Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 02-03/68-2011 (опубликовано 22 ноября 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "09" ноября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено "21" ноября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_________________>
рассмотрев дело от 17.10.2011 N 02-03/68-2011 по признакам нарушения МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (670031, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
от заявителя - ОАО "Бурятэнергосбыт", не явился, извещен, уведомление о вручении заказного письма N 67000103224780 вручено 31.10.2012,
от заявителя - ООО "Энком" <_> доверенность от 28.04.2011,
от ответчика - МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" <_> доверенность от 08.11.2012 N 84, <_> доверенность от 21.12.2011 N 155,
от заинтересованного лица - ОАО "Улан-Удэ Энерго" <_> доверенность от 10.01.2012 N 008, установила:
В Бурятское УФАС России поступили заявления ООО "Энком" от 18.07.2011 вх.N 5550 и ОАО "Бурятэнергосбыт" от 18.07.2011 N 5586. Заявители указывают, что договор аренды N 03/11/АИК-03 от 30.06.2011 между МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" и ОАО "Улан-Удэ Энерго" заключен без проведения конкурса на право заключения договора аренды, что является нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Энком" и ОАО "Бурятэнергосбыт" Бурятским УФАС России 17.10.2011 возбуждено дело N 02-03/68-2011 в отношении МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (далее - Комитет) по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 имущественного комплекса с ОАО "Улан-Удэ Энерго", предусматривающего переход прав владения и (или пользования) в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
При рассмотрении дела 09.11.2011 представители заявителей - ОАО "Бурятэнергосбыт" и ООО "Энком" поддержали доводы, изложенные в заявлениях.
Комитетом представлен отзыв на заявление от 09.11.2011 N 00324248, согласно которому пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды муниципального имущества без проведения публичных процедур возможно с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В пункте 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 дано определение сетей инженерно-технического обеспечения и технологически связанных сетей. Руководствуясь данными нормами Комитет заключил договор аренды имущественного комплекса от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности с ОАО "Улан-Удэ Энерго" без проведения торгов. Договор заключен с ОАО "Улан-Удэ Энерго" как с собственником объектов электросетевого хозяйства, а именно, 62 сооружений и зданий трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов (далее ПС, РП, ТП), а также 1009 единиц электротехнического оборудования ПС, РП и ТП, используемых для осуществления услуг по приему и передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на территории г. Улан-Удэ.
Находящиеся в собственности ОАО "Улан-Удэ Энерго" объекты электросетевого хозяйства и муниципальные объекты электросетевого хозяйства непосредственно используются в процессе электроснабжения потребителей на территории г. Улан-Удэ. Имеется взаимная технологическая связь объектов электросетевого хозяйства ОАО "Улан-Удэ Энерго" с объектами, находящимися в муниципальной собственности, их единое функциональное назначение. Считает, что договор аренды имущественного комплекса от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 объектов электросетевого хозяйства заключен правомерно.
ОАО "Улан-Удэ Энерго" представлен отзыв от 09.11.2011 по факту возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в котором указано, что жалобы заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики в первую очередь является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надлежащего функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей. Пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность передачи государственного или муниципального имущества без проведения торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Согласно письму ФАС России от 21.01.2010 N ПС/1568 к технологически связанным сетям относятся принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Такой же вывод подтвержден письмом ФАС России от 21.09.2011 N АК/35898, имеющийся в материалах дела. Технологическая связь и взаимные точки присоединения подтверждаются однолинейной схемой электроснабжения г. Улан-Удэ, схемами технологической связи объектов электросетевого хозяйства ОАО "Улан-Удэ Энерго" с объектами электросетевого хозяйства г. Улан-Удэ, заключениями Забайкальского управления Ростехнадзора по Республике Бурятия от 16.08.2011 N 2463/9-2.
Определением от 09.11.2011 N 02-03/3992 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела.
ООО "Энком" представлены письменные пояснения от 29.11.2011, согласно которым, ООО "Энком" не имеет в наличии данных по перечню объектов муниципального электросетевого хозяйства, не имеющих взаимных точек присоединения с объектами электросетевого хозяйства ОАО "Улан-Удэ Энерго", не может представить запрашиваемую информации. Заявитель не согласен с доводами Комитета и ОАО "Улан-Удэ Энерго" о том, что имущественный комплекс может быть передан по договору на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку является частью сети инженерно-технического обеспечения. Заявитель считает, что нельзя трактовать в целом, как электросетевое имущество ОАО "Улан-Удэ Энерго", находящееся в собственности, так и электросетевое имущество Комитета, переданное по договору аренды от 30.06.2011 как единую сеть инженерно-технического обеспечения или ее часть. ОАО "Улан-Удэ Энерго" передан в целом имущественный электросетевой комплекс г. Улан-Удэ, состоящий из отдельных независимых объектов электросетевого хозяйства, которые являются самостоятельно функционирующими сетями инженерно-технического обеспечения.
