Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 18 марта 2015 г. N 06-12/15-27
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель комиссии Мурманского УФАС:
Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены комиссии Мурманского УФАС:
Редина Е.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н. М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителей Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" (далее - НКО "ФКР МО", Заказчик) - <> (по доверенности от 17.03.2015 г. б/н), <> (по доверенности от 17.03.2015 г. б/н),
представителя общества с ограниченной ответственностью "МСК-51" (далее - ООО "МСК-51", Заявитель, Общество) - <> (по доверенности от 24.02.2015 г N2015-672/02),
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "МСК-51" на действия НКО "ФКР МО" при проведении комиссионного отбора подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по лоту: "Капитальный ремонт крыши и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д.18" (далее - Комиссионный отбор, торги), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 06 марта 2015 года обратилось Общество с жалобой на действия Заказчика при проведении Комиссионного отбора.
Из существа поданной жалобы следует, что Заказчик включил в один лот работы, которые технологически и функционально не связаны между собой, а именно: объединены работы по организации подготовки проектной документации и выполнение комплекса работ по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного дома. Указанные действия, отмечает ООО "МСК-51", противоречат требованиям статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку предоставляют преимущественные условия на участие в Комиссионном отборе отдельным хозяйствующим субъектам, тем самым ограничивая конкуренцию.
Кроме того, по мнению Заявителя, в ведомостях объемов работ отсутствуют следующие виды: выполнение технического обследования кровли и фасада, изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши и фасада, согласование проекта в органах архитектуры и со всеми организациями. Общество полагает, что Заказчик, не указав виды работ, вводит в заблуждение участников Комиссионного отбора по вопросу формирования цены контракта.
Также, согласно представленным ООО "МСК-51" дополнениям к жалобе от 16 марта 2015 года, в проекте контракта отсутствуют конкретные сроки оплаты работ подрядчику.
Общество просит признать действия НКО "ФКР МО" неправомерными, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив представленные сторонами документы, выслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Нормативным актом, регулирующим порядок проведения Комиссионного отбора является Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2014 N494-ПП "Об утверждении Порядка привлечения НКО "ФКР МО", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" (далее - Порядок).
Извещение о проведении торгов размещено на официальном сайте НКО "ФКР МО": http://fkrmo.ru/zakupki-fonda/.
Документация для Комиссионного отбора разработана и утверждена в соответствии с пунктом 4.3 раздела 4 Порядка.
Пунктом 12 технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации, определены виды работ:
- выполнение технического обследования кровли и фасада;
- изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши и фасада,
- согласование проекта в органах архитектуры и со всеми организациями, в соответствии с действующим законодательством,
- выполнение комплекса работ по капитальному ремонту крыши и фасада в соответствии с проектом, утвержденным Заказчиком, площадь фасада-2326,2 м2 площадь кровли-1884,0 м2.
Таким образом, согласно техническому заданию документации Комиссионного отбора предметом торгов наряду с выполнением комплекса работ по капитальному ремонту крыши и фасада является также подготовка проектно-сметной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации, приводит к невозможности формирования участником торгов предложения по исполнению договора, в части расчёта цены и объёмов работ по строительству.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией (далее также - СРО) свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Кроме того, в соответствии со статьей 55.3 Градостроительного кодекса РФ СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
На основании вышеизложенного в пункте 4.2 раздела 4 документации Заказчиком установлено требование к участникам Комиссионного отбора: соответствие участников требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом комиссионного отбора, а именно: наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства")".
Так, договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, установленное в документации Комиссионного отбора требование к участникам торгов о наличии свидетельств о допуске к работам по организации строительства и к работам по организации подготовки проектной документации, безусловно, ограничивает количество участников Комиссионного отбора.
Часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с вышеизложенным, услуги, связанные с проектированием и организации строительства, технологически и функционально не связаны между собой и являются услугами, представленными на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить указанные работы и услуги. Учитывая, что при формировании документации заказчиком объединены работы по проектированию и строительству, которые относятся к работам различного вида, выполняются последовательно, с применением различных технологий и оборудования, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что подобное объединение в один лот работ, являющихся предметом торгов, ограничило состав участников Комиссионного отбора, а также могло привести к нарушению принципа эффективности расходования бюджетных средств.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет торгов работы по подготовке проектной документации и работы по организации строительства, что нарушает требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В данной части жалоба Общества обоснована.
В соответствии с частью 1 статьи 711 Гражданского кодекса РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Поскольку в договорах подряда должны быть установлены сроки, и правилами об этих договорах не предусмотрено иного, к обязательствам из такого договора подлежит применению пункт 1 статьи 314 Гражданского кодекса РФ о сроках исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса РФ обязательство должно быть исполнено в определенный договором срок.
