Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 8 ноября 2012 г. N 4154/02
Резолютивная часть решения оглашена 02.11.2012
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <П_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;
Члены Комиссии:
<П_> - ведущий специалист - эксперт Управления;
<К_> - специалист - эксперт Управления,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя <З_>
представитель ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь" на рассмотрение дела N 55 не явился, о времени и месте рассмотрения дела N 55 ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь" уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев дело N 55 по признакам нарушения ИП <З_> (Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 6) частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
14.06.2012 вх. N 3385 в Новгородское УФАС России поступило заявление ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" (1-й Варшавский проезд, д. 1А, стр. 1, офис 202, г. Москва) (далее - заявитель) на действия индивидуального предпринимателя <З_> (Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 6), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из заявления следует, что на фасаде входной группы магазина, расположенного по адресу: Воскресенский бульвар, д. 6, Великий Новгород, размещена рекламная вывеска, состоящая из элемента "ПланетаОбувь", написанного на кириллице белыми буквами на красном фоне, при этом буквы "П" и "О" (стилизованное изображение планеты) выполнены заглавными. Рекламная вывеска с использованием элемента "ПланетаОбувь" расположена и на фасаде жилого здания по адресу: Воскресенский бульвар, д. 6, Великий Новгород.
Сходство обозначения "ПланетаОбувь" с зарегистрированным на имя ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" товарным знаком "ЦентрОбувь" обусловлено следующим:
- звуковое сходство (в частности, наличие в обоих обозначениях совпадающего слова "Обувь" и его расположение в конечной части обозначений),
- графическое сходство, (в частности, совпадение шрифта исполнения обоих обозначений, цветового решения обоих обозначений (белые буквы на красном фоне), совпадение графического написания с учетом характера букв (слитное написание слов "Планета" и "Обувь" и слов "Центр" и "Обувь", при этом буква "О" в обоих обозначениях выполнена заглавной),
- смысловое сходство (исполнение обозначения "ПланетаОбувь" (слитное написание образующих его слов, шрифт, цветовое оформление, с учетом широкой известности торговой сети "ЦентрОбувь" вводит потребителя в заблуждение относительно товара, его производителя).
Таким образом, ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" полагает, что коммерческое обозначение "ПланетаОбувь" схоже с товарным знаком "ЦентрОбувь" до степени смешения.
На основании вышеизложенного, заявитель просил провести проверку законности деятельности ИП <З_> относительно использования коммерческого обозначения "ПланетаОбувь" сходного до смешения с товарным знаком "ЦентрОбувь".
Согласно части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (далее - Гражданский кодекс РФ), результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе фирменные наименования, коммерческие обозначения. Согласно части 2 той же статьи, интеллектуальная собственность охраняется законом.
Согласно части 3 статьи 1250 Гражданского кодекса РФ, отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.
Согласно части 6 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Согласно части 1 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно части 3 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно части 1 статьи 1538 Гражданского кодекса РФ, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Согласно части 2 той же статьи, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
По запросу Управления Федеральная служба по интеллектуальной собственности представила ответ от 21.08.2012 N 02/34-9613/41, из которого следует, что в результате проведенного исследования представленного словесного обозначения "ПланетаОбувь" со словесным товарным знаком "ЦентрОбувь" по свидетельству N 418389 установлено, что, несмотря на наличие фонетически/семантически/графически несходных словесных элементов "Планета"/"Центр", существует вероятность смешения исследуемого обозначения с указанным товарным знаком в силу сходного графического исполнения (одинаковый шрифт, слитное написание словесных элементов), а также сходного цветового сочетания (белые буквы на красном фоне).
Для установления степени вероятности сходства представленного обозначения с указанным товарным знаком представляется целесообразным проведение социологического опроса потребителей.
ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" включено в ЕГРЮЛ в 2005 году, поставлено на учет в налоговом органе 16.05.2010 (свидетельство серия 77 N 006813631).
Товарный знак "ЦентрОбувь" зарегистрирован ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 15.09.2010. Данный товарный знак используется для индивидуализации магазинов по продажи обуви.
<З_> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.04.1996, свидетельство N АГН 10566.