Представителем ОАО "Улан-Удэ Энерго" также представлены пояснения от 29.11.2011, указывающие на наличие технологической связи муниципальных объектов электросетевого хозяйства с объектами ОАО "Улан-Удэ Энерго". Доказательства, опровергающие доводы сторон договора аренды, о том, что переданное по договору муниципальное имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения и имеет взаимные точки присоединения, заявителями не представлены.
Определением от 29.11.2011 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
При рассмотрении дела 15.12.2011 Забайкальским управлением Ростехнадзора представлены письменные пояснения (ответы) на поставленные ранее вопросы, согласно которым все объекты электросетевого хозяйства, расположенные в г. Улан-Удэ, независимо от ведомственной принадлежности соединены меж собой через линии электропередач и подстанций и образуют электрическую сеть г. Улан-Удэ, которая в свою очередь является частью сети Республики, а та в свою очередь, частью электросети Сибири. Соответственно, электрическая сеть города так же делится на более мелкие части. Имущество, переданное по договору аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 не является самостоятельной электрической сетью по отношению к электрической сети г. Улан-Удэ, а является ее составной частью, так же как имущество ОАО "Улан-Удэ Энерго".
При рассмотрении дела 24.01.2012 представителем ОАО "Улан-Удэ Энерго" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N 02-03/68-2011 до принятия Арбитражным судом Республики Бурятия судебного акта по делу N А10-874/2011, так как результат судебного дела имеет значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку имеется один и тот же субъектный состав, исследуются одни и те же доказательства, дается оценка одним и тем же доводам сторон.
Выслушав доводы заинтересованного лица, заявителей, ответчика по делу Комиссия приходит к выводу о приостановлении рассмотрения дела N 02-03/68-2011 до рассмотрения судом дела NА10-874/2011 в связи со следующим. В производстве Арбитражного суда Республики Бурятия находится дело NА10-874/2011 по иску ООО "Энком" к ОАО "Улан-Удэ Энерго" и Комитету о признании недействительным (ничтожным) договора аренды имущественного комплекса от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03, заключенного между Комитетом и ОАО "Удан-Удэ Энерго". Результат данного дела будет иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссией Бурятского УФАС России вынесено определение от 24.01.2012 N 02-03/227 о приостановлении рассмотрения дела N 02-03/68-2011 до рассмотрения судом дела N А10-874/2011, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
04.10.2012 Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа вынесено постановление по делу N А10-874/2011.
Определением Комиссии Бурятского УФАС России от 18.10.2012 N 02-03/4310 рассмотрение дела N 02-03/68-2011 возобновлено.
Представитель заявителя ООО "Энком" поддержал ранее изложенные доводы, а также указал, что договор аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 противоречит статьям 15 и 17.1 Закона о защите конкуренции, Положению "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 272-21.
Представитель ОАО "Улан-Удэ Энерго" пояснила, что в настоящее время имеются судебные акты, в которых установлено, что имущество по договору аренды передано в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Определением от 26.10.2012 N 02-03/4419 рассмотрение дела было отложено в связи с отсутствием надлежащего уведомления второго заявителя - ОАО "Бурятэнергосбыт".
При рассмотрении дела 09.11.2012 представитель заявителя ООО "Энком" поддержал ранее изложенные доводы.
Представители Комитета пояснили, что имеется вступивший в силу судебный акт, свидетельствующий об отсутствии нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, выступления заявителей, ответчика по делу и заинтересованного лица, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.06.2011 Комитетом вынесено решение N 733/2 о передаче имущественного комплекса электросетевого хозяйства в аренду ОАО "Улан-Удэ Энерго" на срок с 01.07.2011 по 31.12.2021.
30.06.2011 между Комитетом и ОАО "Улан-Удэ Энерго" заключен договор аренды N 03/11/АИК-03 имущественного комплекса.
Предметом договора аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 имущественного комплекса является предоставление во временное владение и пользование за плату имущественного комплекса (далее - Имущество) согласно Приложению в составе:
- 406 зданий, помещений ТП и РП,
- 153 единиц имущества: подстанции, системы АСКЭУ, подстанции КТП, воздушные линии, кабельные линии, сети электроснабжения, линии электропередач, внутриплощадочные электрические сети, 3 здания ТП, 111 мкр., 11В, 11Г, 11Д (позиция 134,136,138), кабельные электрические сети, воздушные электрические сети;
- 60 единиц воздушных и кабельных электрических сетей, электросетевых комплексов.
