Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 22 ноября 2012 г. N 14/02-12
Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2012 г. Дело N 14/02-12
Решение изготовлено в полном объеме 22.11.2012 г.
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Молчанова А.В. - руководителя управления; членов Комиссии: Головиной Г.Ш.- главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий; Целищева А.Н. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий; при секретаре Барановой Г.С. - специалисте 2 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий
В присутствии:
заявителя - <_> (по паспорту серия <_>);
представителей ответчика ОАО "Российские железные дороги":
<_> по доверенности N 379 от 06.10.2012 г., <_> по доверенности N 395 от 06.10.2012 г.
представителя третьего лица ООО "Русэнергосбыт" - <_> по доверенности от 19.12.2011 г.
рассмотрев дело N 14/02-12 по признакам нарушения ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Администрацией Пасеговского сельского поселения на рассмотрение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области было передано коллективное заявление от жителей д. Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района, Кировской области (исп. <_>), а 16.07.2012 г. это же коллективное заявление было направлено в Кировское УФАС заявителями лично, на действия сетевой организации - филиала ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога Кировская дистанция электроснабжения (610025, г. Киров, ул. Деповская, 79), выразившиеся в оказании услуг электроснабжения ненадлежащего качества.
Из заявления следует, что филиал ОАО "Российские железные дороги" Горьковская железная дорога Кировская дистанция электроснабжения является организацией эксплуатирующей электрические сети, посредством которых осуществляется электроснабжение жилых домов д. Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района, Кировской области. С 2010 года жителям деревни Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района, Кировской области сетевой организацией оказываются услуги электроснабжения ненадлежащего качества. Ненадлежащее исполнение выражается в том, что входное напряжение в дом, в зависимости от времени суток, дней недели и времени года, варьируется от 130 В до 200 В.
По признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Российские железные дороги"" было возбуждено дело N 14/02-12. В связи с необходимостью представления дополнительной информации рассмотрение дела откладывалось 2 раза. Также, определением от 11.10.2012 г. о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела 14/02-12, было привлечено ООО "Русэнергосбыт".
Исполнитель по коллективному заявлению, <_> поддержал доводы, отраженные в заявлении, а также подтвердил, что жители жилых домов в д. Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района, Кировской области получают услугу электроснабжения ненадлежащего качества. Также, <_> сообщил, что 14 декабря 2010 г. им в адрес ООО "Русэнергосбыт" была направлена претензия на низкое качество электрической энергии. Данная претензия 13.01.2011 года была перенаправлена в сетевую организацию, а именно в филиал ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога Кировская дистанция электроснабжения. Ответ сетевой организации <_> датирован 04.04.2011 г., в котором сетевая организация подтвердила, что качество электроэнергии не соответствует нормативным документам и, что для приведения качества электрической энергии в норму планируются следующие мероприятия со сроком окончания в первой декаде мая 2011 г.: 1) по линии 0,4 кВ перераспределение нагрузки с увеличением сечения проводов с целью увеличения пропускной способности ВЛ; 2) запрос на увеличение установленной мощности трансформаторов.
11.10.2012 года после отложения, рассмотрение дела было продолжено. Заявитель сообщил о том, что в результате проведения ОАО "РЖД" действий по отключению несанкционированных потребителей, качество электрической энергии в деревне Токари стало соответствовать требованиям ГОСТа N 21128-83. Также, ОАО "РЖД" выполнены работы по монтажу отдельной КТП непосредственно в центре деревни Токари. Заявитель сообщил, что ведутся работы по монтажу ВЛ - 6 кВ до КТП и ВЛ - 0,4 кВ от КТП до точки соединения с существующей ВЛ - 0,4 кВ в деревне. Сроки окончания работ по монтажу всего вышеперечисленного оборудования и переключения деревни Токари на электроснабжение от вновь установленной КТП - 27 октября (согласно гарантийному письму направленному в адрес <_> 05.10.2012 г. N ЭЧ-3/2171).
