Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 20 марта 2015 г. N 22-ФАС22-Р/02-15
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
С<_>
Члены Комиссии:
Б<_>
Б<_>
рассмотрев дело N22-ФАС22-Р/02-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы алкогольной продукции в сети Интернет с признаками нарушения Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламораспространитель гражданин И<_> а также в присутствии гражданина О<_>
в отсутствие представителя УМВД России по г.Барнаулу (заявитель уведомлен), установила:
в Алтайское краевое УФАС России поступила информация УМВД России по г.Барнаулу (вхд. N135 от 13.01.2015 г.) о размещенной в сети Интернет рекламе реализации алкогольной продукции, что содержит признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
В результате проведенного осмотра сайта http://alco-bar22.ru установлено, что на главной странице сайта содержатся следующая информация: "Доставка алкоголя по Барнаулу с 21:00 до 04:00 Доставка алкоголя вино, водка, коньяк, виски, пиво разливное, на дом в Барнауле с 21:00 до 06:00 Дорогие друзья! Вы прекрасно знаете о запрете продажи алкоголя ночью! Мы не нарушаем закон РФ мы не продаем алкоголь ночью, мы его вам дарим! Приобретая в нашей компании разовую подарочную карту Вы становитесь обладателем подарка, но лишь с одним ограничением - если Вам исполнилось 21 год! Спиртное имеет свойство заканчиваться в самый неподходящий момент и, как правило, ночью решать Вам отказывать себе в удовольствии продолжить вечер, или позвонить нам и получить качественный алкоголь в дар от нашей компании! Чтобы получить бонус у курьера вам необходимо позвонить нам с 21:00 до 5:00, оплатить покупку разовой подарочной карты и выбранный заранее бонус у вас в руках. Наша доставка-ваше удовольствие!".
Кроме того, на сайте содержится ассортиментный перечень реализуемой продукции с указанием наименования и цены конкретной марки алкоголя: коньяк, вино, мартини, водка, шампанское, бренди, ром, пиво (разлив), пиво "бутылочное".
Рассматриваемая реклама распространяется с признаками нарушения требований п.7 ст.7, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
На заседании Комиссии гражданин И<_> факт нарушения признал и пояснил, что по заданию гражданина С<_> является разработчиком сайта, однако документального подтверждения факта передачи логина и пароля И<_> не предоставил.
Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав доводы стороны, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама".
Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Оказание услуг представляет собой совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. На сайте http://alco-bar22.ru в качестве основной информации, к которой привлечено внимание, выступает продажа алкогольной продукции как деятельность.
Таким образом, осуществление деятельности по продаже алкогольной продукции представляет собой оказание услуг, что в рамках Федерального закона "О рекламе" является объектом рекламирования и в целом свидетельствует о том, что распространенная информация носит рекламный характер.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", лицензия выдается на осуществление деятельности, в том числе, по розничной продаже алкогольной продукции.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Лицензия на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на заседание Комиссии не представлена.
Согласно ч.4 ст.2 Федерального закона "О рекламе", специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Согласно п.8 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исходя из указанных требований следует, что запрет размещения рекламы в сети Интернет распространяется не только на алкогольную продукцию как товар, но также и на рекламу средств индивидуализации алкогольной продукции. Фоновое оформление сайта http://alco-bar22.ru выполнено с помощью указания различных логотипов алкогольной продукции: "Efes", "Martini", "Tuborg beer", "Сибирская корона" и т.д. Следовательно, в рассматриваемой рекламе содержится нарушение требования п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, рекламная информация, размещенная на сайте http://alco-bar22.ru содержит нарушение требований п.7 ст. 7, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, рассматриваемая реклама алкогольной продукции, является ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены требования Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.7 ст.38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требования, установленного п.7 ст.7, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно данным сайта www.reg.ru, регистратором домена alco-bar22.ru является ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ".
На запрос антимонопольного органа ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" предоставлены сведения, что администратором домена alco-bar22.ru является физическое лицо - И<_>
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет" в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
В связи с тем, что владелец (администратор) сайта размещает информацию на сайте и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на сайте, и должен нести ответственность в случае выявления нарушения Федерального закона "О рекламе" на данном сайте.
И<_> не предоставил документов, подтверждающих факт наличия у иного лица доступа к сайту для размещения рассматриваемой рекламы на сайте http://alco-bar22.ru.
Таким образом, рекламораспространителем является гражданин И<_>.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения гр. И<_> требований п.7 ст.7, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы алкогольной продукции в сети Интернет на сайте http://alco-bar22.ru.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, размещенную на сайте http://alco-bar22.ru, ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования п.7 ст.7, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать гражданина И<_> нарушившим требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать гражданину И<_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения в отношении гражданина И<_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: С<_>
Члены Комиссии: Б<_>
Б<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N46
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
20 марта 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
С<_>
Члены Комиссии:
Б<_>
Б<_>
на основании своего решения от 20 марта 2015 г. по делу N22-ФАС22-Р/02-15 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещенной в сети Интернет на сайте http://alco-bar22.ru, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования п.7 ст.7, п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. И<_> в десятидневный срок со дня выдачи предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение на сайте http://alco-bar22.ru рекламы алкогольной продукции, а также рекламы деятельности по продаже алкоголя в отсутствие лицензии на осуществление деятельности.
2. И<_> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 06 апреля 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: С<_>
Члены Комиссии: Б<_>
Б<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 марта 2015 г. N 22-ФАС22-Р/02-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016