителем, производит расчеты за потребленную электрическую энергию по показаниям, снимаемым представителями ОАО "МРКС Центра и Приволжья" с прибора учета электрической энергии, установленного на опоре линии электропередачи N 24. Из счетов за потребленную электрическую энергию, предоставленных <_> в материалы дела, следует, что расчет платы за электрическую энергию происходит по показаниям прибора учета, установленного на опоре линии электропередачи N 24 (1109132251). Счета, выставляемые ОАО "Нижегородская сбытовая компания" <_> оплачиваются своевременно.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ОАО "МРСК Центра и Приволжья" принимало в эксплуатацию приборы учета электрической энергии <_> (акты от 29.12.2012, 26.02.2014 и 08.04.2014), осуществляло контрольные мероприятия по проверке приборов учета, снимало показания прибора учета и передавало их гарантирующему поставщику для проведения взаиморасчетов.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" полагает, что право на совершение перечисленных выше действий предоставлено сетевой организации пунктами 144 и 156 Основных положений.
Согласно пункту 144 Основных положений, устанавливающих правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Если приборы учета расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета): в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче.
В то же время специальным актом, регулирующим отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, выступают Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Вышеназванные правила устанавливают права и обязанности исполнителей коммунальных услуг и собственников (пользователей) жилых помещений, в том числе порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
По правилам пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки собственника жилого помещения.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пункту 81(14) ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
При этом абзацем 10 пункта 152 Основных положений закреплено, что допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в жилом доме, производится исполнителем коммунальной услуги; сетевая организация таким правом в отношении потребителей коммунальной услуги в жилом доме не обладает. Как следствие, действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по введению в эксплуатацию приборов учета Орловой Н.М. совершены без учета положений абзаца 10 пункта 152 Основных положений, пунктов 81, 81 (84) Правил предоставления коммунальных услуг и не могут порождать каких - либо правовых последствий для "бытовых" потребителей (собственников жилых домов). Таким образом, акты допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию от 29.12.2012, 26.02.2014 и 08.04.2014, составленные ОАО "МРСК Центра и Приволжья", не имеют на кого - либо юридического значения.
В соответствии с пунктом 82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно вышеприведенным положениям Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по проведению проверки состояния приборов учета возложена исключительно на исполнителя коммунальных услуг. При этом действующее законодательство не наделяет правом совершения указанных действий иных лиц, в том числе и сетевые организации. В материалах дела также не имеется документов, свидетельствовавших бы о том, что ОАО "Нижегородская сбытовая компания" наделило ОАО "МРСК Центра и Приволжья" полномочиями по проверке состояния приборов учета потребителей электрической энергии.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, проверка состояния прибора учета <_> инициирована именно ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в отсутствие на то правовых оснований. Вследствие изложенного действия сетевой организации, выразившиеся в проверке состояния прибора учета электрической энергии и составлении акта проверки средств учета электроэнергии от 19.02.2014 и акта проверки средств учета электроэнергии от 26.02.2014, необходимо рассматривать как пне основанные на законе.
Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что раздел VII Правил предоставления коммунальных услуг, устанавливающий порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, не предусматривает возможности установления контрольного прибора учета, равно как и не предусматривает возможности произведения взаиморасчетов за потребленную энергию по контрольному прибору учета электрической энергии в случае неисправности расчетного прибора учета.
Напротив, согласно подпункту "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечению указанного в подпункте "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, акт проверки средств учета электроэнергии от 26.02.2014, в котором отражено, что на время проведения технической экспертизы расчет потребленной электрической энергии будет выполнен по контрольному узлу учета, установленному на границе балансовой принадлежности, противоречит пунктам 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг.
На основании изложенного комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в части введения в эксплуатацию прибора учета электрической энергии у <_> проверка состояния указанного прибора учета, установление контрольного прибора учета, снятие показаний прибора учета и направление их исполнителю коммунальной услуги для начисления платы противоречат требованиям действующего законодательства.
В то же время, анализируя действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" с позиции их соответствия антимонопольному законодательству, комиссия Нижегородского УФАС России учитывает следующее.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, под которым понимается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", к которым от-носятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электро-сетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Начиная с 01.01.2008 на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 N49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Центра и Приволжья", имеющим статус "котлодержателя".
Согласно пункту 27 Основных положений электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
По смыслу пункта 33 Основных положений гарантирующий поставщик заключает с гражданами договоры энергоснабжения.
Как определено в пункте 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик в порядке пункта 28 Основных положений обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В пункте 30 Основных положений определяется, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, при оказании услуг по передаче электрической энергии в рамках договоров энергоснабжения ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не состоит в договорных отношениях с потребителем и не несет перед ним ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.
В рассматриваемом комиссией Нижегородского УФАС России случае речь идет о нарушениях при оказании потребителям коммунальной услуги энергоснабжения на соответствующем товарном рынке, участником которого сетевая организация не является. При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не могут нарушать запрет на злоупотребление доминирующем положением на рынке.
По правилам пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Следовательно, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 863-ФАС52-03/14 в отношении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" подлежит прекращению.
С другой стороны ОАО "Нижегородская сбытовая компания" включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "электрическая энергия" с долей более 50 процентов в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО "Нижегородская сбытовая компания" как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области (приказ Нижегородского УФАС России от 13.10.2005 N133 (с изменениями, внесенными приказом от 20.09.2007 N193).
