Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 31-ФАС22-Р/03-15 (опубликовано 25 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
П<_>
члены Комиссии:
Б<_>
Ч<_>
рассмотрев дело N31-ФАС22-Р/03-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы медицинских услуг по адресу г.Белокуриха, ул.Славского, 19 с признаками нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя и рекламораспространителя ИП Куреневой, установила:
ИП Куренева своевременно и надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, не является препятствием для рассмотрения дела отсутствие сторон, если имеются данные о своевременном извещении о времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
ИП Куренева на заседание Комиссии не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
На основании изложенного Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии ИП Куреневой.
Комиссия Алтайского краевого УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В г.Белокуриха по адресу ул.Славского, 19 у входа в Старую Радонолечебницу размещена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: "Лечение массажем остеохондроз артроз артрит межпозвоночные грыжи опущение органов травмы лимфатический застой_Старая Радонолечебница кабинет N9_".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются медицинские услуги, а также к лицу, их оказывающему, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, предусмотрено, что медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
В Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27 декабря 2011 г. N 1664н, предусмотрен тип медицинской услуги: "лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)".
Следовательно, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
Федеральным законом "О рекламе" в статье 24 установлены специальные требования и ограничения к рекламе медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Реклама размещена ИП Куреневой. ИП Куренева осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу г.Белокуриха, ул.Славского, 19 согласно договору аренды N3/12 от 01.07.2013 г., заключенному с ООО "Риалт". Основным видом деятельности согласно выписке из ЕГРИП является деятельность среднего медицинского персонала. Медицинскую деятельность ИП Куренева осуществляет на основании лицензии N22-01-000776 от 21.12.2007 г.
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного Федеральным законом "О рекламе" предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, таким образом, она размещена с нарушением требований ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно ст.3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно материалам дела, рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ИП Куренева.
Согласно пункту 4 статье 3 настоящего Федерального закона, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП Куреневой ч.7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в размещении ненадлежащей рекламы медицинских услуг.
На определение о возбуждении дела от 05.03.2015 г. ИП Куренева представила доказательства об устранении нарушения, а именно фотографию исправленной рекламы, в которой содержится предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов (вх.N2872 от 19.03.2015 г.).
В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения, антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42,47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать наружную рекламу "Лечение массажем остеохондроз артроз артрит межпозвоночные грыжи опущение органов травмы лимфатический застой_Старая Радонолечебница кабинет N9_", размещенную на рекламных конструкциях по адресу г.Белокуриха ул. Славского, 19, ненадлежащей.
2. Признать рекламодателя и рекламораспространителя ИП Куреневу нарушившей требования ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения производства по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии П<_>
Члены Комиссии Б<_>
Ч<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 31-ФАС22-Р/03-15 (опубликовано 25 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016