Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 277 (опубликовано 24 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Белова А.В. - И.о. заместителя руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;
Члены комиссии:
Проскурнина Н.С. - государственный инспектор;
Ефремова Л.В. - государственный инспектор;
рассмотрев дело N 277 по признакам нарушения СНТ "На горке" (место нахождения: 640039, г. Курган, ул. Бажова, 71-69) части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетики", установила:
Основанием для возбуждения дела N 277 о нарушении части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике) явилось поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) заявление Рыбина Александра Александровича в отношении СНТ "На горке".
Из представленных в дело материалов и пояснений лиц, участвующих в деле и располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах установлено следующее.
Из заявления следует, что собственники индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, на основании возмездного договора получают электроснабжение от трансформатора, принадлежащего СНТ "На горке".
25.08.2014 г. руководством СНТ "На горке" всем собственникам вручены уведомления с предложением добровольно оплатить задолженность СНТ "На горке" перед энергосбытовой организацией под угрозой отключения подачи электроэнергии на трансформатор.
Согласно показаний приборов учета, установленных в домах собственников, задолженность у собственников перед СНТ "На горке" отсутствует.
В ходе рассмотрения дела N 277 представитель СНТ "На горке" пояснил, что в собственности СНТ находится две трансформаторные подстанции, посредством одной из которых производится снабжение электрической энергией членов СНТ. Вторая трансформаторная подстанция используется для передачи электрической энергии исключительно для нужд потребителей проживающих в частных жилых домах, расположенных в микрорайоне Храпово.
Подключение жилых домов производилось непосредственно потребителями без согласования и заключения соответствующих договоров с СНТ, а также с энергоснабжающей организацией.
Оплата потребляемой электрической энергии производилась следующим образом, жители микрорайона оплачивали в кассу СНТ самостоятельно исчисляемый объем потребления электрической энергии, далее весь суммарный объем денежных средств, переданный жителями микрорайона Храпово, направлялся в полном объеме для оплаты электрической энергии гарантирующему поставщику.
Проверкой показаний прибора учета, расположенного в подстанции установлено, что объем потребленной электрической энергии превышает объем оплаченного потребления, на основании чего ОАО "ЭК "Восток" выставлен счет N 60407769/0613338/98, в соответствии с которым задолженность за электрическую энергию, потребленную жителями микрорайона Храпово, составляет 243860,24 руб.
СНТ не имеет возможности оплачивать задолженность за потребленную электрическую энергию, сформировавшуюся у третьих лиц перед ОАО "ЭК "Восток". В связи с чем и были направлены уведомления о имеющейся задолженности в адрес жителей.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее:
Садоводческое некоммерческое товарищество "На горке" является юридическим лицом, созданным по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью организации и обустройства своих земельных участков, путем добровольного внесения его членами целевых и иных взносов.
Между ОАО "ЭК "Восток" и СНТ "На горке" заключен договор энергоснабжения N60407769 от 12.11.2010 г. Указанный договор заключен на энергоснабжение дачных участков, расположенных на территории СНТ "На горке", и жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, мкр. Храпово.
П. 1 ст. 541 ГК РФ устанавливает, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с п.1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производиться абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данным учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 80 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354 (далее - Правила N 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Начисления ОАО "ЭК "Восток" размера платы за электрическую энергию по адресу: г. Курган, мкр. Храпово производились исходя из показаний, установленного и принятого в эксплуатацию, общего прибора учета, расположенного в РУ - 0,4кВ ТП 10/0,4кВ КТ-5-19.
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленному между СНТ "На горке" и ОАО "Курганэнерго", точки поставки по договору расположены:
- по объекту "дачные участки": на ответвительных зажимах, установленных на проводе опоры N 42 ВЛ-10кВ N 5 ПС Керамзит - Т (ТП 10/0,4 кВ КТ-5-20/400 кВА, ВЛ-0,4 кВ - на балансе потребителя), что соответствует уровню напряжения - СН2;
- по объекту "жилой дом": на ответвительных зажимах, установленных на проводе опоры N 34 ВЛ-10кВ N 5 ПС Керамзит - Т (ТП 10/0,4 кВ КТ-5-19/160 кВА, ВЛ-0,4 кВ - на балансе потребителя), что соответствует уровню напряжения - СН2;
Таким образом, договор заключен на электроснабжение одного жилого дома мкр. Храпово, как следует из пояснений ОАО "ЭК "Восток", информации о надлежащем технологическом присоединении к электрическим сетям иных жилых домов мкр. Храпово у "Энергосбыт" - филиал ОАО "ЭК "Восток" отсутствует.
СНТ "На горке" 15.10.2014 вх. N 6708, представило информацию, что подключение жилых домов производилось непосредственно потребителями без согласования и заключения соответствующих договоров с СНТ, а также с энергоснабжающей организацией.
Оплата потребленной электроэнергии производилась жителями жилых домов на основании самостоятельно исчисляемого объема потребления и не контролируется СНТ. Суммарный объем денежных средств, переданных потребителями, проживающими в жилых домах, направлялся в полном объеме для оплаты электрической энергии гарантирующему поставщику.