После отложения рассмотрения дела, на заседании Комиссии 12.11.2012 года, <_> также сообщил, что монтаж новой КТП закончен и качество электроснабжения соответствует требованиям ГОСТа N 21128-83, следовательно, претензий к ОАО "РЖД" не имеет.
Представители ответчика не согласились с доводами заявителя и пояснили, что качество поставляемой через сети ОАО "РЖД" электроэнергии соответствует требованиям ГОСТ-13109-97. От КТП-38 200/6/0,4 ст. Лянгасово осуществляется электроснабжение потребителей 0,4 кВ, в том числе потребителей д. Токари и садоводческого товарищества "Садко" (фидер N3). Обслуживание КТП-38 и отходящих ВЛ-0,4 кВ персоналом Кировской дистанции электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ГЖД - филиала ОАО "РЖД" производятся согласно графику планово-предупредительного ремонта, утвержденного на календарный год. Замер нагрузок и уровня напряжения на ТП, КТП производится 1 раз в 6 месяцев, в мае и ноябре. По результатам замеров в 2010-2012 годах составлены акты, согласно которым напряжение на фидерах 0,4 кВ КТП-38 в период с 2010 по 2012 года находилось в пределах норм, установленных ГОСТ-13109-97. Силовой трансформатор КТП-38 по результатам испытаний, проведенных в 2011 году, признан годным к эксплуатации. Электрооборудование КТП-38 находится в исправном состоянии. Электроэнергия, передаваемая потребителям от распредительных электрических сетей, соответствует требованиям ГОСТ -13109-97, что подтверждается, в том числе, сертификатом соответствия N РОСС RU.AA16.B00045, выданного ФГУ "Ростест-Москва".
Представители ответчика пояснили, что за период 2010-2012 гг. письменных обращений по факту низкого качества электрической энергии от потребителей, получающих питание от КТП-38, в адрес Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" не поступало.
Также было отмечено, что ОАО "РЖД" в лице ГЖД не является гарантирующим поставщиком электроэнергии для жителей деревни Токари и не должно нести ответственности в соответствии с п. 30 постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012. Так как жители деревни Токари оплачивают потребленную электроэнергию ООО "Русэнергосбыт", следовательно, по мнению представителей ОАО "РЖД", надлежащим лицом, ответственным за качество подаваемой электрической энергии, является гарантирующий поставщик - ООО "Русэнергосбыт".
Представители ответчика сообщили, что ОАО "РЖД" в лице ГЖД не включено в реестр естественных монополий по вопросам подачи электроэнергии, а рассмотрение жалоб, обращений потребителей - физических лиц по вопросам качественного предоставления коммунальных услуг не относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы.
На заседании Комиссии 11.10.2012 года представители ОАО "РЖД" заявили устное ходатайство о привлечении в качества лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - ООО "Русэнергосбыт". Данное ходатайство было удовлетворено.
Представитель ООО "Русэнергосбыт" на заседании Комиссии пояснил, что в конце 2010 года от потребителя <_> в адрес ООО "Русэнергосбыт" поступила претензия на подачу некачественной электроэнергии в деревне Токари. Поскольку электрические сети находятся на балансе ОАО "РЖД", то данная претензия была перенаправлена на рассмотрение и устранение нарушений непосредственно к собственнику данных сетей. После этого, от гражданина <_> или других потребителей деревни Токари претензий в адрес ООО "Русэнергосбыт" не поступало.
Заслушав объяснения сторон, иных лиц и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.01.2008 г. между ООО "Русэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Кировэнерго" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 70480026.