Итого имущество общей балансовой стоимостью 415 445 116, 82 руб.
Имущество предназначено для:
- оказания услуг по передаче электрической энергии;
- осуществления деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей.
Срок действия договора устанавливается с 01.07.2011 по 31.12.2021.
Имущество общей балансовой стоимостью 415 445 116,82 руб. передано 30.06.2011 по акту приема-передачи N03/11/АИК-03 согласно Приложениям N 1 (перечень зданий объектов электросетевого хозяйства в количестве 406 единиц, общей балансовой стоимостью 157 155 817,00 руб.), N 2 (сети электроснабжения в количестве 60 единиц, общей балансовой стоимостью 171 484 836,87 руб.), N 3 (движимое имущество объектов электросетевого хозяйства в количестве 153 единиц, общей балансовой стоимостью 86804 462,95 руб.)
ОАО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к ООО "Энком" о понуждении заключить договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии в редакции предложенного истцом проекта договора N 353/04-01-10 от 30.12.2011 и приложений N1-10 к нему.
Определением от 30.08.2011 арбитражным судом принято встречное исковое заявление ООО "Энком" к ОАО "Улан-Удэ Энерго", Комитету о признании недействительным (ничтожным) договора аренды имущественного комплекса N03/11/АИК-03 от 30.06.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.02.2012 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.02.2012 по делу N А10-874/2011 в обжалуемой части оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В постановлении суда апелляционной инстанции от 14.06.2012 указано, что с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований о признании недействительным (ничтожным) договора аренды имущественного комплекса N03/11/АИК-03 от 30.06.2011 ООО "Энком" не согласно. ООО "Энком" считает, что договор аренды имущественного комплекса N03/11/АИК-03 от 30.06.2011 является недействительным (ничтожным) независимо от признания его таковым судом в силу требований статей 134 и 168 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 15 и 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 272-21, и не порождает правовых последствий с момента ее совершения.
В судебном акте отражено, что из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что муниципальное имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения города Улан-Удэ и непосредственно технологически связано с электросетевым хозяйством ОАО "Улан-Удэ Энерго". Передача указанного имущества в аренду третьему лицу без проведения конкурса, признана соответствующей пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.10.2012 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.02.2012 по делу N А10-874/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судом кассационной инстанции также сделан вывод о том, что передача спорного имущества в аренду без проведения публичных процедур соответствует положениям пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку ОАО "Улан-Удэ Энерго" обладало правами владения и пользования сетью инженерно-технического обеспечения, а спорное муниципальное имущество являлось технологически связанной частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения бесперебойного питания.
Таким образом, имеется вступивший в законную силу судебный акт, в котором содержатся выводы об отсутствии в действиях Комитета нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, имеется решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.07.2012 по делу N А10-781/2012, принятое по заявлению ООО "Энком" к МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ" о признании незаконным пункта 3 решения Комитета N 733/2 от 30.06.2011. Заявитель считает, что Комитетом при принятии решения N 733/2 от 30.06.2011 нарушены требования статьи 209 Гражданского кодекса РФ, Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 272-21 и статье 15 Закона о защите конкуренции. Указанным судебным актом в удовлетворении заявленных требований отказано. В решении суда первой инстанции указано, что из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что ОАО "Улан-Удэ Энерго" владеет на праве собственности более чем 150 объектами движимого имущества и более чем 400 объектами недвижимого имущества электросетевого хозяйства непосредственно технологически связанными с полученным в аренду муниципальным имуществом. Муниципальное имущество и имущество, находящееся во владении третьего лица являются частями электросетевого хозяйства города Улан-Удэ. Таким образом, муниципальное имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения города Улан-Удэ и непосредственно технологически связано с электросетевым хозяйством ОАО "Улан-Удэ Энерго".
Следовательно, решение N 733/2 от 30.06.2022 по передаче указанного имущества в аренду ОАО "Улан-Удэ Энерго" без проведения конкурса соответствует пункту 8 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012, вступившим в законную силу, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.07.2012 по делу N А10-781/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ правомерно передал ОАО "Улан-Удэ Энерго" в аренду имущественный комплекс без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
При рассмотрении дела N 02-03/68-2011 Комиссией установлено, что имеются вступившие в законную силу судебные акты, в которых содержатся выводы об отсутствии в действиях Комитета нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 02-03/68-2011 в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Комитета.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 02-03/68-2011 (опубликовано 22 ноября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016