В свою очередь, жители мкр. Храпово утверждают, что технологическое присоединение и установка пломб на индивидуальные приборы учета осуществлялась электриком СНТ "На горке" и представили квитанции СНТ "На горке" по оплате строительства линий электропередач.
Из анализа представленных документов Курганским УФАС России установлено, что между СНТ "На горке" и гражданами Абросовым Н.В. и Рыбиным А.А. заключены договоры энергоснабжения от 27.09.2013 б/н, которыми определен порядок поставки электрической энергии на объекты потребителей.
При этом стоит учесть, что договоры энергоснабжения не могут быть заключены СНТ "На горке" в силу того, что СНТ не является энергоснабжающей организацией.
Потребителями услуг по передаче электрической энергии в соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии (пункт 5).
Согласно п.6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
СНТ "На горке" Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области тариф на услуги по передаче электрической энергии не установлен.
Из представленных жителями мкр. Храпово квитанций по оплате электрической энергии Курганским УФАС России установлено, что СНТ "На горке" взимало плату за электрическую энергию без установленного тарифа.
Также стоит отметить что, СНТ "На горке" взимало с жителей мкр. Храпово плату за пользование объектами инфраструктуры электроснабжения, установленные Решением общего собрания СНТ "На горке" от 01.04.2012 г, от 01.09.2013 г и Решением правления СНТ "На горке" от 01.07.2014 г.
Комиссией установлено, что жителям мкр. Храпово, а именно Реутовой В.В. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, участок N 48; Романовичу Р.О. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, ул. 2 Проезжая, участок N 36; Корниловой Н.О. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, ул. Просторная, участок N 6; Рыбину А.А. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, ул. 2 Проезжая, д.3 СНТ "На горке" направило уведомления содержащие угрозу введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей, в случае несвоевременного осущестления оплаты потерь электроэнергии размер которых установлен решением правления СНТ "На горке".
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, созданным на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Статья 1 Федерального закона N 66-ФЗ определяет, что имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Согласно пункту 1 статье 20 Федерального закона N 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Пунктом 10 части 1 статьи 21 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что к компетенции общего собрания членов садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением относится принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов.
К полномочиям правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения пунктами 1; 10 части 3 статьи 22 Федерального закона N 66-ФЗ относятся практическое выполнение решений общего собрания членов такого объединения и организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования.
Однако, трансформаторная подстанция ТП 10/0,4 кВ КТ-5-19/160 кВА, ВЛ-0,4 кВ, линии электропередач и земельные участки жителей мкр. Храпово располагаются вне границ СНТ "На горке". Следовательно, решения общего собрания СНТ "На горке", решения правления СНТ "На горке" не распространяются на жителей мкр. Храпово, также как действие Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, решения общего собрания СНТ и решения правления СНТ является незаконным в части установления платы за пользование объектами инфраструктуры электроснабжения для жителей мкр. Храпово, поскольку мкр. Храпово располагается вне границ СНТ "На горке".
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 (далее - Правила N 422), ограничение режима потребления электрической энергии вводиться при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
Согласно пункту 4 Правил N 442 инициаторами ограничения режима потребления электрической энергии в зависимости от наступления обстоятельств определенных в пункте 2 Правил N 442, могут выступать гарантирующий поставщик или сетевая организация.
Пунктом 6 Правил N 442 предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:
сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;
лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.
Субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными как для субисполнителя, так и для исполнителя, и несет установленную гражданским законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение указанных требований с возмещением всех понесенных исполнителем и иными лицами расходов, убытков, причиненного вреда в полном объеме.
Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.
Таким образом, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно только гарантирующим поставщиком или сетевой организацией, осуществление действий по введению ограничения потребления электрической энергии собственником объектов электросетевого хозяйства, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии возможно только на основании письменного уведомления исполнителя (инициатора) в соответствии с Правилами N 442.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35 - ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Указанные действия садоводческого некоммерческого товарищества "На горке" противоречат нормам статьи 546 ГК РФ, Правилам N 861, Правилами N 442 и Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", поскольку СНТ не является поставщиком электроэнергии, сетевой организацией и направление уведомлений содержащих угрозу введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать в действиях СНТ "На горке" (место нахождения: 640039, г. Курган, ул. Бажова, 71-69) нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", выразившееся в создании необоснованной угрозы введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей: Реутовой В.В. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, участок N 48; Романовича Р.О. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, ул. 2 Проезжая, участок N 36; Корниловой Н.О. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, ул. Просторная, участок N 6; Рыбина А.А. по адресу: г. Курган, мкр. Храпово, ул. 2 Проезжая, д.3.
2. Выдать СНТ "На горке" предписание о прекращении нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Председатель Комиссии __________________ А.В. Белова
Члены Комиссии: ________________Н.С. Проскурнина
__________________ Л.В. Ефремова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 277 (опубликовано 24 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016