Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/586 (опубликовано 25 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2015
Решение изготовлено в полном объеме 25.03.2015
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", с изменениями, и на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) от 17.03.2015 N22, Комиссия по рассмотрению дела N06/35-15 по жалобе Абдурахимова Эльдара Нуруллаевича на действия организатора торгов - Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьёва Максима Сергеевича,
заместителя председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны;
члена Комиссии - главного специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Левицкого Романа Алексеевича, -
при участии представителей интересов Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" (далее - ГУП РК "Крым-Фармация", Заказчик, Ответчик) - Добрецова Вячеслава Григорьевича (по трудовому договору N103-тд от 05.03.2015 с руководителем ГУП РК "Крым-Фармация"), Мухтаровой Эвелины Бекировны (по доверенности от 04.03.2015 N70),
при участии Абдурахимова Эльдара Нуруллаевича (далее - Заявитель, Э. Н. Абдурахимов),
рассмотрев жалобу Заявителя от 16.03.2015 Nб/н (вх. N115/10 от 16.03.2015) на действия ГУП РК "Крым-Фармация" - организатора торгов - открытого запроса котировок организатора торгов - заказчика открытого запроса котировок на закупку лекарственных препаратов (номер извещения 31502105763), рассмотрев материалы, предоставленные ГУП РК "Крым-Фармация", заслушав пояснения Заявителя и представителей Заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", с изменениями, Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с изменениями, установила:
Шестнадцатого февраля 2015 года в Крымское УФАС России поступила жалоба Э. Н. Абдурахимова от 16.03.2015 Nб/н на действия ГУП РК "Крым-Фармация" при проведении открытого запроса котировок на закупку лекарственных препаратов (извещение N31502105763).
По мнению Заявителя "при объявлении закупки лекарственных препаратов для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" Заказчик не указал наличие вышеперечисленных условий ("6.10.1. для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора; 6.10.2. на проведение закупки _ у Заказчика объективно менее 31 дня; 6.10.3. Заказчику необходима возможность не обремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры"), дающих ему право на проведение запроса котировок"; "В документации Заказчик не обосновал объективность срока проведения закупки менее 31 дня, так как потребности в лекарственных препаратах были определены руководством ГУП РК "Крым-Фармация" в 2014 году_ Наличие либо вероятность наступления чрезвычайных ситуаций, требующие немедленных действий Заказчиком не указаны и не обоснованы"; "Заказчик в Документации не обосновал необходимость не обремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе"; "Таким образом, Заказчик, разместив информацию о закупке лекарственных препаратов способом запроса котировки, в отсутствие необходимых условий, грубо нарушил п. 6.10 собственного Положения, а также ч. 1, 2 ст. 2. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; Заказчик ограничил срок подачи котировочных заявок 9 календарными (или всего 5 рабочими) днями с момента публикации извещения; Заказчиком нарушен установленный п.8.2.1 Положения о закупках и ч. 2. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" порядок размещения информации о проведении торгов и порядок подачи заявок на участие в торгах" (цитаты жалобы). На основании изложенного Заявитель просит Крымское УФАС России "приостановить торги, рассмотреть жалобу по существу, выдать Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" предписание об устранении допущенных им нарушений" (цитата жалобы).
Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) принята к рассмотрению, Крымским УФАС России вынесено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов от 16.03.2015 исх. N06/488, которое размещено на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru), и направлено в адреса Заявителя, Ответчика. Рассмотрение жалобы назначено на 23.03.2015 на 11 часов 00 минут.