Согласно п. 2.1 указанного договора, исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии (мощности) по сетям ПСО, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) до точек отпуска через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю и (или) ПСО на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с п. 3.4.1 договора N 70480026, заказчик обязуется обеспечить подачу в сети Исполнителя и ПСО электрической энергии (мощности) в объеме, обязательство по доставке которого Потребителям принял на себя Заказчик, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
По смыслу п. 3.5.1 договора N 70480026, исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии (мощности) по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии (мощности) по сетям ПСО в пределах максимальной мощности, разрешенной к потреблению, с учетом заявленной мощности Потребителей, и в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иным параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
Пункт 3.5.2 договора N 70480026 устанавливает, что исполнитель обязуется осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
Согласно п. 3.5.6 договора N 70480026, исполнитель обязуется направлять Заказчику в 15-дневный срок ответы на поступившие от Заказчика жалобы и заявления Потребителей по вопросам надежности и качества передачи электрической энергии (мощности), если иной срок не установлен действующими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Приложением N 2 к договору N 70480026, в перечень точек отпуска электрической энергии (мощности) входит населенный пункт Токари, в списке потребителей находится, в том числе гражданин Токарев А.Н., проживающий в доме N 36 д. Токари.
21.02.2008 года между ОАО "Кировэнерго" (заказчик) и Горьковской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 70480051.
Пункт 2.1 договора N 70480051 устанавливает, что исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
Согласно п. 3.3.3 договора N 70480051, заказчик обязуется направлять Исполнителю в пятидневный срок копии поступающих Заказчику претензий, жалоб и заявлений либо запросов (писем и т.д.) по вопросам надежности и качества снабжения электроэнергии.
По смыслу п. 3.5.15 договора N 70480051, исполнитель обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электрической энергии (мощности) от точек приема до точек отпуска в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТу 13109-97.
24.03.2004 года ОАО "РЖД" было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на воздушную линию 0,4 кВ от комплектной трансформаторной подстанции N 38 д. Боровики, д. Токари протяженностью 3359 м.
В соответствии с п. 2.1 Положения о Кировской дистанции электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением начальника - Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 05.03.2011 г., основными задачами Дистанции являются: 2.1.1. обеспечение электроснабжения объектов железнодорожного транспорта и объектов общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", а также объектов сторонних потребителей.
Исполнителем по коллективному заявлению, <_> в материалы дела представлены копии квитанций за период с 2011 г. по январь - июль 2012 г., которые подтверждают факт оплаты ООО "Русэнергосбыт" потребленной <_> электрической энергии.
Таким образом, у ОАО "РЖД" существует обязанность перед жителями деревни Токари (потребителями) по передаче электрической энергии надлежащего качества, в соответствии с техническими параметрами, в том числе по уровню напряжения, соответствующего ГОСТ.
14.12.2010 г. <_> направил в адрес ООО "Русэнергосбыт" претензию на низкое качество электрической энергии. Данная претензия 13.01.2011 года была перенаправлена в сетевую организацию, а именно в филиал ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога Кировская дистанция электроснабжения.
ООО "Русэнергосбыт" письмом N 1012 от 06.11.2012 в адрес Кировского УФАС по вопросу правового обоснования перенаправления претензии <_> в Кировскую дистанцию электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ГЖД - филиала ОАО "РЖД" сообщило, что с 13.10.2006 г. ООО "Русэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) приняло на себя обязательства по энергоснабжению потребителей ОАО "РЖД", в том числе деревни Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ОАО "РЖД" (территориальная сетевая организация). Гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему гражданином-потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства. Договор энергоснабжения, заключаемый гарантирующим поставщиком с гражданами-потребителями не регулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя. Следовательно, поступившая в адрес ООО "Русэнергосбыт" претензия <_> на низкое качество электрической энергии жителям деревни Токари была перенаправлена собственнику объектов электросетевого хозяйства - ОАО "РЖД", от которых питается д. Токари для принятия соответствующих мер.
Ответ Кировской дистанции электроснабжения <_> датирован 04.04.2011 г., в котором Кировская дистанция электроснабжения подтвердила, что качество электроэнергии не соответствует нормативным документам и, что для приведения качества электрической энергии в норму планируются следующие мероприятия со сроком окончания в первой декаде мая 2011 г.: 1) по линии 0,4 кВ перераспределение нагрузки с увеличением сечения проводов с целью увеличения пропускной способности ВЛ; 2) запрос на увеличение установленной мощности трансформаторов.
