Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 22 августа 2014 г. N 26
Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 22.08.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА), рассмотрев 11.08.2014 г. дело N 26 от 18.07.2014 г. по признакам нарушений МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 47) и ООО Производственно-строительная компания "Сибирь" (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Чорос-Гуркина Г.И., 74, оф.18) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей: МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" директора <_> юрисконсульта <_> по доверенности от 11.08.2014 г., ООО Производственно-строительная компания "Сибирь" директора <_> Администрации города Горно-Алтайска начальника юридического отдела <_> по доверенности от 28.07.2014 г. N1319, установила:
В адрес УФАС по РА 20.06.2014 г. вх. N1718 поступило заявление ООО "Сибградстрой" о фактах нарушения антимонопольного законодательства при проведении аукциона на строительство дополнительного корпуса детского сада N10 по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, 2.
По результатам анализа заявления и поступивших от МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" материалов, УФАС по РА на основании пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с проведением ООО ПСК "Сибирь" работ по строительству дополнительного корпуса детского сада N 10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске, не предусмотренных муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ N 2013.170843 от 04.10.2013 г. по строительству нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N 10. Рассмотрение дела N 26 от 18.07.2014 г. о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 11.08.2014 г.
Определением о назначении дела N 26 от 18.07.2014 г. к рассмотрению у МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска", ООО ПСК "Сибирь" и Администрации МО "Город Горно-Алтайск" запрошены письменные пояснения по выявленным признакам нарушений антимонопольного законодательства.
Письменные пояснения МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" представлены 31.07.2014 г., Администрацией МО "Город Горно-Алтайск" 05.08.2014 г.
Согласно письменным пояснениям МУ "Управление капитального строительства г. Горно-Алтайска" 04.10.2013 г. заключен муниципальный контракт N 2013.170843 с ООО ПСК "Сибирь" на строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г.Горно-Алтайске, работы выполнены в 2013 г. в объеме, предусмотренном данным контрактом. Сведения о том, что ООО ПСК "Сибирь" заключило договоры субподряда с ИП <_> и ООО "Сибградстрой" управлению не известны. Проектная документация на строительство дополнительного корпуса детского сада на 90 мест проходит государственную экспертизу, аукцион на строительство дополнительного корпуса не объявлялся, на каком основании и в рамках какого контракта шло строительство дополнительного здания на территории детского сада N10 заказчику не известно. А также устное или письменное согласие ООО ПСК "Сибирь" на проведение работ по строительству дополнительного здания на территории детского сада N10 МУ "Управление капитального строительства г. Горно-Алтайска" не давало.
ООО ПСК "Сибирь" в письменных пояснениях сообщает, что договор субподряда от 11.09.2013 г. с ИП <_> составлен как договор о намерениях выполнения строительных работ на объекте дополнительный корпус детского сада N10 по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, 2. Это было сделано для того, чтобы ИП <_> предполагаемый субподрядчик, подготовил людей (бригаду) и технику и после проведения аукциона приступил к работе. После выполнения работ по муниципальному контракту N2013.170843 от 04.10.2013 г. "Строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске" для защиты конструкций нулевого цикла от разрушения и для соблюдения технологического процесса директором ООО ПСК "Сибирь" <_> принято решение о продолжении работ до устройства крыши здания.
Администрация МО "Город Горно-Алтайск" пояснила, что строительство дополнительного корпуса детского сада N10 по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, 2 запланировано в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", постановления Правительства РФ от 14.04.2014 г. N289 "О порядке предоставления и распределения в 2014 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей". О том, что ООО ПСК "Сибирь" без договора подряда выполняет работы, сверх предусмотренных в ранее заключенном с МУ "Управление капитального строительства г. Горно-Алтайска" контракте, Администрация узнала в июле 2014 г.
Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:
На основании распоряжения Администрации города Горно-Алтайска от 21.04.2008 г. N412-р создано МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска".
Основным предметом деятельности Учреждения является выполнение функций заказчика-застройщика при строительстве, реконструкции (реставрации) и капитальном ремонте объектов капитального строительства местного значения.
Учредителем и собственником МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" является муниципальное образование "Город Горно-Алтайск".
