Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
N 02-10/15-15 (опубликовано 25 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена
"
11
"
марта
2015
г.
В полном объеме решение изготовлено
"
24
"
марта
2015
г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии заявителя И., представителя ОАО "Томская энергосбытовая компания" Ф. по доверенности, рассмотрев дело N 02-10/15-15 по признакам нарушения ОАО "Томская энергосбытовая компания" (634034, г.Томск, ул. Котовского, 19) абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Томское УФАС России поступило обращение И. на бездействия ОАО "Томскэнергосбыт", выразившиеся в неисполнении ОАО "Томскэнергосбыт" обязанностей, предусмотренных пунктами 82 - 84 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила 354).
Заявитель считает, что указанными бездействиями ОАО "Томскэнергосбыт" нарушает ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", тем самым ущемляет интересы заявителя.
В соответствии с п.1 ч. 8 и ч. 12, 13 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее закона о защите конкуренции) приказом Томского УФАС России от 18.02.2015 N 20 возбуждено дело N 02-10/15-15 по признакам нарушения ОАО "Томскэнергосбыт" абз. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции.
В заседание комиссии представитель ОАО "Томскэнергосбыт" пояснил, что согласно пункту 40 Правил 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа, управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (ОДН).
Согласно пункту 44 Правил 354 общее количество электроэнергии на ОДН, определенное как разница между расходом электроэнергии по общедомовому прибору учета электроэнергии (ОДПУ) и суммарным расходом по всем жилым и нежилым помещениям, распределяется между потребителями пропорционально площади занимаемого жилого или нежилого помещения, вне зависимости от факта проживания в нем.
Многоквартирный дом N 29а по ул. Советская в г. Томске оборудован общедомовым прибором учета типа СТЭБ-0,4Н-ЗДР зав.N 003053, который установлен на стене дома сетевой организацией - ООО "Горсети" и допущен в эксплуатацию согласно акта приемки от 25.11.2010 г.
Согласно пункту 33 Правил 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать их исполнителю. Индивидуальный прибор учета (ИПУ), фиксирующий количество электроэнергии, потребленной квартирой N 3 дома N 29а по ул. Советская установлен внутри жилого помещения, в связи с чем доступ контролеров для снятия показаний к нему органичен. Потребители, проживающие в квартире N 3 самостоятельно показания индивидуального прибора учета не передавали с сентября 2012 года по сентябрь 2014 года.
Согласно пунктам 59, 60 Правил 354 в случае непредоставления потребителем показаний индивидуального прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода, за который потребитель предоставил показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев. По истечении шести месяцев расчет производится исходя из нормативов потребления электроэнергии.
С сентября 2012 года по сентябрь 2014 года в связи с непредоставлением показаний ИПУ расход электроэнергии по квартире N 3 определялся исходя из среднемесячного объема потребления в течение шести месяцев, а затем - исходя из нормативов потребления электроэнергии. В общей сумме объем электроэнергии, рассчитанный за указанный период и предъявленный к оплате потребителям, проживающим в квартире N 3, составил 6887 кВтч, который учтен при расчете ОДН в этот период.
В октябре 2014 года были получены показания ИПУ по квартире N 3. В соответствии с пунктом 31 Правил 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания ИПУ и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги. В связи с расхождением объема электроэнергии, определенного за период с сентября 2012 года по сентябрь 2014 года по среднемесячному объему и нормативам потребления (6887 кВтч) и фактическим объемом, определенным на основании переданных потребителем показаний ИПУ (550 кВтч), по квартире N 3 был произведен перерасчет, объем электроэнергии по квартире N 3 уменьшен на 6337 кВтч.
В результате перерасчета по квартире N 3 суммарный расход по всем жилым помещениям дома в октябре составил - 5395 кВтч.
Согласно пункту 61 Правил 354 в случае, если будет установлено расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителю и использован при расчете размера платы за коммунальную услугу, то исполнитель обязан произвести перерасчет и направить потребителю требование о внесении доначисленной платы либо уведомление о размере платы, излишне начисленной потребителю.
Нарушение ОАО "Томскэнегосбыт" сроков проведения проверки состояния индивидуальных приборов учета, установленных Правилами 354, не повлекло нарушения интересов потребителей, так как выставленный в октябре 2014 года расход электроэнергии, потребленной на ОДН, есть объем электроэнергии, фактически потребленной ими за период с сентября 2012 года по октябрь 2014 года.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании изложенного, по мнению представителя ОАО "Томскэнергосбыт в действиях ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссией установлено, что для И.(далее потребитель), проживающей по адресу: 634029, г. Томск, ул. Советская, 29а-1, исполнителем услуг по предоставлению электроэнергии является ОАО "Томскэнергосбыт".