Довод ответчика о том, что в полномочия заместителя начальника Кировской дистанции электроснабжения <_> подписавшего 04.04.2011 г. ответ на претензию <_> не входило полномочие по рассмотрению жалоб потребителей на некачественное электроснабжение Комиссией не принимается по следующему основанию.
Согласно п. 1 раздела II "Должностные обязанности" должностной инструкции заместителя начальника дистанции по энергетике, утвержденной начальником Кировской дистанции электроснабжения <_> 07.02.2011 г., заместитель начальника дистанции осуществляет административно-техническое и оперативное руководство работой районов электроснабжения, района тяговых подстанций.
Следовательно, заместитель начальника Кировской дистанции электроснабжения имел право рассматривать претензию <_> а также давать на неё ответ.
01.02.2011 года при участии представителя Кировской дистанции электроснабжения <_> и жителя дома N 36 деревни Токари <_> был составлен акт замера уровня напряжения в розетке и получен результат 180В. При замере было включено освещение в доме.
13.07.2011 г. Прокуратурой Кировской области аналогичное заявление <_> было направлено в Западно-Уральское управление Ростехнадзора.
12.08.2011 г. Западно-Уральское управление Ростехнадзора сообщило заявителю, о том, что управлением была проведена внеплановая выездная проверка сетей электроснабжения д. Токари, находящихся на балансе филиала ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога Кировская дистанция электроснабжения. По результатам проверки установлены нарушения обязательных требований и выдано предписание с перечнем необходимых мероприятий, которые необходимо осуществить для устранения нарушений: 1) на дверях КТП-38 нанести предупреждающие плакаты и знаки установленного образца; 2) на трансформаторной подстанции нанести ее наименование, адрес и телефон владельца; 3) устранить отклонение опор от вертикальной оси; 4) провести чистку трассы ВЛ от кустарников и деревьев; 5) устранить недопустимое изменение стрел провеса и расстояния от проводов до земли и объектов; 6) соединение проводов в пролетах выполнить при помощи соединительных зажимов; 7) для потребителей электрической энергии выполнить мероприятия обеспечивающие требования по качеству электрической энергии; 8) на опорах ВЛ выполнить заземляющий устройства предназначенные для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Установлен срок устранения нарушений - до 01.10.2011 г. Виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.
Однако, 25.04.2012 г. жители деревни Токари были вынуждены обратиться по поводу подачи некачественной электроэнергии в администрацию Пасеговского сельского поселения и 16.07.2012 г. в Кировское УФАС.
Требование к качеству электрической энергии установлено Государственным стандартом СССР системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии номинальным напряжением до 1000 В N 21128-83, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.1983 N 5576.
Пунктом 3 указанного ГОСТа установлена величина номинального напряжения в сетях потребителей 220 В.
Пунктом 5.1 ГОСТа N 13109-97, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 N 338, установлены два вида норм качества электрической энергии: нормально допустимые и предельно допустимые.
Согласно п. 5.2 ГОСТа N 13109-97, нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводов приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128.
13.09.2012 г. на заседании Комиссии Кировского УФАС в процессе рассмотрения дела заявителем было предложено провести замеры напряжения в электрических сетях д. Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области. Ответчик не возражал. Было решено комисионно произвести указанные замеры напряжения 18.09.2012 г. с участием заявителя и представителей ответчика, членов Комиссии.
18.09.2012 г. Комиссия Кировского УФАС, на основании определения об отложении по делу N 14/02-12 от 13.09.2012 г., составе: Бушманова Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, Целищева А.Н. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий, при участии заявителя - <_> при участии представителей ответчика: начальника Кировского отдела правового обеспечения юридической службы "ГЖД" филиала ОАО "РЖД" - <_> заместителя начальника Кировской дистанции электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ГЖД - филиала ОАО "РЖД" по энергетике - <_> начальника района электроснабжения Лянгасово Кировской дистанции электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ГЖД - филиала ОАО "РЖД" - <_> начальника Кировского линейного отдела Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" - <_> провела измерения напряжения в электрических сетях д. Токари Пасеговского с/поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, о чем составлен соответствующий протокол.