Магазин по продаже обуви, расположенный по адресу: Воскресенский бульвар, д. 6, Великий Новгород, где размещена рекламная вывеска, состоящая из элемента "ПланетаОбувь", принадлежит ИП <З_> на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.01.2012.
Рекламная вывеска, состоящая из элемента "ПланетаОбувь" была изготовлена по договору N 102 от 25.04.2012, заключенного между ИП <З_> и ООО "Печатный Двор "Великий Новгород".
Каких-либо доказательств использования коммерческого обозначения "ПланетаОбувь" сходного до степени смешения с товарным знаком "ЦентрОбувь" ранее, чем начал осуществлять свою деятельность по продаже обуви с использованием товарного знака "ЦентрОбувь" на территории Новгородской области Заявитель, ИП <З_> не представил.
Таким образом, в силу положений части 6 статьи 1252 ГК РФ, преимущество имеет рассматриваемое средство индивидуализации ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь", исключительное право на которое возникло ранее, чем у ИП <З_>
На основании вышеизложенного Управлением возбуждено дело N 55 нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП <З_>
На рассмотрении дела ИП <З_> пояснил, что коммерческое обозначение "Планета Обувь" и товарный знак (знак обслуживания) "ЦентрОбувь" не являются сходными до степени смешения, и в результате потребители (покупатели обуви) не могут быть введены в заблуждение относительно продавца обуви, основываясь на следующем:
1. Слова Планета и Центр имеют звуковое различие. Совпадают только конечные элементы словесных обозначений "Планета Обувь" и "ЦентрОбувь", причем слово "обувь" является общеупотребительным для услуги продвижения обуви. Начальные буквы полностью различны.
2. Графическое сходство отсутствует. Имеется одинаковый шрифт и цветовое решение (красно-белое), но графическое изображение буквы "О" различно (в коммерческом обозначении "Планета Обувь" она изображена в виде планеты).
3. Смыслового сходства нет, так как начальные элементы по смыслу не совпадают полностью.
"Планета" - это небесное тело, например, планета Земля, "Центр" - это сосредоточение или начальная точка чего- либо.
Таким образом, по мнению <З_> из вышеизложенного следует, что обозначение "Планета Обувь", используемое им для продвижения на рынке своего товара - обуви, не является сходным до степени смешения с товарным знаком "ЦентрОбувь", принадлежащим ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь".
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно ответу ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" от 17.09.2012 N 554, товарный знак со словесным элементом "ЦентрОбувь" за длительный период его использования приобрел огромную популярность у населения по всей стране. Повсеместное использование в магазинах сети "ЦентрОбувь" красно-белого цветового сочетания из-за внедрения единых стандартов цветового оформления магазинов существенно влияет на популяризацию бренда и вызывает четкую ассоциативную связь с сетью "ЦентрОбувь".
Нарушение прав и законных интересов ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" со стороны ИП <З_> непосредственно заключается в неправомерном использовании обозначения "Планета Обувь", написанного на кириллице белыми буквами на красном фоне, при этом буквы "П" и "О" выполнены заглавными, и в применении красно-белого цветового сочетания в дизайне, схожего до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком заявителя, а также использование этих элементов именно при осуществлении коммерческой деятельности при реализации обуви и сопутствующих товаров. Использование ИП <З_> обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь", выразилось в размещении соответствующих обозначений "Планета Обувь" при оформлении магазина (его названии), в рекламе об открытии магазина, на информационно-рекламном стенде, расположенном в непосредственной близости к магазину, внутреннем оформлении магазина, иным образом.
Таким образом, ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь" считает, что ИП <З_> вводит покупателей в заблуждение относительно товара, приобретаемого в магазине "Планета Обувь", привлекает покупателей размещением обозначения "Планета Обувь" схожего до степени смешения с товарным знаком заявителя в свой магазин.
Обоснованием понесенных заявителем убытков являются справки о выручке от реализации товаров в магазинах ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" в Великом Новгороде, поскольку фактически из-за использования ИП <З_> неправомерных обозначений при осуществлении продажи обуви в своем магазине ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" лишилось возможности получить выручку за свой товар от покупателей.
