Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 20 ноября 2012 г. N 30
Резолютивная часть решения оглашена 07.11.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 20.11.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА),
рассмотрев 07.11.2012 г. дело N 30 от 02.10.2012 г. по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии представителей БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина":, установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 03.08.2012 г. поступило заявление от БУ РА Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина на действия филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" по составлению акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 27.06.2012 г. N 000163. Заявитель указывает, что сотрудник Турочакского РЭС без согласования с руководством РЭС проводил инспектирование учета электроэнергии в музее алтайского сказителя Н.У. Улагашева (с. Паспаул Чойского района Республики Алтай). О проведении проверки руководство музея не было поставлено в известность, а инспектирование проводилось в присутствии не уполномоченного на данные действия сторожа-охранника музея. По мнению заявителя пломба с крышки клемной коробки прибора учета электрической энергии сорвана самим сотрудник Турочакского РЭС. В связи с чем, учреждение просит принять меры к ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" и акт неучтенном потреблении электроэнергии считать несоответствующим действительности.
По факту поступившего заявления 28.08.2012 г. филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" представил письменные пояснения вх. N 2118, в которых указал, что Объект был проверен начальником группы транспорта электрической энергии (ГТЭЭ) Турочакского РЭС филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети". В силу полномочий по должности начальник ГТЭЭ самостоятельно организует порядок, сроки и объекты (потребителей), на которых проводит проверки. Дополнительного согласования (письменного или устного) с руководством РЭС, а именно с начальником РЭС на проведение технических проверок не требуется.
Составление планов проверок юридических лиц не предусмотрено нормами действующего законодательства. Порядок уведомления потребителей о предстоящих проверках не установлен. В соответствии с договорами энергоснабжения Потребителей, потребитель обязан допускать представителей сетевой организации для проведения технических проверок при этом согласование таких проверок или уведомление о предстоящих проверках не требуется.
Акт о неучтенном потреблении подписывается представителями потребителя. Исходя из сложившейся судебной практики, представителями потребителя признаются лица, состоящие в договорных отношениях по трудовому договору с Потребителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
27.08.2012 г. филиал "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" представил письменные пояснения в которых указал, что между ОАО "Алтайэнергосбыт" (Продавец) и БУ РА Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина (Потребитель) заключен муниципальный контракт на энергоснабжение N Ц 087 от 01.01.2010 г. (далее - контракт).
В соответствии с п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления электрической энергии.
Проведение проверок приборов учета в соответствии с требованиями Основных положений предполагает наличие планов-графиков, разработанных сетевой организацией и согласованных с гарантирующим поставщиком.
Согласно пунктам 173, 174 Основных положений до 25-го числа текущего месяца сетевая организация должна ежемесячно уведомлять гарантирующего поставщика о план-графике проведения проверок расчетных приборов учета потребителей на следующий месяц.
Кроме того, договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 001 от 12.02.2010 г., заключенного с ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские сети", предусмотрено ежемесячное составление графиков проведения проверок приборов учета потребителей и передача их ОАО "Алтайэнергосбыт" (пункт 5 Приложения N 6 к договору N 001).
Вместе с тем, согласование проведение проверок на июнь 2012 г. в мае 2012 г. с ОАО "Алтайэнергосбыт" со стороны сетевой организации не проводилось.
По результатам анализа заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 02.10.2012 г. возбуждено дело N 30 в отношении ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 02.10.2012 г. рассмотрение дела N 30 назначено на 11-00 часов 16.10.2012 г. В связи с поступившим от БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" ходатайством Комиссия УФАС по РА определением от 16.10.2012 г. отложила рассмотрение дела N 30 и назначила очередное заседание комиссии на 14-30 часов 19.10.2012 г.
Представитель БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" Абраева В.М. на заседании Комиссии УФАС по РА пояснила, что комплектная трансформаторная подстанция (КТП), в которой расположен, проверенный 27.06.2012 г. прибор учета, на балансе учреждения не находится. В обоснование своих доводов представителем был представлен Договор на техническое обслуживание электроустановок N 18.0400.144.12 от 01.07.2012 г., заключенный с ОАО "МРСК Сибири".
Представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" ходатайствовал о приостановлении рассмотрения дела N 30 от 02.10.2012 г. в связи с тем, что в производстве Арбитражного суда Республики Алтай находится дело N А02-1637/2012 по исковому заявлению ОАО "Алтайэнергосбыт" к БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" о взыскании задолженности по акту о неучтенном потреблении N 000163 от 27.06.2012 г., итоги рассмотрения которого будут иметь существенное значение для рассмотрения дела N 30 от 02.10.2012 г. Кроме того представитель отметил, что указанная КТП на балансе ОАО "МРСК Сибири" не находится.
Комиссия УФАС по РА отклонила ходатайство представителя Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" о приостановлении рассмотрения дела N 30 от 02.10.2012 г. до вынесения судебного решения по делу N А02-1637/2012, так как предметом спора по делу, рассматриваемому Арбитражным судом Республики Алтай, является взыскание задолженности по акту о неучтенном потреблении электроэнергии N 000163 от 27.06.2012 г. В то время как дело N 30 от 02.10.2012 г. возбужденно в отношении ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи со злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением при проведении проверки приборов учета электрической энергии БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" с нарушением требований пунктов 173, 177 Основных положений, чем были ущемлены интересы последнего.