ГУП РК "Крым-Фармация" письмом от 19.03.2015 N01-07/395 (вх. N444 от 19.03.2015) предоставлены возражения на жалобу Э. Н. Абдурахимова от 16.03.2015 Nб/н, а также документы и сведения, запрошенные Крымским УФАС России уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 16.03.2015 исх. N06/488. Кроме того, на заседание Комиссии ГУП РК "Крым-Фармация" дополнительно предоставлены копии: поручения Главы Республики Крым от 15.03.2015 301-62/52 (о предоставлении информации о наличии наличия полного спектра лекарственных препаратов в государственных аптеках Республики Крым), технических заданий по лотам N1 - N31 открытого запроса котировок на закупку лекарственных препаратов (извещение N31502105763), трудового договора N103-тд с руководителем Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" от 05 марта 2015 года.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя по существу в части действий ГУП РК "Крым-Фармация", на основании документов и сведений, представленных Ответчиком, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", с изменениями (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.201 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ГУП РК "Крым-Фармация" для осуществления закупочной деятельности приказом директора от 22.01.2015 N24 утвердило "Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" (новая редакция)" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках Заказчиком в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
ГУП РК "Крым-Фармация" в главе 4 "Организация и проведение закупок" Положения о закупке предусмотрено следующее:
"4. Способы закупок:
4.1. Настоящим Положением предусмотрены следующие способы закупок:
4.1.1. конкурентные способы закупки
а) конкурс;
б) аукцион;
в) запрос предложений;
г) запрос котировок (запрос цен);
4.1.2. неконкурентные способы закупки:
д) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" (цитата Положения).
ГУП РК "Крым-Фармация" объявлена закупка лекарственных препаратов (31 лот) для нужд ГУП РК "Крым-Фармация" путем проведения открытого запроса котировок (извещение N31502105763) (далее - запрос котировок N31502105763). Извещение о проведении запроса котировок N31502105763 размещено ГУП РК "Крым-Фармация" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.03.2015, начальная (максимальная) цена указана по каждому из 31 лота, "Дата и время окончания подачи заявок - 17.03.2015 9:30", "Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 19.03.2015 в 14:00". Вместе с извещением на указанном сайте опубликована "Документация открытый запрос котировок на поставку лекарственных препаратов для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" (далее - Документация запроса котировок), утвержденная 13.03.2015 директором ГУП РК "Крым-Фармация" с приложением проекта договора. Заказчиком в извещение о закупке N31502105763 внесены изменения с публикацией их на сайте www.zakupki.gov.ru - 11.03.2015, 16.03.2015, 17.03.2015.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения о закупке "Заказчик вправе применять процедуру открытого запроса котировок (запроса цен) при одновременном соблюдении следующих условий:
6.10.1. для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора;
6.10.2. на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте Заказчика и/или на сайте www.zakupki.gov.ru до подписания договора) у Заказчика объективно менее 31 дня;
6.10.3. Заказчику необходима возможность не обремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры" (цитата Положения).
Положением о закупке установлен порядок проведения запроса котировок (пункт 18), в соответствии с которым, заказчику в целях закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок необходимо разработать и разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого запроса котировок, документацию о проведении запроса котировок, проект договора. При этом, пунктом 18.3.3 Положения о закупке предусмотрено, что "в документации о проведении запроса котировок должны быть указаны сведения в соответствии с пунктом 7.4. настоящего Положения". В соответствии с пунктом 7.4. Положения о закупке к документации о закупке установлены следующие требования:
"7.4.1. В документации о закупке должны быть указаны, как минимум следующие сведения:
7.4.1.1. установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
7.4.1.2. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
7.4.1.3. требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
7.4.1.4. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
7.4.1.5. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
7.4.1.6. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7.4.1.7. порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
7.4.1.8. порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
7.4.1.9. требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
7.4.1.10. формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
7.4.1.11. место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
7.4.1.12. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
7.4.1.13. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
7.4.2. Заказчик вправе предусмотреть в закупочной документации возможность увеличить/уменьшить количество (объем) поставляемых товаров, работ, услуг. Данная информация указывается в документации о закупке" (цитата Положения).
Согласно пояснениям представителей ГУП РК "Крым-Фармация" для Заказчика при проведении закупки N31502105763 основным критерием является цена контракта и у Заказчика отсутствует необходимость в обосновании выбора способов закупок товаров, работ, услуг, и данная норма не предусмотрена ни Положением о закупках, ни Законом о закупках. Таким образом утверждение Заявителя в части отсутствия обоснований выбора способа закупки не подтверждено требованиями какого-либо нормативно-правового документа Российской Федерации в сфере закупок юридическими лицами.