Согласно подпункту 3.1 пункта 3 проекта договора, оплата по договору осуществляется за фактически выполненные подрядчиком работы за истекший месяц, основанием которой являются, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акты о приемке выполненных работ с расшифровкой по видам работ (форма КС-2), счета и счета-фактуры и акты рабочей комиссии по приемке работ (этапа) предоставляемые подрядчиком Заказчику.
В указанном пункте проекта договора отсутствует однозначное толкование о том, что является сроком оплаты выполненных работ, что может ввести в заблуждение участников Комиссионного отбора.
Таким образом, данный пункт проекта договора не содержит срока оплаты выполненных подрядчиком работ, в связи с чем, в данной части жалоба ООО "МСК-51" обоснована.
Довод Заявителя о том, что в ведомостях объемов работ отсутствуют определенные виды работ не находит фактического подтверждения.
Как было указано ранее, пунктом 12 технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации, определены виды работ:
- выполнение технического обследования кровли и фасада;
- изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши и фасада,
- согласование проекта в органах архитектуры и со всеми организациями, в соответствии с действующим законодательством,
- выполнение комплекса работ по капитальному ремонту крыши и фасада в соответствии с проектом, утвержденным Заказчиком.
В подпункте 6.1.19 пункта 6 проекта договора указано, что подрядчик выполняет инструментальное обследование конструкций крыши и фасада. С учетом обследования разрабатывает и согласовывает с Заказчиком проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного дома.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 11.1 пункта 11 проекта договора, представитель Заказчика вправе вносить от имени Заказчика изменения в техническую документацию при условии, что общая стоимость работ не превышает указанную в пункте 1.2 договора стоимость работ, характер работ не изменяется и сроки эксплуатации объекта не уменьшаются.
Таким образом, в данной части жалоба Заявителя необоснованна.
Комиссией Мурманского УФАС в ходе заседания установлено нижеследующее.
В соответствии с протоколом N3 вскрытия конвертов с заявками на участие в Комиссионном отборе подрядных организаций на выполнение работ по лоту: "Капитальный ремонт крыши и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д.18" от 12.03.2015 года, Комиссионный отбор признан несостоявшимся на основании пункта 4.7 Порядка.
Пунктом 4.7 Порядка определено, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов от количества ее членов.
Согласно Протоколу процедура вскрытия конвертов не проведена, так как отсутствовал кворум комиссии Заказчика.
В силу пункта 4.12 Порядка, комиссионный отбор объявляется несостоявшимся в следующих случаях:
- если к объявленному сроку вскрытия конвертов не поступило ни одной заявки;
- если всем участникам отказано в допуске к участию в комиссионном отборе по результатам рассмотрения заявок.
При признании комиссионного отбора несостоявшимся процедура комиссионного отбора проводится повторно.
Пунктом 2.5 Порядка определено, что комиссия прекращает свою деятельность после проведения всех процедур по отбору подрядных организаций, приведших к заключению договора подряда.
Таким образом, комиссия НКО "ФКР МО" в нарушение пункта 4.12 Порядка неправомерно признала Комиссионный отбор несостоявшимся.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, комиссия Мурманского УФАС, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ООО "МСК-51" на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" при проведении комиссионного отбора подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по лоту: "Капитальный ремонт крыши и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д.18" обоснованной.
Признать заказчика - Некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать комиссию Некоммерческой организаций "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" нарушившей пункт 4.12 Порядка.
Выдать предписание Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области", комиссии некоммерческой организаций "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" об устранении допущенных правонарушений.
Решение по жалобе принято 18 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 06-12/15-27
18 марта 2015 года город Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель комиссии Мурманского УФАС:
Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
члены комиссии Мурманского УФАС:
Редина Е.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н. М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
на основании решения от 18 марта 2015 года по делу N 06-12/15-27 принятого по результатам рассмотрения в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы общества с ограниченной ответственностью "МСК-51" на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" при проведении комиссионного отбора подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по лоту: "Капитальный ремонт крыши и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д.18" (далее - Комиссионный отбор, торги), предписывает:
Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" и комиссии Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" устранить нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 4.12 Порядка привлечения НКО "ФКР МО", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области", путём:
1.1. отмены протокола, составленного в ходе проведения Комиссионного отбора;
1.2. аннулирования процедуры торгов.
Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области" исполнить предписание и в срок до 06 апреля 2015 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Предписание по делу N 06-12/15-27 принято 18 марта 2015 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 18 марта 2015 г. N 06-12/15-27
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016