Ввиду того, что БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" не представлены документы, свидетельствующие о балансовом разграничении объектов электросетевого хозяйства посредством которых осуществляется энергоснабжение Музея алтайского сказителя Н.У. Улагашева, Комиссией УФАС по РА было принято решение об отложении рассмотрения дела N 30 от 02.10.2012 г. Определением от 19.10.2012 г. рассмотрение дела N 30 от 02.10.2012 г. назначено на 14-30 часов 24.10.2012 г., от ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" был запрошен акт разграничения балансовой принадлежности электрической сети, осуществляющей электроснабжение Музея алтайского сказителя Н.У. Улагашева (с. Паспаул Чойского района Республики Алтай).
В связи с поступившим 24.10.2012 г. от БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" ходатайством об отложении рассмотрения дела N 30 от 02.10.2012 г. Комиссией УФАС по РА принято решение отложить рассмотрение дела и назначить очередное заседание комиссии на 14-30 часов 07.11.2012 г.
26.10.2012 г. от Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" поступил запрошенный Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленный между ОАО "МРСК Сибири" и ГУК РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" (25.12.2011 г. преобразовано БУ РА), в отношении мемориального комплекса им. Н.У. Улагашева по адресу: 2,6 км на северо-восток от с. Паспаул Чойского района Республики Алтай.
На заседании Комиссии УФАС по РА 07.11.2012 г. представитель БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" указал, что КТП, в которой расположен прибор учета электрической энергии находится на балансе бюджетного учреждения. Пояснения о принадлежности КТП ОАО "МРСК Сибири" им даны ошибочно. Кроме того, представитель подтвердил, что действия сетевой организации по проведению проверки приборов учета электрической энергии в мемориальном комплексе алтайского сказителя Н.У. Улагашева без уведомления проверяемого лица, а также в отсутствии оснований проведения внеплановой проверки ущемляют интересы БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина".
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, пришла к выводу:
Между ОАО "Алтайэнергосбыт" и государственным учреждением культуры Республики Алтай "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" 01.01.2010 г. заключен муниципальный контракт на энергоснабжение N ц087. В соответствии с контрактом общество является "гарантирующим поставщиком", учреждение - "потребителем".
Согласно пункту 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Таким образом, БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" несет бремя ответственности за надлежащую эксплуатацию прибора учета электроэнергии, его сохранность, включая целостность пломб.
Пунктом 167 Основных положений определено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
В свою очередь пункт 173 Основных положений определяет, что проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:
полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;
полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;
выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
Из представленной 27.08.2012 г. филиалом "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" и 28.08.2012 г. филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" информации следует, что план-график проведения проверок расчетных приборов учета на июнь 2012 г. не был согласован, а основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали. Таким образом, филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" в нарушение пункта 173 Основных положений провел проверку приборов учета БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" при отсутствии оснований для их проверки.
Согласно пункту 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.
Представленные БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" 11.09.2012 г. письменное пояснение и фотографии РУ 0,4 кВ N 16-13-24 свидетельствуют о том, что доступ к КТП для посторонних лиц закрыт. Прибор учета электрической энергии помещен в специальный шкаф под замком, ключи находятся на щитке под ответственностью сторожей-кочегаров.
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" не уведомив проверяемое лицо о проводимой проверке нарушило пункт 177 Основных положений.
Пунктами 192,193 Основных положений предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Пунктом 7.4 муниципального контракта от 01.01.2010 N ц087 предусмотрено, что в случае составления акта о неучтенном потреблении с участием представителя Потребителя таковым является, в том числе работник Потребителя и при отсутствии у него специальных полномочий, выраженных в доверенности.
Из представленных БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина" документов следует, что между учреждением и гражданином Т. был заключен 28.06.2012 г. трудовой договор N 18. Согласно договору гражданин Т. принимается на работу сторожем-кочегаром, дата начала работы с 27.06.2012 г. Оформленный экземпляр договора гражданин Т. получил 30.06.2012 г.
На основании изложенного, акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 27.06.2012 г. N 000163 сотрудником Турочакского РЭС правомерно составлен в присутствии сторожа-кочегара гражданина Т.
Доводы заявления БУ РА Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина о том, что пломба с прибора учета сорвана сотрудником Турочакского РЭС Комиссия УФАС по РА считает не доказанными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 N 8/1 (в ред. Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай от 09.10.2009 N 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Действия ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" по проведению проверки приборов учета без уведомления проверяемого лица, а также в отсутствии оснований проведения внеплановой проверки противоречат требованиям пунктов 173, 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и ущемляют интересы БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина".
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, в действиях ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с проведением проверки приборов учета электрической энергии в мемориальном комплексе алтайского сказителя Н.У. Улагашева без уведомления проверяемого лица о дате и времени проведения такой проверки, а также в отсутствии оснований проведения внеплановой проверки, что противоречит требованиям пунктов 173, 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и ущемляют интересы БУ РА "Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина".
2. В связи с тем, что основанием составления акта о безучетного потребления электрической энергии от 27.06.2012 N 000163 явилось отсутствие пломбы на клемной крышке электросчетчика (что не оспаривается музеем) Управлением принято решение не выдавать ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем признания акта о безучетном потреблении недействительным.
3. Материалы дела N 30 передать уполномоченному должностному лицу Алтайского республиканского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20 ноября 2012 г. N 30
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016