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 30.06.2008 N30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Нижегородская сбытовая компания" занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО "Нижегородская сбытовая компания" как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области, в том числе и при оказании коммунальных услуг энергоснабжения владельцам жилых домов. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.
При этом в рассматриваемой ситуации ОАО "Нижегородская сбытовая компания", оказывая <_> коммунальную услугу энергоснабжения, допущены следующие действия, противоречащие в том числе Правилам оказания коммунальных услуг.
Как указывалось ранее, согласно подпункту "а" пункта 59 Правил оказания коммунальных услуг в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию прибора учета до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в указанных случаях и за указанные расчетные периоды.
Однако вопреки положениям названного пункта Правил оказания коммунальных услуг после снятия расчетного прибора учета <_> для проверки и до момента установления нового прибора учета (в период с 19.02.2014 по 10.03.2014) ОАО "Нижегородская сбытовая компания" начисляло плату за потребляемую электроэнергию по показаниям иного (контрольного) прибора учета, не используя значение среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
Пунктом 81 Правил оказания коммунальных услуг закреплено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Пунктами 81 (1) и 82 (2) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) Правил предоставления коммунальных услуг, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Проанализировав заявку от 26.03.2014 <_> о введении прибора учета N 16835847, вновь установленного на фасаде жилого дома взамен неисправного, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что она удовлетворяет всем требованиям пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг.
Как следствие согласно положениям пункта 81 (2) Правил предоставления коммунальных услуг, ОАО "Нижегородская сбытовая компания", получив от <_> указанную заявку на введение в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного на фасаде жилого дома и не направив своих представителей для указанных целей, обязано было начиная с 26.03.2014 производить начисления платы по показаниям данного прибора учета.
Однако исполнитель коммунальных услуг, допустив нарушения при вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, необоснованно в качестве расчетного определил иной прибор учета N 1109132251, установленный на опоре N 24.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил оказания коммунальных услуг исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В соответствии с подпунктом к(1) пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом г пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Вопреки вышеприведенным положениям Правил предоставления коммунальных услуг ОАО "Нижегородская сбытовая компания", в период с 26.03.2014 по 28.02.2015 не принимало показания <_> к начислению платы за потребленную электрическую энергию, а осуществляло взаиморасчеты на основании показаний прибора учета, не являющегося расчетным и не принятого в эксплуатацию, при этом снимаемых иным лицом, не имеющим на это правовых оснований (ОАО "МРСК Центра и Приволжья").
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОАО "Нижегородская сбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" при начислении <_> платы за электрическую энергию в период с 19.02.2014 по 28.02.2015.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
С учетом того, что на момент принятия решения по данному делу ОАО "Нижегородская сбытовая компания" не устранило имеющее место нарушение антимонопольного законодательства, комиссия считает необходимым на основании части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" выдать обществу предписание "О прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции" и предписание "О недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению, конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства".
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции", решила:
Рассмотрение дела N863-ФАС52-03/14, возбужденного в отношении открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603), прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Признать открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д.3В, ИНН 5260148520) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" при введении прибора учета электрической энергии <_> в эксплуатацию, а также при начислении <_>платы за электрическую энергию в период с 19.02.2014 по 28.02.2015.
.Выдать открытому акционерному обществу "Нижегородская сбытовая компания" предписание "О прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции" и предписания "О недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению, конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства".
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
по делу N 863-ФАС52-03/14
о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
27 марта 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в следующем составе:<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27 марта 2015 года по делу N863-ФАС52-03/14 о нарушении открытым акционерным обществом "Нижегородская сбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
Открытому акционерному обществу "Нижегородская сбытовая компания" прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего при проведении расчетов за потребленную электрическую энергию с <_> использовать показания прибора учета, установленного на фасаде жилого дома (N16835847).
В целях контроля за исполнением названного предписания ОАО "Нижегородская сбытовая компания" надлежит в течение трех полных календарных месяцев с момента вступления в силу настоящего предписания направлять в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копии счетов, выставляемых <_> проживающей по адресу: <_>
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае подачи заявления в арбитражный суд об обжаловании предписания, его исполнение будет приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица и юридические лица несут административную ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 2
по делу N 863-ФАС52-03/14
о недопущении действий, которые могут привести
к нарушению антимонопольного законодательства
27 марта 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27 марта 2015 по делу N863-ФАС52-03/14 о нарушении открытым акционерным обществом "Нижегородская сбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
открытому акционерному обществу "Нижегородская сбытовая компания" в целях недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего при осуществлении расчетов с гражданами за потребленную электрическую энергию руководствоваться пунктами 31, 32, 33, 42, 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
я арбитражного суда в законную силу.
За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица и юридические лица несут административную ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 3
по делу N 863-ФАС52-03/14
о недопущении действий, которые могут привести
к нарушению антимонопольного законодательства
27 марта 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27 марта 2015 по делу N863-ФАС52-03/14 о нарушении открытым акционерным обществом "Нижегородская сбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
открытому акционерному обществу "Нижегородская сбытовая компания" в целях недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства для чего, при вводе установленных приборов учета электрической энергии в эксплуатацию руководствоваться пунктами 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
-> я арбитражного суда в законную силу.
За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица и юридические лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 марта 2015 г. N 863-ФАС52-03/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016