Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 августа 2014 г. N 42-03-18.1/2014
Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 августа 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; Потапченко Светлана Сергеевна - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
|
|
|
рассмотрев дело N 42-03-18.1/2014 по жалобе гражданина <> на действия (бездействие) ОАО "Железнодорожная торговая компания" (далее - ОАО "ЖТК") в присутствии представителей ОАО "ЖТК", действующих по доверенности, в отсутствие подателя жалобы (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба гражданина <> на действия (бездействие) ОАО "ЖТК" при проведении закупки чая и кофе у единственного поставщика.
В жалобе гражданина <> указано следующее.
Челябинский филиал ОАО "ЖТК" произвел закупку чая и кофе у единственного поставщика на сумму 1 459 057, 47 рублей.
В спецификации к договору поставки указаны конкретные торговые марки и виды фасовки чая и кофе, исключающие возможность поставки аналогичной продукции.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель Челябинского филиала ОАО "ЖТК" пояснил следующее.
Закупка чая и кофе была произведена Челябинским филиалом ОАО "ЖТК" в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и на основании п.п. 26 п. 235 Положения о закупках ОАО "ЖТК".
Договор с ООО "Альбион плюс" от 11.08.2014 N 347-2014 на сумму 1 459 057,47 руб. был заключен с единственным поставщиком на основании поручения директора Челябинского филиала ОАО "ЖТК" от 21.07.2014 N 273, данного в соответствии с п. 236 Положения о закупках ОАО "ЖТК".
Учитывая, что заключение договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) не является конкурентным способом закупки, перечисление конкретных марок товара в договоре было указано на основании потребности в данной продукции предприятий торговли Челябинского филиала ОАО "ЖТК" с учетом покупательского спроса в соответствии со ст. 455 и ст. 467 Гражданского кодекса РФ. Так как договор с ООО "Альбион Плюс" был заключен без нарушения законодательства РФ и нормативных документов ОАО "ЖТК", выбор в качестве поставщика товаров указанного контрагента не исключает возможность поставки аналогичной продукции при наличии покупательского спроса при заключении дополнительного соглашения к договору с ООО "Альбион Плюс" либо отдельного договора поставки.
Извещение о проведении закупки N 31401358261 размещено на сайте: zakupki.gov.ru 21.07.2014 года, в соответствии с планом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
ОАО "ЖТК" провело закупку у единственного поставщика, предметом которой являлось право заключения договора на поставку чая и кофе в 2014 году. Извещение N 31401358261 о проведении конкурентных переговоров размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
По результатам проведения закупки 11.08.2014 был заключен договор поставки с ООО "Альбион плюс" N 347-2014.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
ОАО "ЖТК" провело закупку у единственного поставщика на право заключения договора на поставку чая и кофе в 2014 году в соответствии с подпунктом 26 пункта 235 Положения о закупках ОАО "ЖТК".
В подпункте 26 пункта 235 Положения о закупках ОАО "ЖТК" указано, что заказ у единственного поставщика заключается при закупке одноименных товаров, выполнении одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС.
По мнению антимонопольного органа, данное основание проведения закупки у единственного поставщика противоречит принципам, закрепленным в частях 1, 2 статьи 3 Закона о закупках, поскольку оно не направлено на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств, направлено на ограничение конкуренции по отношению к потенциальным участникам закупки.
В ходе рассмотрения дела ОАО "ЖТК" не представило доказательств, подтверждающих наличие производственной необходимости осуществлять закупку у единственного поставщика одноименных товаров на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС.
Указанное положение подтверждает возможность заказчика осуществить любые закупки данным способом со ссылками на пункт 26 Положения, что нарушает права и интересы потенциальных участников закупки, в том числе подателя жалобы.