В квитанции за октябрь 2014 года И. выставлен счет, в котором оплата за ОДН составляет 2080,17 руб.
Согласно пояснениям ОАО "Томскэнергосбыт" указанное начисление произошло из-за непредоставления с сентября 2012 года по сентябрь 2014 года показаний ИПУ квартирой N 3 по ул. Советской дом 29а.
По указанной квартире при описанных обстоятельствах начисления производились в соответствии с пунктами 33, 44, 59, 60, 61 Правил 354.
В тоже время Правилами 354 предусмотрено:
п. 82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
п. 83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)
п. 84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
В п. 85 Правил 354 описывается порядок проведения проверок исполнителем услуг.
В результате неисполнения ОАО "Томскэнергосбыт" вышеуказанных обязанностей, приняв октябрьские показания ИПУ квартиры N 3 как достоверные, Заявителю за октябрь 2014 года выставлена к оплате резко возросшая сумма за ОДН - 2080,17 руб. (за август 2014 года ОДН составило - 68,04 руб., за сентябрь 2014 года 259,95 руб.).
Утверждение представителя ОАО "Томскэнергосбыт" о том, что нарушение ОАО "Томскэнегосбыт" сроков проведения проверки состояния индивидуальных приборов учета не повлекло нарушения интересов потребителей, так как выставленный в октябре 2014 года расход электроэнергии, потребленной на ОДН, есть объем электроэнергии, фактически потребленной ими за период с сентября 2012 года по октябрь 2014 года комиссией не принимается, так как ОАО "Томскэнергосбыт" не предоставило комиссии документов, подтверждающих проведение проверок, предусмотренных пунктами 82-84 Правил 354, в том числе правильность и достоверность переданных показаний ИПУ квартиры N 3 за октябрь 2014 года, схему подключения, возраст, исправность ИПУ и т.д.
Бездействие и неисполнение ОАО "Томскэнергосбыт" обязанностей, предусмотренных пунктами 82 - 84 Правил 354 привело к ущемлению интересов Заявителя.
Ущемление интересов заявителя выразилось в том, что заявителю выставлена резко возросшая сумма для оплаты за ОДН, не подтвержденная результатами обязательной проверки исполнителем услуг, т.е. И. может понести необоснованные финансовые расходы.
Приказом Томского УФАС России от 30.10.2009 N 252/70 ОАО "Томская энергосбытовая компания" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более 35% по услуге купля-продажа электрической энергии с долей более 50% в географических границах г. Томска и Томского района, за исключением электрических сетей ООО "Горсети", т.е. ОАО "ТЭСК" на указанном рынке занимает доминирующее положение.
В заседании комиссии представитель ОАО "Томскэнергосбыт" доминирующее положение не оспаривал.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Томскэнергосбыт", занимая доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже электрической энергии, не исполняя обязанностей, предусмотренных пунктами 82-84 Правил 354, нарушает ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения Заявителя и ОАО "Томская энергосбытовая компания", делает вывод о том, что бездействия ОАО "Томская энергосбытовая компания", выразившиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных пунктами 82 - 84 Правил 354 комиссией квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
Признать ОАО "Томская энергосбытовая компания" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального Закона от 26. 07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных пунктами 82 - 84 Правил 354, что привело к ущемлению интересов заявителя.
Выдать предписание об устранении нарушения ОАО "Томская энергосбытовая компания".
Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении ОАО "Томская энергосбытовая компания" и должностных лиц ОАО "Томская энергосбытовая компания" к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Председатель комиссии: И.В.Бутенко
Члены Комиссии: Т.Н.Бердникова
Л.М.Рыжкова
Решение комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Томской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
24.03.2015 г. Томск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И. В. - заместителя руководителя управления;
членов комиссии: Бердниковой Т.Н., главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело N 02-10/15-15 по признакам нарушения ОАО "Томская энергосбытовая компания" (636034, г. Томск, ул. Котовского, 19) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных пунктами 82 - 84 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" что привело к ущемлению интересов И.
2. открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" в двухмесячный срок с момента получения предписания провести проверку в соответствии с пунктами 82 - 84 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по адресу:
3. о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии: И.В.Бутенко
Члены Комиссии: Т.Н.Бердникова
Л.М.Рыжкова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области N 02-10/15-15 (опубликовано 25 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016