Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 23 марта 2015 г. N 42/05-15
Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - Молчанова А.В. - руководителя управления, Членов Комиссии -Рогожкина А.Г. - начальника отдела контроля органов власти, Юрьевой А.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,
В отсутствие представителя Куменской сельской Думы Куменского района Кировской области,
рассмотрев дело N 42/05-15 по признакам нарушения Куменской сельской Думой Куменского района Кировской области <_> п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
Решением Куменской сельской Думы Куменского района Кировской области от 10.11.2006 N 10/69 утверждено "Положение об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования Куменское сельское поселение" (далее - Положение).
Как было установлено, Положение содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.
Учитывая тот факт, что в бездействии Куменской сельской Думы, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения содержались признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.
Куменская сельская Дума, уведомленная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, направила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Куменской сельской Думы Куменского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Выводы Комиссии основаны на следующем:
Пункт 3.5 раздела 3 Положения предусматривает, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование юридическим лицам независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, а также гражданам.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.1010 года N 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Порядок проведения конкурсов или аукционов).
Главой IV (п. 23) Порядка проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Порядка проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В соответствии с п. 25 Порядка проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Порядка, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Устанавливая пунктом 3.5 Положения, утвержденного решением Куменской сельской Думы Куменского района Кировской области от 10.11.2006 N 10/69, такое дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования, как гражданство, Куменская сельская Дума создала условия, которые приводят либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах.
Кроме того, пункт 3.5 Положения предусматривает возможность передачи имущества в безвозмездное пользование на цели, связанные с обслуживанием водопроводных и канализационных сетей, тепловых сетей и котельных. Иными словами, рассматриваемый Порядок предусматривает возможность передачи водопроводных и канализационных сетей, а также объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Кроме того, часть 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает аналогичное правило, согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Установление возможности передачи водопроводных, канализационных сетей, объектов теплоснабжения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ, ч. 1 ст. 28.1 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ и ограничивает хозяйственную деятельность потенциальных участников торгов, желающих получить указанное имущество в аренду или по концессионному соглашению, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пункт 3.6 Положения указывает, что в доверительное управление могут передаваться на конкурсной основе принадлежащие муниципальному образованию Куменское сельское поселение на праве собственности ценные бумаги, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, предприятия и другие имущественные комплексы, иные объекты, относящиеся к движимому и недвижимому имуществу.
В соответствии с Порядком проведения конкурсов или аукционов заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 утвержден также перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2 к приказу).
Имущество, указанное в пункте 3.6 Положения, не может быть отнесено к видам имущества, указанным в приложении N 2 к приказу ФАС России N 67. Данный факт может ограничивать доступ потенциальных участников к публичной процедуре торгов в форме аукциона, создает им необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и соответственно может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Действия Куменской сельской Думы Куменского района Кировской области, выразившиеся в не приведение в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения, содержат признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Куменской сельской Думы.
После возбуждения дела N 42/05-15 Куменская сельская Дума направила пояснения, в которых сообщила, что решением Куменской сельской Думы Куменского района Кировской области от 13.03.2015 N 18/124 утверждено "Положение об управлении и распоряжении имуществом муниципального образования Куменское сельское поселение".
Комиссия, ознакомившись с представленным Положением, считает его соответствующим действующему антимонопольному законодательству, что свидетельствует о добровольном прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Бездействие Куменской сельской Думы, связанное с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством "Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования Куменское сельское поселение" является длящимся нарушением антимонопольного законодательства, соответственно основания для прекращения производства по делу в соответствии с истечением срока, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона "О защите конкуренции", отсутствуют.
Утверждение "Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования Куменское сельское поселение" решением Куменской сельской Думы от 13.03.2015 N 18/124 расценивается Комиссией Кировского УФАС России в качестве добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Поэтому основания для выдачи предписания в данном случае отсутствуют.
Руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Куменрайона Кировской области факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, выразившимся в не приведении в соответствие с действующим антимонопольным законодательством "Кумен", утв. Кумен, в части пункта 3.5, не соответствующего главе (п. 23) Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, а также части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и в части п. 3.6, не соответствующего приложению N 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 года N 67.
2. Производство по делу N 42/05-15 в отношении прекратить ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель Комиссии А.В. Молчанов
Члены Комиссии А.Г. Рогожкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 23 марта 2015 г. N 42/05-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016