Комиссией были произведены замеры уровня напряжения в ВРУ дома N <_> в д. Токари, в котором проживают <_> и <_> и был получен следующий результат: напряжение без нагрузки - 198В; напряжение при включении освещения, стиральной машины (2 кВт) и насосной станции (0,9 кВт) - 192В; напряжение при включении освещения, стиральной машины (2 кВт) и водонагревателя (2 кВт) - 176В; напряжение при включении освещения, стиральной машины (2 кВт), утюга (1,2 кВт) и водонагревателя (2 кВт) - 178В; входное напряжение в дом, при включении стиральной машины (2 кВт) и водонагревателя (2 кВт) - 196В.
Комиссией были произведены замеры уровня напряжения в ВРУ дома N <_> в д. Токари, в котором проживают <_> и <_> и был получен следующий результат: напряжение при включении освещения, холодильника и телевизора - 199В.
Также были произведены замеры уровня напряжения в ВРУ дома N <_> в д. Токари, в котором проживает <_> и был получен следующий результат: напряжение при включение электроплиты - 147В.
Аналогичные замеры уровня напряжения были произведены в ВРУ дома N <_> в д. Токари, в котором проживает <_> и был получен следующий результат: напряжение при включении обогревателя - 147В.
Таким образом, уровень напряжения в жилых домах N <_> в д. Токари не соответствует действующим нормативам и меньше предельно допустимых значений отклонения напряжения. По адресам остальных лиц, подписавших коллективную жалобу на некачественное электроснабжение, замеры произведены не были.
В материалы дела представлена справка от 05.10.2012 г. за подписью начальника Кировского линейного отдела Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" - <_> Согласно данной справке в период с 17.09.2012 г. по 05.10.2012 г. сотрудниками Кировского линейного отдела Горьковской дирекции по энергообеспечению проведено инспектирование потребителей д. Токари Пасеговского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области. В результате проведенных проверок, выявленные точки самовольного подключения к линии электропередач устранены, проверены приборы учета электроэнергии.
После произведенных Комиссией Кировского УФАС замеров напряжения, ОАО "РЖД" произвело ряд действий по улучшению качества электроснабжения в деревне Токари, а именно отключение несанкционированных потребителей, монтаж отдельной КТП непосредственно в центре деревни Токари, монтаж ВЛ - 6 кВ до КТП и ВЛ - 0,4 кВ от КТП до точки соединения с существующей ВЛ - 0,4 кВ в деревне.
Исполнителю по коллективному заявлению, <_> со стороны ОАО "РЖД" было направлено гарантийное письмо от 05.10.2012 г. N ЭЧ-3/2171, в котором Кировская дистанция электроснабжения гарантировала Токареву А.Н. приведение уровня напряжения в его доме по адресу: д. Токари, д. 36 к требованиям ГОСТ- 13109-97.
Представителями ответчика в материалы дела представлены фотографии с места работ по монтажу новой КТП и монтажу ВЛ.
Таким образом, несмотря на то, что ОАО "РЖД" стало известно о ненадлежащем качестве электроснабжения в деревне Токари 04.04.2011 г. (данный вывод следует из письма Кировской дистанции электроснабжения в адрес <_> от 04.04.2011 г.), и имелось письменное обращение <_> перенаправленное 13.01.2011 г. ООО "Русэнергосбыт" в адрес сетевой организации, филиала ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога Кировская дистанции электроснабжения о необходимости устранения недостатков на электрических сетях, а также приведения качества электрической энергии к требованиям ГОСТ, ответчик приступил к фактическим действиям по повышению качества электроснабжения, устранению недостатков, лишь после произведенных Комиссией Кировского УФАС замеров напряжения, то есть после 18.09.2012 г.