При анализе официального сайта РФ (zakupki.gov.ru) УФАС по РА установлено, что заказчиком Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" 13.09.2013 г. размещено извещение N 0377300005213000067 о проведении открытого аукциона в электронной форме "Строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске":
- начальная (максимальная) цена контракта -2992119,00 рублей;
- дата и время окончания срока подачи заявок - 20.09.2013 г. 09-00 часов (время местное);
- дата проведения открытого аукциона - 26.09.2013 г.
Согласно сведениям, представленным МУ "УКС города Горно-Алтайска" (исх. N641 от 10.07.2014 г.), и анализа официального сайта РФ (zakupki.gov.ru) других аукционов по рассматриваемому объекту строительства заказчиком не объявлялось.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по открытому аукциону в электронной форме N 0377300005213000067 от 23.09.2013 г. поступила одна заявка (ООО ПСК "Сибирь").
С ООО ПСК "Сибирь" 04.10.2013 г. заключен муниципальный контракт N2013.170843 по начальной (максимальной) цене 2992119 рублей.
В адрес УФАС по РА 20.06.2014 г. вх. N1718 поступило заявление ООО "Сибградстрой". К заявлению ООО "Сибградстрой" приложены:
- договор субподряда от 11.09.2013 г. между ООО ПСК "Сибирь" и ИП <_> согласно которому субподрядчик (ИП <_>) обязуется в срок до 15.10.2013 г. по заданию генподрядчика (ООО ПСК "Сибирь") произвести строительные работы на объекте "Дополнительный корпус детского сада N10 по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская 2" (работы по подготовке строительной площадки);
- договор субподряда от 11.02.2013 г., заключенный между ИП <_> и ООО "Сибградстрой" и дополнительное соглашение от 12.09.2013 г. к данному договору, согласно которому субподрядчик (ООО "Сибградстрой") обязуется в срок до 15.10.2013 г. по заданию генподрядчика (ИП <_>) произвести строительные работы на объекте "Дополнительный корпус детского сада N10 по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская 2" (работы по подготовке строительной площадки).
Представленные в рамках рассматриваемого дела письменные объяснения МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" о том, что учреждение было не в курсе, что шло строительство дополнительного здания на территории детского сада N10, комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. по факту завершения работ по строительству нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске подрядчик должен был передать строительную площадку заказчику.
Срок выполнения работ по муниципальному контракту N 2013.170843 от 04.10.2013 г. - в течение 12 дней со дня заключения контракта.
Однако, МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" по окончанию работ не предприняло мер по возврату преданной подрядчику строительной площадки.
Согласно техническому заданию на разработку проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания детского сада N10 по ул. Комсомольской, 2 в г. Горно-Алтайске. Строительство дополнительного корпуса на 90 мест. 1 этап" (извещение о проведении запроса котировок от 20.02.2014 N0377300005214000005) предусмотрено проектирование здания из 3-х этажей, каркасное с заполнением кирпичом (блоком). Количество мест в существующем детском саду 100, общее после реконструкции - 190 детей.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" пояснил, что по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская 2 запланировано строительство дополнительного корпуса детского сада N10 на 90 мест, строительство другого объекта по данному адресу не планируется, а выполненные работы по строительству нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10, являются фундаментом (основанием) дополнительного корпуса детского сада N10 на 90 мест.
Данный факт подтверждает и фотоматериал с объекта строительства от 14.07.2014 г., сделанный УФАС по РА в рамках рассматриваемого заявления.
Следовательно, возведенное ООО ПСК "Сибирь", на строительной площадке по адресу ул. Комсомольской, 2 в г. Горно-Алтайске, 3-х этажное здание является дополнительным корпусом детского сада N10 на 90 мест.
ООО ПСК "Сибирь" не могло знать о намерении МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" проводить торги на строительство дополнительного корпуса детского сада N10 по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская 2, без предварительного извещения заказчиком.
Таким образом, еще до размещения извещения о проведении открытого аукциона N 0377300005213000067 МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" был определен генподрядчик ООО ПСК "Сибирь" (а в последующем (13.09.2013 г.) субподрядчики ИП <_> и ООО "Сибградстрой") на выполнение работ по строительству нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске" (дополнительного корпуса детского сада N10 на 90 мест).
В связи с тем, что работы на объекте велись еще до определения победителя аукциона, в аукционной документации были установлены сроки выполнения работ - в течение 12 дней со дня заключения контракта.