Касательно вопроса Заявителя в части ограничения Заказчиком в извещении о проведении открытого запроса котировок на закупку лекарственных препаратов N31502105763 "срока подачи котировочных заявок 9 календарными (или всего 5 рабочими) днями с момента публикации извещения", чем "Заказчиком нарушен установленный п.8.2.1 Положения о закупках и ч. 2. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" порядок размещения информации о проведении торгов и порядок подачи заявок на участие в торгах" (цитаты жалобы) Комиссией Крымского УФАС России не установлено признаков нарушения требований Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 18.2.1. Положения о закупках "При проведении запроса котировок Заказчик не менее чем за семь календарных дней до дня окончания приема заявок на участие в запросе котировок размещает извещение о проведении запроса котировок и документацию о проведении запроса котировок, проект договора на официальном сайте Заказчика и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также по решению заказчика указанная информация может быть размещена на официальном сайте Заказчика" (цитата Положения).
Согласно Положению о закупках, пункт 8.2.1., на котором акцентирует нарушение Заявитель, касается проведения ГУП РК "Крым-Фармация" закупки путем открытого конкурса - "Заказчик не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи конкурсных заявок размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса, также указанная информация может быть размещена на официальном сайте Заказчика". В части 2 статьи 3 Закона о закупках также указана норма в отношении проведения конкурса или аукциона - "Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе".
Исходя из чего, утверждение Абдурахимова Эльдара Нуруллаевича о нарушении ГУП РК "Крым-Фармация" требований вышеуказанных документов несостоятельны, как и заявление о том, что в документации Заказчик "Наличие либо вероятность наступления таких событий как эпидемия, пандемия, стихийные бедствия и природные катаклизмы, военные действия, отнесенные законодательством и обычаями делового оборота к чрезвычайным ситуациям, требующим немедленных действий, Заказчиком не указаны и не обоснованы".
В Документации открытого запроса котировок на поставку лекарственных препаратов для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" (извещение N31502105763) требования к проведению закупки в чрезвычайных ситуациях, требующих немедленных не должны отражаться, т.к. проводится конкурентная процедура закупки.
В случае возникновения случаев чрезвычайного характера ГУП РК "Крым-Фармация" вправе провести процедуру закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренную пунктом 6.15.2 Положения о закупках "приобретаются товары, работы, услуги в целях предотвращения или ликвидации чрезвычайного события (аварии, эпидемии, вспышки заболеваний и т.п.), возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), влияющих на работоспособность предприятия (его работников), своевременность исполнения им своих обязательств, и не проведение таких срочных закупок может повлечь за собой причинение предприятию убытков, в связи с чем применение других процедур закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения, в том числе: ремонт сетей и/или оборудования теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; прохождение процедур обязательного технического осмотра автотранспортных средств предприятия, восстановление и ремонт транспортного средства после ДТП и др.; устранение последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, техногенных аварий, хотя и не связанных с деятельностью предприятия, но негативно влияющих на его деятельность" (цитата Положения).
Комиссия Крымского УФАС России, проанализировав материалы дела N06/35-15, заслушав доводы, пояснения Заявителя и представителей Ответчика, пришла к выводу об отсутствии в действиях ГУП РК "Крым-Фармация" нарушений требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" (новая редакция).
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России решила:
Признать жалобу Абдурахимова Эльдара Нуруллаевича от 16.03.2015 Nб/н (вх. N115/10 от 16.03.2015) на действия ГУП РК "Крым-Фармация" при проведении открытого запроса котировок на поставку на поставку лекарственных препаратов (извещение N31502105763) необоснованной.
Отменить приостановление торгов в связи с рассмотрением жалобы по существу.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/586 (опубликовано 25 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016