Комиссией Кировского УФАС не принимается довод ответчика о том, что ответственность за качество электрической энергии, поставляемой потребителям, должен нести гарантирующий поставщик, то есть ООО "Русэнергосбыт", поскольку последнее заключило с потребителями договоры энергоснабжения.
В соответствии с п. 3.4.1 договора N 70480026, заключенного между ООО "Русэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Кировэнерго" (исполнитель), заказчик обязуется обеспечить подачу в сети Исполнителя и ПСО электрической энергии (мощности) в объеме, обязательство по доставке которого Потребителям принял на себя Заказчик, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
По смыслу п. 3.5.15 договора N 70480051, заключенного между ОАО "РЖД" (исполнитель) и ОАО "Кировэнерго" (заказчик), исполнитель обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электрической энергии (мощности) от точек приема до точек отпуска в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТу 13109-97.
Следовательно, ООО "Русэнергосбыт", как гарантирующий поставщик, не владеющий объектами электросетевого хозяйства, может лишь опосредованно влиять на обеспечение качественного электроснабжения в рамках гражданско-правовых договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенных с сетевыми организациями.
Таким образом, ОАО "РЖД", в лице филиала Кировская дистанция электроснабжения, осуществляет передачу электрической энергии по своим сетям, и, следовательно, меры по обеспечению надлежащей передачи электроэнергии и качества передаваемой электрической энергии может осуществить только само Общество.
Довод ответчика о том, что ОАО "РЖД" в лице ГЖД не включено в реестр естественных монополий по вопросам подачи электроэнергии, а рассмотрение жалоб, обращений потребителей - физических лиц по вопросам качественного предоставления коммунальных услуг не относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы Комиссией Кировского УФАС не принимается, так как согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАС России переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за исключением функции в сфере защиты прав потребителей.
Однако в данном случае в Кировское УФАС поступила жалоба на нарушение прав потребителей, лицом осуществляющим деятельность в условиях ествественной монополии.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет: определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Кроме того, ОАО "РЖД" в лице филиала Горьковская железная дорога Кировская дистанция электроснабжения осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим Обществу сетям. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем, на основании пункта 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей, в том числе на территории Кировской области.
Из части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 г. N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:
электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пункт 9 Правил N 307 устанавливает, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требование к качеству электрической энергии установлено Государственным стандартом СССР системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии номинальным напряжением до 1000 В N 21128-83, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.1983 N 5576.
Пунктом 3 указанного ГОСТа установлена величина номинального напряжения в сетях потребителей 220 В. Осуществление электроснабжения жилых домов в д. Токари номинальным напряжением менее 220 В, свидетельствует о поставке электроэнергии не соответствующей требованиям ГОСТа N 21128-83 (т. е некачественной).
Пунктом 5.1 ГОСТа N 13109-97, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 N 338, установлены два вида норм качества электрической энергии: нормально допустимые и предельно допустимые.
Согласно п. 5.2 ГОСТа N 13109-97, нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводов приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" целью настоящего закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках российской Федерации.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действиями ОАО "РЖД", по необеспечению надлежащего качества передаваемой электроэнергии жителям деревни Токари, повлекшее отклонение уровня напряжения от нормативного, нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что имело (могло иметь) своим результатом, ущемление интересов жителей деревни Токари Пасеговского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области.
Учитывая, что на момент принятия настоящего решения все недостатки на своих электрических сетях в деревни Токари, по причине которых уровень напряжения электрической энергии, передаваемой жителям деревни Токари не соответствовал нормативному, ОАО "РЖД" устранены, то Комиссия не находит оснований для выдачи предписания.
Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать в действиях ОАО "РЖД" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необеспечении надлежащего качества передаваемой электроэнергии жителям деревни Токари, повлекшее отклонение уровня напряжения от нормативного, что имело (могло иметь) своим результатом ущемление интересов жителей деревни Токари Пасеговского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области.
Прекратить производство по делу в отношении ОАО "РЖД" по факту нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии: Г.Ш. Головина
А.Н. Целищев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 ноября 2012 г. N 14/02-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016