Кроме того, в пункте 235 Положения о закупках ОАО "ЖТК" указаны следующие основания размещения заказа у единственного поставщика:
1) в исключительных случаях, в интересах ОАО "ЖТК" по решению Генерального директора (иных уполномоченных лиц) Общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением;
при закупке услуг по обучению и повышению квалификации работников ОАО "ЖТК" с одним образовательным учреждением в течение квартала, если число обучаемых сотрудников не превышает 10 человек;
при оплате получения лицензий, согласований, нотариальных услуг, уплате лицензионных сборов;
при заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива);
при выполнении работ, оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;
при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых ОАО "ЖТК" и иных предприятий ОАО "ЖТК", оказывающих услуги питания исключительно работникам ОАО "ЖТК" и ОАО "РЖД";
при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации Общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;
при закупке услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию помещений и общего имущества, в случае если ОАО "ЖТК" является одним из их собственников, на сумму не более 3 миллионов рублей в квартал без НДС;
при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.).
Указанные условия противоречат принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки свидетельствуют об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке товаров.
При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО "ЖТК" при проведении закупку у единственного поставщика на право заключения договора на поставку чая и кофе в 2014 году осуществляло действия, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России N 17/13 от 18.01.2013, Комиссия решила:
1. Признать жалобу гражданина <> на действия (бездействие) ОАО "ЖТК" обоснованной.
2. Признать действия ОАО "ЖТК", выразившиеся в закреплении в Положении о закупках ОАО "ЖТК" оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- в исключительных случаях, в интересах ОАО "ЖТК" по решению Генерального директора (иных уполномоченных лиц) Общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением;
- при закупке услуг по обучению и повышению квалификации работников ОАО "ЖТК" с одним образовательным учреждением в течение квартала, если число обучаемых сотрудников не превышает 10 человек;
- при оплате получения лицензий, согласований, нотариальных услуг, уплате лицензионных сборов;
- при заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива);
- при выполнении работ, оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;
- при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых ОАО "ЖТК" и иных предприятий ОАО "ЖТК", оказывающих услуги питания исключительно работникам ОАО "ЖТК" и ОАО "РЖД";
- при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации Общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;
- при закупке услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию помещений и общего имущества, в случае если ОАО "ЖТК" является одним из их собственников, на сумму не более 3 миллионов рублей в квартал без НДС;
- при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.);
- при закупке одноименных товаров, выполнении одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС.
3. Выдать ОАО "ЖТК" предписание о приведении Положения о закупках ОАО "ЖТК" в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Председатель Комиссии Е.Г. Семенова
Члены Комиссии Д.А. Дозморова
С.С. Потапченко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 25
по делу N 42-03-18.1/2014
15 августа 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко Светлана Сергеевна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15.08.2014 N 42-03-18.1/2013 по жалобе гражданина <> на действия (бездействие) ОАО "ЖТК" при проведении закупки чая и кофе у единственного поставщика (извещение N 31401358261), предписывает:
1. С момента получения настоящего предписания ОАО "ЖТК" прекратить нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в закреплении в Положении о закупках ОАО "ЖТК" оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика;
2. В течении 10 дней с момента получения настоящего предписания ОАО "ЖТК" привести Положение о закупках ОАО "ЖТК" в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно - исключить следующие подпункты пункта 235 Положения о закупках ОАО "ЖТК":
- в исключительных случаях, в интересах ОАО "ЖТК" по решению Генерального директора (иных уполномоченных лиц) Общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением;
- при закупке услуг по обучению и повышению квалификации работников ОАО "ЖТК" с одним образовательным учреждением в течение квартала, если число обучаемых сотрудников не превышает 10 человек;
- при оплате получения лицензий, согласований, нотариальных услуг, уплате лицензионных сборов;
- при заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива);
- при выполнении работ, оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;
- при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых ОАО "ЖТК" и иных предприятий ОАО "ЖТК", оказывающих услуги питания исключительно работникам ОАО "ЖТК" и ОАО "РЖД";
- при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации Общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;
- при закупке услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию помещений и общего имущества, в случае если ОАО "ЖТК" является одним из их собственников, на сумму не более 3 миллионов рублей в квартал без НДС;
- при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.);
- при закупке одноименных товаров, выполнении одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС;
3. ОАО "ЖТК" в качестве доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания в срок до 30 сентября 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства внесения изменений в Положении о закупках ОАО "ЖТК" путем исключения указанных оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семёнова
Члены Комиссии
Д.А. Дозморова
С.С. Потапченко
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 августа 2014 г. N 42-03-18.1/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016