Установленный срок выполнения работ (12 дней) является существенным условием выполнения муниципального контракта, и может повлиять на количество участников аукциона.
Данный факт подтверждается тем, что открытый аукцион в электронной форме "Строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске" признан несостоявшимся, подана одна заявка ООО ПСК "Сибирь".
Фотоматериал с объекта строительства подтверждает, что работы выполнены по возведению здания (3 этажа) дополнительного корпуса детского сада N10 под крышу, которые не включены в техническую часть аукционной документации N0377300005213000067 и по определению не могут относиться к подготовительным работам (строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске).
Согласно статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено, как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, вывод о наличии соглашения по статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения, в том числе при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об этом.
Согласно распоряжению Администрации города Горно-Алтайска от 13.09.2013 г. N1278-р МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" поручено провести электронный аукцион "Строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске" и по результатам его заключить муниципальный контракт.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" пояснил, что строительный контроль за нулевым циклом хозяйственного блока осуществляло МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска", данный объект не передан в Управление имущественных отношений города Горно-Алтайска, а находится на ответственном хранении у заказчика.
По мнению комиссии УФАС по РА между МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" достигнуто устное соглашение о начале выполнения работ до объявления открытого аукциона в электронной форме "Строительство нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске" и о продолжении выполнения работ на объекте, не предусмотренных муниципальным контрактом N2013.170843 от 04.10.2013 г.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом законное право на выполнение работ по строительству здания дополнительного корпуса детского сада N10 (в том числе нулевого цикла) может быть приобретено исключительно на торгах в форме открытого аукциона в электронной форме.
Целью проведения открытого аукциона в соответствии со ст. 32 Закона о размещении заказов является определение победителя, которым признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Аналогичные требования содержаться и в статьях 1, 59, 68, 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" не предприняло каких-либо мер для создания равного доступа участников закупки (строительных организаций) к выполнению работ по строительству дополнительного корпуса детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 г. Горно-Алтайске (в том числе нулевого цикла) до выполнения работ не отобрало подрядчика в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, а предоставило преимущественное право ООО ПСК "Сибирь" на выполнение работ, которые предусмотрены открытым аукционом N0377300005213000067, а также без объявления аукциона на основное строительство дополнительного корпуса детского сада N10 дало устное согласие ООО ПСК "Сибирь" на продолжение работ на объекте.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В связи с тем, что на объекте дополнительного корпуса детского сада N10 выполнены работы, не предусмотренные муниципальным контрактом N2013.170843 от 04.10.2013 г. и без аукциона и договоров, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия МУ "Управление капитального строительства г.Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" (в части достигнутого между сторонами соглашения на выполнение работ) являются нарушением статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции, т.к. было исключено соперничество между хозяйствующими субъектами, которое является главным признаком конкуренции.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с выполнением ООО ПСК "Сибирь" работ на объекте нулевого цикла хозяйственного блока детского сада N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске до определения победителя аукциона N0377300005213000067, а также продолжением работ на объекте, не предусмотренных муниципальным контрактом N2013.170843 от 04.10.2013 г. и без аукциона и договоров, что свидетельствует о достигнутом между МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" соглашении, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительных услуг.
2. Выдать МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО ПСК "Сибирь" предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательства, а именно осуществить актирование выполненных ООО ПСК "Сибирь" строительных работ на объекте детский сад N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске (определить объем выполненных работ, не предусмотренных муниципальным контрактом N2013.170843 от 04.10.2013 г.), прекратить строительные работы на данном объекте до определения подрядчика по результатам торгов.
3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 26
22 августа 2014 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 22.08.2014 г. по делу N 26 от 18.07.2014 г. о нарушении МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО Производственно-строительная компания "Сибирь" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
МУ "Управление капитального строительства города Горно-Алтайска" и ООО Производственно-строительная компания "Сибирь" прекратить соглашения, нарушающие антимонопольное законодательство, а именно, осуществить актирование выполненных ООО ПСК "Сибирь" строительных работ на объекте детский сад N10 по ул. Комсомольская, 2 в г. Горно-Алтайске (определить объем выполненных работ, не предусмотренных муниципальным контрактом N2013.170843 от 04.10.2013 г.), прекратить строительные работы на данном объекте до определения подрядчика по результатам торгов.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 30.09.2014 г., представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22 августа 2014 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016