Согласно представленным заявителем справкам о чистом товарообороте, в 2012 году выручка за месяц от реализации товаров в одном магазине ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" в Великом Новгороде составляет не менее <_> рублей.
Учитывая, что нарушение имело длительный характер (не позднее, чем с мая 2012 года по август 2012 года - 4 месяца), то приблизительный размер убытков ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь", согласно представленных заявителем расчетов, составил не менее <_> рублей х 4 месяца = <__> рублей.
Согласно ответу ИП <З_> от 27.09.2012 вх. N 6044, обозначение "Планета Обувь", используемое в коммерческой деятельности, не является тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком "ЦентрОбувь", правообладателем которого является ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь", так как они имеют различное звучание, различное графическое выполнение и различную смысловую окраску.
Доказательств того, что обозначение "Планета Обувь" в указанной цветовой гамме и с указанным графическим содержанием ассоциируется у потребителей с обладателем исключительного права на товарный знак "Центр Обувь", и его использование нарушает законные интересы ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь", как правообладателя товарного знака "ЦентрОбувь", в материалы дела заявителем не представлено.
ИП <З_> не применял и не применяет при осуществлении своей деятельности ни товарного знака, принадлежащего ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь", ни сходного с ним до степени смешения обозначения.
В обоснование своей позиции ИП <З_> представил экспертное заключение от 22.10.2012, составленное экспертом <М_> старшим специалистом Отдела товарных знаков ООО "Союзпатент", патентным поверенным РФ (свидетельство от 22.06.2005 N 1026).
Согласно экспертному заключению от 22.10.2012, проведенный на основании нормативно-установленных критериев, изложенных в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, фонетического, семантического и визуального сходства сравнительный анализ комбинированного обозначения со словесными элементами "Планета Обувь" и товарного знака по свидетельству N 418389 показал, что сравниваемые обозначения не сходны. Использование указанного комбинированного обозначения со словесными элементами "Планета Обувь" не может быть признано нарушением исключительного права правообладателя товарного знака по свидетельству N 418389.
Таким образом, рассматриваемые действия ИП <З_> по использованию коммерческого обозначения "Планета Обувь" не противоречат законодательству Российской Федерации в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Доказательств причинения убытков рассматриваемыми действиями ИП <З_> либо существования реальной угрозы причинения таких убытков ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь", по мнению Комиссии, не представило.
Справки о чистом товарообороте ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь", представленные заявителем отдельно по каждому магазину "ЦентрОбувь" помесячно за 2012 год, не доказывают возникновение убытков вследствие открытия магазина "Планета Обувь" в мае 2012 года по адресу: Воскресенский бульвар, д. 6, Великий Новгород, и рассматриваемых действий ИП <З_> Изменения объема выручки от реализации товаров могут быть вызваны иными причинами, например, сезонными колебаниями спроса на обувь, вкусовыми предпочтениями покупателей.
По тем же причинам у Комиссии нет оснований принять довод заявителя, что выручка от реализации обуви в магазине "Планета Обувь" является доказательством причинения убытков заявителю действиями ИП <З_> и равна сумме недополученной заявителем выручки от возможной реализации обуви в его магазинах "ЦентрОбувь", если бы покупатели обуви не были бы введены в заблуждение относительно места продажи обуви и продавца обуви путем использования ответчиком обозначения "Планета Обувь" сходного до степени смешения с товарным знаком "ЦентрОбувь".
Доказательств, что использование ИП <З_> коммерческого обозначения "Планета Обувь" каким-либо образом нанесло или может нанести вред деловой репутации ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь", заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно: направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом; противоречие действующему законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности; способность причинения убытков конкуренту либо нанести вред его деловой репутации, отсутствуют в рассматриваемых действиях ИП <З_> В связи с чем в его действиях, связанных с приобретением и использованием коммерческого обозначения "Планета Обувь" отсутствуют нарушения пункта 2 части 1 и части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
рассмотрение дела N 55 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях индивидуального предпринимателя <З_>
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 8 ноября 2012 г. N 4154/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016