Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 2 марта 2015 г.
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
А. В. Плаксин, и.о. заместителя руководителя управления;
Члены комиссии:
Белова А. Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
рассмотрев жалобы ООО "УютСтрой" (вх. N002481), ООО "Тандем-Регион" (вх. N002604) (далее - заявители) на действия МАДОУ "Детский сад N81" (далее - заказчик, организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по ремонту полов; извещение N31501934640 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее - официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - закупка, торги), установила:
20.02.2015 г., 24.02.2015 г. в Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей на действия заказчика при организации и проведении торгов.
В жалобах указано, что организатор торгов незаконно отклонил заявку ООО "Тандем-Регион", а также не принял к рассмотрению копии ранее заключенных договоров ООО "УютСтрой".
Организатор торгов с доводами заявителя не согласен; представил письменный отзыв; указывает на законность и обоснованность процедуры торгов.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, в порядке, и в соответствии с требованиями, утверждёнными Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - правила, требования).
Пунктом 5 Правил установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Согласно п.п. 12 п. 1 Требований план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и должен содержать сведения о проведении закупки в электронной форме (да/нет).
Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
21.01.2015 г. заказчиком на официальном сайте размещено извещение о торгах, конкурсная документация, в т.ч. проект договора, сметная и рабочая документация. Датой окончания срока подачи заявок указано 10.02.2015 г. вскрытие конвертов, рассмотрение и сопоставление заявок назначено соответственно на 11.02.2015 г., не позднее 13.02.2015 г., не позднее 16.02.2015 г.
Подпунктом 3 пункта 2 раздела 7, подпунктом 1 пункта 3 раздела 12 конкурсной документации установлено, что основанием для отказа в допуске к участию в торгах является отсутствие в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.)
Подпунктом 2 пункта 5 главы 3 конкурсной документации установлено, что для присвоения баллов по критерию оценки заявок - "Квалификация участника" к заявке на участие в торгах необходимо приложить, в т.ч. копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки по аналогичным работам на сумму свыше 100 тыс. руб.
Положение о закупках заказчика, действующее на момент размещения извещения о торгах, утверждено Наблюдательным советом Учреждения 21.03.2014 г. и размещено на официальном сайте торгов 24.04.2014 г. Пунктом 2.1.1 Положения предусмотрен способ проведения закупок путём проведения конкурса.
На момент размещения извещения о торгах на официальном сайте план закупок заказчика на 2015 г. размещён не был. Данный план с указанием рассматриваемой закупки, размещён 04.02.2015 г. При этом, в графе плана "Проведение закупки в электронной форме (да/нет)" поставлен "+" (знак плюс) в строчке "закупка в электронном виде".
18.02.2015 г. заказчик разместил на официальном сайте протоколы:
- вскрытия конвертов от 11.02.2015 г., согласно которого на участие в торгах поступило 10 заявок, в т.ч. заявки заявителей;
- рассмотрения заявок от 13.02.2015 г., согласно которого заявка ООО "Тандем-Регион" не допущена до участия в торгах, в связи непредставлением всех требуемых документов;
- оценки и сопоставления заявок от 16.02.2015 г., согласно которого заявке ООО "Уют-строй" по критерию "Квалификация участника" присвоено 0 баллов.
Комиссия Пермского УФАС России не находит нарушений в таком порядке рассмотрения и оценки заявок, результат которых привёл, либо мог привести к неправильному определению победителя торгов, поскольку материалами жалобы подтверждено, что к заявке ООО "Тандем-Регион" не приложено ни каких документов, представление которых обязательно в силу п.п. 3 п. 2 р. 7 конкурсной документации, а заявка победителя торгов - ООО "Стройкар" в любом случае не уступает заявке ООО "Уют-строй", в т.ч. в связи с не указанием последним срока выполнения работ.
Таким образом, отсутствуют основания для выводов о необходимости применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик не предъявлял к участникам торгов требований о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке. На официальном сайте размещены все сведения и документы, размещение которых является обязательным в соответствии с Законом о закупках, за исключением плана закупок заказчика на 2015 г., а также протоколов вскрытия конвертов, рассмотрения заявок. В части размещения на официальном сайте плана закупок на 2015 г. организатором торгов нарушены положения п. 5 Правил, п.п. 12 п. 1 Требований, п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908. В части размещения протоколов, оформленных в ходе торгов заказчиком нарушена ч. 12 ст. 4 Закона о закупках.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Комиссия Пермского УФАС России считает возможным в рассматриваемом случае выдать заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём внесения изменений в размещённый на официальном сайте план закупок на 2015 г., в части приведения его в соответствие с п.п. 12 п. 1 Требований.
При рассмотрении жалобы Комиссией Пермского УФАС России также учтены требования ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом также учтено, что жалоба ООО "Тандем-Регион" отозвана по устному ходатайству представителя до принятия решения по существу жалобы.
Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 18.1, 23 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "УютСтрой" (вх. N002481) на действия на действия МАДОУ "Детский сад N81" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по ремонту полов; извещение N31501934640 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" не обоснованной.
2. Признать в действиях МАДОУ "Детский сад N81" нарушение ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" п.п. 5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), п.п. 12 п. 1 Требований к форме такого плана, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N908.
3. Выдать МАДОУ "Детский сад N81" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём внесения изменений в план закупок на 2015 г., в части приведения его в соответствие с п.п. 12 п. 1 Требований к форме такого плана, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932.
Председатель Комиссии А. В. Плаксин
Члены Комиссии А. Н. Белова
А.А. Шадрина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Д. Е. Баранов, 8(342) 2 351-036
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016